) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики (пп. 9-17 Основных направлений государственной семейной политики).Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функции, повышение уровня жизни семей. В этих целях Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 10. - Ст. 1173., предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе: а) совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми; б) государственное стимулирование малого, в том числе семейного, предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей; в) развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей, молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных, и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям; г) стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств; д) увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женшин, детей и молодежи, обеспечение защищенности и финансирования важнейших мероприятий; е) повышение эффективности использования выделенных средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на более важных и приоритетных направлениях этих программ; ж) создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования; з) создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи; и) закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; к) совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи Колобова С.В.Трудовое право России: Учебное пособие. ЗАО Юстицинформ, 2005.- С. 450..Таким образом, можно сделать вывод, что семейная политика - это часть государственной социальной политики, отстаивающая специфические интересы семьи как социального института и человека как носителя семейных прав и обязанностей.Необходимо также отметить, что в данной работе семейная политика государства исследуется лишь в аспекте правового регулирования социальным законодательством трудовых отношений лиц с семейными обязанностями.1.2 Семья, члены семьи, лица с семейными обязанностями как правовые категорииГосударство защищает семью путем охраны прав ее членов. В особой охране нуждаются лица с семейными обязанностями Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный)/Отв. ред. Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б.. М., Юристъ, 2005.- С.212..Термин «трудящиеся с семейными обязанностями» впервые упоминается в Конвенции Международной организации труда № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда. 1991. - С. 1957-1961. (далее - МОТ). Данная Конвенция принята в развитие Конвенции Организации Объединенных Наций 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов - М. Юридическая литература. 1990. - С. 341-355., в которой, в частности, констатировалось, «что для достижения полного равенства мужчин и женщин необходимо изменить традиционную роль, как мужчин, так и женщин в обществе и семье». Как отмечалось на 67-й сессии Международной конференции труда, «ничего не было сделано, чтобы содействовать активному участию мужчин в семейной жизни. Мужчины могли лишь играть исключительно активную роль в профессиональной, общественной и государственной деятельности, так как только женщины выполняли или должны были выполнять обязанности, связанные с семьей и домашним хозяйством. Подобное разделение труда отрицательно повлияло не только на мужчин, но и на семейную жизнь и общество в целом» O равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин трудящихся с семейными обязанностями. Доклад на 67-й Междуна-родной конвенции труда. МБТ. - Женева. 1981. - С. 4..Одной из целей каждого государства--члена МОТ, в том числе и России, в этом аспекте является создание такой системы законодательства, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности. Это означает, что в рамках национальной политики, направленной на содействие равному обращению и равным возможностям для трудящихся мужчин и женщин, должны приниматься и применяться меры по недопущению прямой или косвенной дискриминации, основанной на признаках семейного положения или семейных обязанностей Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с учетом постановления КС РФ от 15.03.2005 года № 3-П/ Под ред. Л.Н. Анисимова.-М., 2006 ЗАО Юстицинформ-С.18..Положения Конвенции распространяются на все отрасли экономической деятельности и на все категории трудящихся.В развитие положений Конвенции № 156 была принята Рекомендация № 165 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное бюро труда. 1991. - С. 1963-1969., в которой несколько более детально раскрыты некоторые положения Конвенции. Исходя из того что проблемы трудящихся с семейными обязанностями являются аспектами более широких вопросов, касающихся семьи и общества, для обеспечения подлинного равенства обращений и возможностей для трудящихся мужчин и женщин государствами -- членами МОТ рекомендовано три основных направления деятельности:а) предоставлять трудящимся с семейными обязанностями возможность осуществлять свое право на профессиональную подготовку и свободный выбор работы;б) принимать во внимание их потребности в области условий труда и социального обеспечения;в) развивать и содействовать развитию учреждений и служб по уходу за детьми и оказанию помощи семье и других государственных и частных служб, отвечающих их нуждам.Конвенция № 156 определяет круг лиц, на которых распространяются ее положения, указывая определенный признак, в частности «семейные обязанности». К трудящимся с семейными обязанностями Конвенция и Рекомендация относят:- мужчин и жсншин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей;-- мужчин и женщин, имеющих обязанности и в отношении других ближайших родственников - членов семьи, которые нуждаются в уходе или помощи.При этом определение понятия «ребенок, находящийся на иждивении», а также понятия «другой ближайший родственник - член семьи» Конвенция относит к компетенции каждой отдельной страны. Сам термин «семейные обязанности» ни в Конвенции, ни в Рекомендации также не раскрывается и понимается достаточно узко - только как обязанность по содержанию детей и ближайших родственников -- членов семьи. Необходимо учитывать, что в международно-правовом аспекте семьей считается не только та, в которой наличествует формальная (юридическая) связь, но и такая, которая основывается на фактическом сожительстве.Большое влияние на развитие понятия семьи в странах - участницах Римской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г., которую Россия ратифицировала 20 февраля 1998 г., сыграла интерпретация понятия «семейная жизнь» в решениях Европейского суда по правам человека по применению ст. 8 Конвенции, провозглашающей право граждан на уважение личной и семейной жизни. Европейский суд констатирует наличие семейной жизни не только при наличии формальных семейных связей, но и в случае фактического сожительства Европейский суд по правам человека: Избранные решения. - М. 2005. Т. 2. - С. 692.. В связи с этим М. В. Антокольская отмечает, что «если раньше считалось, что не семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле, поскольку для этого необходимо законодательное признание данного союза семьей, то с присоединением. России к Римской конвенции ситуация изменилась. Европейский суд ставит на первое место не законодательное признание государством тех или иных отношений семейными, а наличие фактической семейной связи, существование которой налагает на государство обязанность обеспечить защиту и уважение этих отношений» Антокольская М. В. Семейное право. - М. Норма. 2000. - С. 13..По пути придания юридического значения факту совместного проживания ребенка и лица, осуществляющего заботу о нем, пошел законодатель при закреплении права на ежемесячные пособия на ребенка в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1929; № 48. - Ст. 4566; 1996. - № 26. - Ст. 3028; № 49. - Ст. 5489; 1997. - № 1. - Ст. 3; 1998. - № 31. - Ст. 3812; 1999. - №29. - Ст. 3692; 2000. - №29. - Ст. 3002..В связи с этим принципиально важной становится задача определения четких критериев понятий «семья», «семейные обязанности» в национальном законодательстве России.Очевидно, что термин «семейные обязанности» связан с понятием «семья» и в значительной степени обусловлен содержанием семейной политики, осуществляемой в том или ином государстве. Не существует единства мнений у исследователей, занимающихся Проблемами семьи по вопросам содержания семейной политики, понятия «семьи», объема и структуры семейных обязанностей. Одни считают, что семейная политика затрагивает только семьи, которые имеют (или намерены иметь) детей. Другие трактуют понятие семьи шире, включая обязанности в отношении пожилых родителей. Эволюция семейных отношений неразрывно связана с изменением социальных функций и структуры семьи, с переменой положения женщин в обществе. В XX в. на смену авторитарной семье, основанной на господстве в семье мужчины, стала постепенно приходить эгалитарная, базирующаяся на равных правах и активном участии женщины и других членов семьи во всех семейных делах.Обычно при употреблении в литературе термина «семья» в социологическом смысле имеется в виду «основанная на браке или кровном родстве группа лиц, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью» Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. - М. Наука. 1997. - С. 1012..Но специалисты различных отраслей знаний определяют понятие семьи по-разному, в связи, с чем в научной литературе появилось большое количество определений семьи. Множественность понятий семьи обусловлено в первую очередь различными аспектами ее исследования.Несмотря на отсутствие единой для всех отраслей науки и законодательства формулировки понятия семьи, спорной является и сама необходимость этого: «слишком многообразны критерии, характеризующие семейный союз, слишком разнятся практические условия отграничения данной семьи в конкретных случаях» Право и защита семьи государством / Отв. ред. В. П. Мозолин, В. А. Рясенцев. - М. Юрлитиздат. 1987. - С. 10.. За нецелесообразность выработки единого определения семьи высказывались многие ученые-правоведы (Р. И. Иванова Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР - М. Юридическая литература. 1986. - С. 101., М. В. Антокольская3 Антокольская М. В. Указ. соч. - С. 12., Е. Ф. Чернышева Чернышева Е. Ф. Правовое регулирование отношений по социальному обеспечению семей с детьми: Дис. ... канд. юрид. наук. - Л., 1981. - С. 12-13.).Г. К. Матвеев придерживался другой точки зрения и говорил о необходимости выработки в Семейном кодексе «общего определения семьи, из которого все отрасли законодательства исходили бы (с учетом своей специфики) при определении круга лиц, связанных брачно-семейными отношениями» Матвеев Г.К. Советское семейное право. - М. Юрлитиздат. 1985. - С. 48; Соловьева Е. В. Социальная зашита семей с детьми как элемент социальной политики государства в переходный к рыночной экономике период: Дис. ... канд. юрид. наук. - М. 1995. - С. 57-58; Белякова Н. М., Ворожейкин Е. М. Советское семейное право. - М. Юридическая литература. 1974. - С. 33..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|