реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков

реферат
) наличие в них подростков, которые не учатся и не работают;

в) участие лиц, у которых неблагополучная обстановка в семье;

г) наличие лиц с ограниченными интересами, занимающихся бесцельным времяпрепровождением.

Совокупность этих признаков, проявившихся в той или иной степени, характерна для подавляющего большинства групп, участвовавших в преступлениях.

Своевременность учёта зависит во многом от умения выявить и изучить группы на той стадии, когда они еще не совершают преступлений, а лишь организуются для этого. Полнота учёта зависит от умения выявлять из большого числа озорничающих мальчишеских компаний те, на которых надо обратить внимание.

Как известно, на учёт берутся группы, в том случае, когда каждый из участников может быть взят на учёт, а если группа еще не совершает противоправных действий, но по всему видно, что состоит на грани этого, то здесь через общественность и коллективы по месту учёбы и работы нужно принять упреждающие меры.

В процессе изучения групп, взятых на учет, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на следующее:

1. Характер и причины отклонений в образе жизни, поведении, вовзглядах, привычках членов групп.

2. Возможность их исправления и перевоспитания.

3. Распределение ролей, характер взаимоотношений между участника ми.

4. Индивидуальные особенности каждого участника, с учётом которых он может быть использован для перевоспитания других членов группы.

5. Жизненные цели каждого участника.

6. Характер правонарушителей (до взятия на учёт и после).

7. Сведения о личности участников.

8. Излюбленные места сборищ.

9. Условия жизни, воспитания, учёбы, работы.

10. Интересы к музыке, технике, литературе и т. д.

11. Отношение к коллективу.

12. Удовлетворение своим участием в группе.

13. Сведения об изменениях в характере группы в результате проведения профилактических мероприятий.

Источниками таких сведений могут быть характеристики из коллективов, беседы с родственниками, соседями и др.

Работники ОППН и другие службы милиции выявляют группы:

а) в результате патрулирования;

б) поступающей информации;

в) при проведении следственных действий;

г) в процессе индивидуальной профилактики (беседы);

д) в результате доставления в ОВД несовершеннолетних за совершение правонарушения;

е) изучая сведения в картотеках, журналах задержанных, в профилактических делах и связи лиц, состоящих на учёте по профилактическим делам и учётно-профилактическим карточкам.

Вместе с тем принимаемыми мерами пока не удается сдерживать рост преступности, стабилизировать обстановку. Молодежная преступность растет. Раскрываемость таких преступлений не улучшается. Увеличивается "вилка" между количеством выявленных преступников и числом осужденных.

В Ростовской области в связи с ростом групповой преступности, имеющим преимущественно объективные причины, требуются дополнительные меры по укреплению органов охраны правопорядка, в первую очередь органов внутренних дел, меры по улучшению организации их деятельности.

Изучение показало, что милиция нуждается сегодня в современных средствах связи и передвижения, криминалистической и оперативной технике, в увеличении штатной численности, в профессиональных кадрах. Обеспеченность ее специмуществом, техникой и транспортом, обмундированием на местах составляет 60--70 % от норм положенного. Нагрузка сотрудников уголовного розыска, ОПППН, следователей, криминалистов, участковых инспекторов милиции значительно превышает установленные нормативы. Значительная их часть работает в должности не более трех лет, не имеет юридического образования.

Имеются серьезные недостатки в организации работы различных служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений несовершеннолетних и молодежи.

Сотрудники уголовного розыска имеют слабые оперативные позиции в преступной молодежной среде и криминальных, и предкриминальных группах несовершеннолетних, и молодежи по месту жительства.

Не отвечает современным требованиям уровень воспитательно-профилактической работы в отделениях по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних. Их правовой статус еще окончательно не определен. В законе "О милиции" вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних среди задач и обязанностей милиции вообще не упоминаются. Ничего не говорится в нем и об инспекциях по делам несовершеннолетних, хотя в системе органов милиции они являются основным подразделением, обеспечивающим предупреждение правонарушений среди подростков.

Ощущается разобщенность деятельности ОПППН и аппаратов уголовного розыска. С созданием в органах внутренних дел службы профилактики указанные подразделения подчинены различным службам. В районах и городах были упразднены специализированные подразделения уголовного розыска по делам несовершеннолетних. Такие решения не отвечают современным тенденциям преступности несовершеннолетних и молодежи. По нашим данным, молодежь в возрасте 14--29 лет составляет подавляющую часть (от 50 до 80 %) участников основных видов преступлений, регистрируемых по линии уголовного розыска. В то же время, как показал опрос осужденных несовершеннолетних, более 60 % подростков до совершения преступления не состояли на учете в милиции и в отношении них никакие меры не принимались. Аналогичные результаты получены в ходе других исследований. По данным К. К. Горяинова и Г. И. Фильченкова, 68 % несовершеннолетних, участвовавших в групповых преступлениях, своевременно не выявляются и на учет не ставятся, оперативно-розыскные мероприятия в отношении таких лиц не проводятся.1

Причину недостаточной эффективности своей работы сотрудники ОПППН часто усматривают в переориентации их деятельности, в том, что их на местах привлекают к раскрытию общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, а фактически всех преступлений, совершенных подростками. Это мнение поддерживается и некоторыми учеными. Доктор юридических наук Л. Л. Каневский критикует приказ МВД РФ, возложивший на ОПППН обязанность производить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности. Ссылаясь на мнения сотрудников ОПППН и на то, что среди них только 10 % имеют юридическое образование, он считает предусмотренную в приказе меру малоэффективной и не способствующей организации воспитательно-профилактической работы среди обслуживаемого контингента.

Представляется, что в современных условиях было бы преждевременным освобождать сотрудников ОПГГПН от этих обязанностей. Поскольку речь идет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, и сборе первоначальных документов для принятия соответствующего решения, трудно найти более подходящее подразделение для выполнения указанных функций, чем ОПППН. Другие службы ОВД работают с не меньшей нагрузкой и не лучше обеспечены кадрами с юридическим образованием. Приказ МВД вполне соответствует действующему уголовно-процессуальному законодательству. Законом предусмотрена не только возможность, но даже и обязанность осуществления подобных функций органами дознания (ст. 119 УПК РФ), но на практике это необоснованно игнорируется. К тому же в процессе сбора таких материалов сотрудники ОПППН не только не теряют связи с "обслуживаемым контингентом лиц", а, напротив, имеют возможность получить обширную информацию об их образе жизни и ближайшем окружении, что позволяет им более эффективно решать свои задачи.

Недостаточна роль в предупреждении преступности несовершеннолетних и участковых инспекторов милиции. Зоны обслуживания участковых и сотрудников ОПППН, как показало изучение в некоторых районах Ростовской области, подчас не совпадают, и они слабо взаимодействуют между собой.

Органы предварительного следствия далеко не по всем уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а особенно молодежи, полно выясняют обстоятельства, способствующие совершению ими преступлений, условия жизни и воспитания подростков, наличие взрослых подстрекателей и попустителей. Содержание представлений следователей по конкретным уголовным делам и изложенные в них рекомендации в большинстве случаев носят формальный и шаблонный характер.

Слабо участвуют в предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодежи патрульно-постовые службы, ГИБДД.

Требуется принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в этой области. Необходимо внести коррективы в соответствующие нормативные документы, регламентирующие работу различных служб ОВД по предупреждению преступности молодежи с тем, чтобы повысить ее эффективность.

Речь идет не только о подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, но и центрах временной изоляции для несовершеннолетних, подразделениях криминальной милиции, других подразделениях, осуществляющих меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Специально-криминологическую профилактику целесообразно осуществлять дифференцировано по отношению к различным криминогенным источникам преступности, сферам жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, каждая из которых имеет свою специфику. Важнейшая задача специальной профилактики -- целенаправленное выявление, устранение, ослабление, нейтрализация криминогенных факторов в ближайшем микросоциальном окружении молодежи и подростков, позитивное изменение личности молодых людей. Для ее выполнения требуется обеспечить в каждом случае предварительное изучение характеристик объекта воздействия, планомерность и последовательность осуществляемых профилактических мероприятий, их достаточность. В этом плане особую актуальность приобретают сегодня, как показало изучение, следующие направления специально-криминологической деятельности:

1. Профилактика криминогенных факторов семейного неблагополучия.

2. Нейтрализация криминогенных факторов в школе и в трудовых коллективах.

3. Профилактика неблагоприятного влияния на молодежь неформальных микрогрупп отрицательной направленности.

4. Улучшение состояния микросреды молодежи в местах лишения свободы.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье может осуществляться в следующей последовательности:

1. Выявление неблагополучных семей.

2. Диагностика семейного неблагополучия.

3. Осуществление профилактических мероприятий по нормализациимикроклимата в семье.

4. Принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей. Выявление семей, где не обеспечивается должное воспитание детей или отсутствуют надлежащие условия жизни и развития несовершеннолетних и молодежи, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников. Среди них можно отметить следующие:

* письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи;

* протоколы задержания сотрудниками милиции несовершеннолетних и молодых людей за различные правонарушения;

* административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинские вытрезвители, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.);

* материалы проверки в отношении лиц, совершивших общественно опасные действия, предусмотренные уголовным законодательством, до достижения возраста уголовной ответственности;

* материалы уголовных дел в отношении несовершеннолетних; материалы уголовных дел в отношении взрослых, имеющих семью и детей, несовершеннолетних или молодых братьев и сестер;

* материалы медицинских учреждений о лицах, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, о несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в вендиспансерах;

* материалы бракоразводных процессов в судах; данные паспортных столов, отделов ЗАГС, жилищно-коммунальных хозяйств, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, о семьях, испытывающих сильные материальные затруднения;

* данные служб занятости населения о семьях, где оба родителя, имеющие детей, не имеют работы;

* специальные анкеты, заполненные конкретными подростками;

* оперативные данные.

Проведенное авторами в 1999 г. исследование показало, что в отличии от данных прошлых лет, большинство правонарушающих несовершеннолетних проживают в полных семьях.

Диагностика семейного неблагополучия осуществляется путем изучения документов, обследования неблагополучной семьи с составлением акта обследования, в котором отражаются количественно-качественные характеристики неблагополучной семьи (число членов семьи, ее материальное положение, жилищные условия, моральный климат в семье, взаимоотношения родителей между собой и с детьми, данные о поведении членов семьи и т. д.) и намечаются пути нормализации обстановки в ней, формы общественно-государственного контроля. Комиссионные обследования проводятся сотрудниками милиции совместно с работниками учебных заведений, представителями местной администрации, комиссий по делам несовершеннолетних, депутатами.

Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучных семьях осуществляются в двух формах:

1. Воспитательно-предупредительное воздействие.

2. Принудительно-правовое воздействие.

Воспитательно-предупредительные мероприятия осуществляются в двух уровнях:

1. В отношении определенных групп семей (общие меры).

2. В отношении конкретной семьи (индивидуальные меры).

Субъектам профилактики можно рекомендовать такие апробированные общие мероприятия, как:

* организация педагогического всеобуча родителей в учебных заведениях;

* выступление перед родителями представителей правоохранительных органов с лекциями и беседами на правовые темы;

* создание при кинотеатрах, клубах, Дворцах культуры кинолектория для родителей с тематикой "Дети и закон", "Когда в ответе родители", "Половое воспитание девушек и юношей", "Молодежь и наркомания", "Ответственность несовершеннолетних за административные и уголовные правонарушения" и др.;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.