p align="left">Связанные же со служебными командировками дополнительные выплаты работникам, производимые сверх норм возмещения, установленных законодательством Республики Беларусь, в большинстве случаев производятся в виде исключения по решению руководителя и осуществляются за счет внереализационных расходов, не учитываемых при налогообложении. Отдельно следует остановиться на вопросах исчисления налога на прибыль при направлении работников организации в служебные командировки на легковом автомобиле. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.1999 № 638 "О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта" (по состоянию на 15.09.2004) установлено, что юридические лица и их обособленные подразделения включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, расходы на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм. При этом к расходам на содержание служебного легкового автотранспорта, кроме специального, в соответствии с совместным разъяснением Министерства экономики от 05.09.2001 № 13-13/4898 и Министерства финансов Республики Беларусь от 05.09.2001 № 15-9/700 "О порядке включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по специальным и служебным легковым автомобилям" (далее - Разъяснение) относятся: - стоимость горючесмазочных материалов (ГСМ); - расходы на проведение всех видов ремонта; - расходы на проведение технического осмотра и технического обслуживания транспортного средства. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2001 № 851 "Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей" (по состоянию на 15.09.2004) установлено, что юридические лица, в том числе имеющие обособленные подразделения, и индивидуальные предприниматели с учетом специфики производственного процесса, выполнения работ, оказания услуг определяют количество специальных легковых автомобилей с лимитом пробега не более 2 тыс. км в месяц, затраты по которым включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении. При этом к специальным легковым автомобилям относятся автомобили, укомплектованные специальным технологическим оборудованием, имеющие специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску, и легковые автомобили оперативного назначения. Перечень специальных легковых автомобилей утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2001 № 1398 (по состоянию на 29.07.2006). Еще одним постановлением Совета Министров Республики Беларусь - от 22.08.2001 № 1268 (по состоянию на 16.07.2007) утвержден Перечень специальных легковых автомобилей, на которые не распространяется лимит пробега не более 2 тыс. километров в месяц, к которым относятся автомобили скорой медицинской помощи, инкассации, учебные, газотехнические, испытательные, милиции, ГАИ, государственной службы медицинских судебных экспертиз, Министерства по чрезвычайным ситуациям, государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и медицинской помощи. Согласно Разъяснению в случае, когда у организации (индивидуального предпринимателя) имеется в наличии несколько единиц специальных легковых автомобилей, затраты по их содержанию, учитываемые при ценообразовании и налогообложении, включаются в расчет в пределах общего лимита пробега по этим специальным легковым автомобилям с учетом имеющегося в наличии их количества. Кроме того, говоря о включении в состав расходов на содержание служебного легкового автотранспорта стоимости ГСМ, необходимо отметить, что согласно п. 2.6.8 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (далее - Основные положения по составу затрат), стоимость топлива включается в состав затрат только в пределах установленных норм его расхода. Такими нормами являются линейные нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь для конкретной марки автомобиля. Для определения же точных норм расхода топлива на конкретные марки автомобилей и коэффициентов корректирования линейных норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 16.06.2005 № 28 (по состоянию на 09.01.2008). Подоходный налог. В соответствии с п. 1.3 ст. 12 Закона Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон о подоходном налоге) не подлежат налогообложению все виды предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), в том числе связанных с возмещением командировочных расходов. При оплате нанимателем плательщику расходов на командировки как на территории Беларуси, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных Министерством финансов Республики Беларусь, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы, связанные с командировками. К таким расходам, в частности, относятся расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на наличную иностранную валюту или с получением наличной иностранной валюты с использованием банковской пластиковой карточки. При непредставлении плательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных Министерством финансов Республики Беларусь. Суммы же превышения этих размеров облагаются подоходным налогом в общеустановленном порядке. Обязательные взносы по государственному социальному страхованию. Говоря об обязательных отчислениях по государственному социальному страхованию, следует отметить, что в соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) являются все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь. Такие освобождаемые от обложения обязательными страховыми взносами выплаты установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 "Об утверждении Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах"" (по состоянию на 26.04.2007). Согласно п. 6 этого нормативного акта не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, а также по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в "Белгосстрах" на суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, компенсации (в том числе надбавки и компенсации взамен суточных), выплачиваемые работникам в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь, а также суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. Служебные командировки напрямую связаны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей, поэтому все возмещаемые нанимателем командировочные расходы в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь, а также дополнительные расходы, связанные с командировками (например, расходы по телефонным переговорам при условии, если они производились в интересах выполнения служебного задания, на основании соответствующих квитанций (счетов) с подтверждением необходимости этих переговоров нанимателем и т.п.), освобождаются от обложения обязательными страховыми взносами в Фонд и взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в "Белгосстрах". Экологический налог. Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 215 "О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания" (по состоянию на 02.09.2008) (далее - Указ № 215) установлены ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно приложению 2 к данному законодательному акту. При этом согласно п. 2-1.1 Указа № 215 определено, что не облагаются экологическим налогом только объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, рассчитанные исходя из количества израсходованного топлива на передвижение за пределами территории Республики Беларусь. Следовательно, при служебных командировках на автомобильном транспорте в пределах нашей страны необходимо исчислять и уплачивать экологический налог в части налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом не имеет значения, на каком автомобиле осуществляется поездка: принадлежащем организации, взятом в аренду или безвозмездное пользование либо на личном автомобиле работника, используемом для нужд нанимателя. Для расчета налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов в зависимости от видов используемого моторного топлива к ставкам налога, указанным в приложении 2 к Указу № 215, необходимо применяются следующие коэффициенты: дизельное топливо - 0,8, сжиженный и сжатый газ - 0,3, биодизельное топливо - 0,6 (п. 3.2 Указа № 215). Лимиты на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников не устанавливаются, а значит, вся сумма исчисленного налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух включается в себестоимость и в затраты, учитываемые при налогообложении. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость по расходам, связанным с осуществлением командировочных расходов, читайте на с. ХХ. Бухгалтерский учет служебных командировок В соответствии с п. 2.2.10.3 Основных положений по составу затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включаются в полном объеме. При этом к расходам на служебные командировки, кроме затрат на проезд к месту командировки, по найму жилья и суточных, относятся в том числе и фактические расходы по оформлению заграничных паспортов (других выездных документов), уплате государственной пошлины, сборы иностранных представительств, а также комиссионные при обмене чеков в банке на иностранную валюту. Согласно пояснениям к сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (по состоянию на 13.11.2003) (далее - Инструкция по применению Типового плана счетов), этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы (а значит, и по командировочным выплатам тоже). В зависимости от целей служебной командировки для списания расходов на нее могут быть использованы различные счета бухгалтерского учета, например: · 07 "Оборудование к установке" - для приобретения и доставки оборудования, требующего монтажа; · 08 "Вложения во внеоборотные активы" - для приобретения и доставки основных средств, приобретении нематериальных активов и других внеоборотных активов; · 10 "Материалы" - для приобретения и доставки сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей; · 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" - для заготовления и приобретения оборудования и материальных ценностей, относящихся к оборотным активам; · 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на реализацию" - при отнесении расходов на служебные командировки, связанные с хозяйственной деятельностью организации (для заключения договоров на поставку продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг, проверки деятельности филиалов и других обособленных подразделений, участия в выставках, ярмарках, семинарах, изучения рынков сбыта и т.п.); · 41 "Товары" - для приобретения товаров. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета расходов на служебные командировки на условном примере. Пример 2 Возьмем исходные данные примера 1. Напомним, что работник был направлен в служебную командировку из г. Минска в г. Брест, и ему был выдан денежный аванс общей суммой 330 000 руб. При этом фактические расходы по командировке составили всего 124 000 руб. Предположим, что часть аванса в размере 206 000 руб. (330 000 - 124 000), которую работник должен был возвратить в кассу организации как неиспользованную, он истратил, находясь в командировке, и смог внести в кассу только 100 000 руб. Руководитель организации издал приказ об удержании оставшейся части аванса, выданного на командировку, в размере 106 000 руб. (206 000 - 100 000) из заработной платы работника, который был ознакомлен с приказом и подписал его. Заработная плата работника составляет 1 000 000 руб. Так как неизрасходованная по назначению сумма аванса меньше 20% от заработной платы, причитающейся к выплате работнику ((1 000 000 - 1 000 000 х 9%) х 20% = 182 000 руб.), то ее можно удержать из его заработной платы сразу. Для упрощения примера предположим, что заработная плата сотрудника облагается подоходным налогом по ставке 9%, стандартные налоговые вычеты не учитываются, а уплата обязательных страховых взносов в Фонд и налога на добавленную стоимость по железнодорожным билетам не принимаются во внимание. В бухгалтерском учете организации указанные хозяйственные операции отражаются следующим образом: |
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма | | выдан аванс на служебную командировку | 71 | 50 | 330 000 руб. | | включены в себестоимость командировочные расходы в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь (оплата за проезд, суточные и расходы по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов) | 20, 25, 26, 44 | 71 | 124 000 руб. (70 000 + 45 000 + 9 000) | | возвращена в кассу часть неиспользованного аванса на служебную командировку | 50 | 71 | 100 000 руб. | | отражена задолженность работника по невозвращенной в установленные сроки в кассу организации части неиспользованного аванса на служебную командировку | 94 | 71 | 106 000 руб. | | начислена заработная плата работнику за октябрь 2008 г. | 20, 25, 26, 44 | 70 | 1 000 000 руб. | | начислен подоходный налог, подлежащий уплате в бюджет | 70 | 68 | 90 000 руб. (1 000 000 х 9%) | | удержана невозвращенная часть аванса из причитающейся к выплате заработной платы | 70 | 94 | 106 000 руб. | | выдана заработная плата работнику | 70 | 50 | 804 000 руб. (1 000 000 - 90 000 - 106 000) | | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. / Минск « Беларусь» 1997. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года / Мн.: Амалфея 1999. - 240с. Закон Республики Беларусь «О пенсионом обеспечении» от 17 апреля 1992г. № 1596-XII. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992г., №17, ст. 275) (с учетом изменений на 11.07.2007г.). Дмитрук В. Н. Трудовое право. / Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. Василевича Г.А. Издательство Амалфея. / 2003. - 1120с. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 - 592с. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 - 672с. Трудовое и социальное право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. Мн.: Амалфея, 1999.-664с. Трудовое право: Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2006с. Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Важенкова Т.Н. - Мн.: УП «Молодежное», 2003. Трудовое право Республики Беларусь, Краткое изложение курса / В.А. Круглов. - Мн.: Дикта 2004. - 75с.
Страницы: 1, 2, 3
|