Следы транспорта и их использование в криминалистике
42 Введение Представленная работа посвящена теме «Следы транспорта и их использование в криминалистике». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Следы транспорта и их использование в криминалистике» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Следы транспорта и их использование в криминалистике». Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике». Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Следы транспорта и их использование в криминалистике» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» с точки зрения отечественных исследований. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: Изучить теоретические аспекты и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике; Сказать об актуальности проблемы «Следы транспорта и их использование в криминалистике» в современных условиях; Изложить проблемы проведения трасологической экспертизы транспортных следов; По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения / улучшения состояния вопроса. Общее понятие транспортного средства. Автомобили и их классификация Делающее первые шаги на пути своего становления криминалистическое учение о транспортном средстве относится к числу частных криминалистических теорий. В то же время оно является одной из составляющих криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности. Это оправданно, ибо транспортные средства в настоящее время все интенсивнее используются не только на благо человека, но и при совершении как неосторожных, так и умышленных преступлений. Эффективность активности субъектов поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве будет неизмеримо выше, если они будут опираться на специальную теоретическую базу, в частности, криминалистическое учение о транспортном средстве. Криминалистическое учение о транспортном средстве является в то же время интегративным продуктом, результатом творческого осмысления достижений тех частных криминалистических теорий, которые входят в него как составляющие (о железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспортных средствах). В криминалистике имеются в основном наработки в области тактико-методического содержания и механизма следообразования при расследовании нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Значительно меньше внимания уделяют ученые-криминалисты рассмотрению аспектов расследования преступлений, связанными с другими видами транспорта. Такое положение объясняется в криминалистической литературе двумя основными причинами: · воздушный, водный и рельсовый транспорт при движении практически не оставляют следов-отпечатков; · государственная статистика о количестве таких преступлений в советское время была закрытой, что лишало актуальности исследования вопросов их расследования. Транспортное средство прямо указано в уголовном законодательстве как предмет следующих умышленных преступлений: угон (ст. ст. 166, 211 УК РФ) и пиратство (ст. 227 УК РФ). Кроме того, оно часто фигурирует в той или иной степени при расследовании убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, кражи, контрабанды, терроризма, захвата заложника и т.д. Отдельные аспекты расследования таких преступлений проанализированы в криминалистической литературе77 Кульмашев Ф.Х Криминалистическая характеристика способов угона и краж автотранспортных средств //"Черные дыры" в Российском Законодательстве, 2004. N3. С. 229-233;. Вместе с тем, многие проблемы данного направления в криминалистике остаются нерешенными и требуют дальнейшего исследования. Как и другие частные криминалистические теории, данное учение складывается из двух частей (подсистем): общей и особенной. Общая часть представляет общую модель данной области научного знания. Она должна включать в себя базовые положения, в частности, определения основных понятий, классификацию транспортных средств, вовлеченных в уголовный процесс, задачи их изучения и характеристики связанных с ними криминалистически значимых следов, общие для всех видов преступлений, а также иные положения и тенденции развития, знание которых необходимо для различных видов научного, практического и дидактического познания. Особенную часть можно определить как систему теорий, каждая из которых, будучи также обобщенной моделью, но более низкого уровня. В юридической литературе определения видов транспортного средства имеют неоднозначное толкование. Так, в уголовно-правовой литературе не дается определение автомототранспортного средства. Согласно примечанию к ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г. таким является транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации. В ст. 264 УК РФ введено понятие «механическое транспортное средство», которое частично раскрывается в примечании к данной статье. По мнению большинства ученых-юристов, под механическим транспортным средством следует понимать любое транспортное средство (автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, тракторы и самоходные машины), кроме мопеда, приводимое в движение двигателем99 Комментарий у Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. - Ростов-н/Дону, 2002. С. 644; Уголовное право. Особенная часть. - М.: Новый юрист, 1998. С. 521; Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов н/Д., 2002. С. 652; Тяжкова И.М. Указ, соч., 2002. С. 122 и др. Аналогичное определение этого термина изложено в п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ). Здесь же в ПДД дается термин «транспортное средство», под которым понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. По мнению А.В. Лесных, транспортное средство - это механическое устройство, которое предназначено для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, максимальная конструктивная скорость которого превышает 50 км/час, а тяговая сила создается за счет двигателя объемом свыше 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с.110 Лесных А.В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - Краснодар, 2001. С. 15.0 При этом превышение транспортным средством хотя бы одного из параметров будет означать отнесение его к категории автомототранспортных средств. Последнее определение с некоторыми дополнениями можно сформулировать в следующей редакции: автомототранспортное средство - это вид транспортного средства, осуществляющий перевозку людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по дорогам с использованием колесного или гусеничного движителя с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, тяговая сила которого создается за счет двигателя с рабочим объемом более 50 см3 или мощностью свыше 50 л.с. Известно, что автомобили в настоящее время - это наиболее массовый вид автомототранспортных средств, предназначенный для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния, а также перевозки грузов на небольшие, средние и значительные расстояния. Автомобилизация, наряду с безусловно положительными моментами, влечет и отрицательные последствия. В первую очередь это большое число дорожно-транспортных происшествий. Так, если в отдельные годы на железной дороге погибало от 2 до 20 человек в год, на морском транспорте - 1-2 человека, на речном - 1-23, а на воздушном - 37-310 человек, то автомобильный транспорт по числу погибших на несколько порядков опережает их111 Троицкая Н. А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: Учеб. - М.: Академия, 2004. С. 227.1. Например, по данным ГИБДД в Российской Федерации в 2000 году было зафиксировано 157,6 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 25 594 и было ранено 179 401 человек. По назначению автомобильные средства можно разделить на: · грузовые (тягач, грузовой автомобиль); · пассажирские: · автобус (вагонного типа, сочлененный, двухэтажный, микро); · легковой автомобиль (личного и ведомственного пользования, такси, прокат); · специальные (пожарные, санитарные, спортивные и т.д.). Кроме того, автомобили можно классифицировать по:проходимости: дорожные, внедорожные повышенной и высокой проходимости (колесные полноприводные, колесно-гусеничные, полугусеничные и другие движители); типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные, электрические и на воздушной подушке. Рабочий объем цилиндра двигателя (л) легковых автомобилей делят на: особо малый (менее 1,2); малый (1,21-1,8); средний (1,8-3,5); большой (более 3,5); высший (не регламентирован). Понятие следов В системе криминалистки изучение следов (трасологии) является отраслью криминалистической техники. Криминалистическая техника - система научных положений и разрабатываемых на их основе технических средств, приемов и методик, предназначенных для собирания, исследования и использования доказательств и иных мер раскрытия и предупреждения преступлений. Любое, в том числе криминальное, событие - это взаимодействие между собой как минимум двух, чаще значительно большего числа объектов. Такие взаимодействия проявляются в виде следов-отображений и следов остаточных явлений одного объекта на другом, с ним взаимодействующим - следообразующего объекта на объекте следовоспринимающем. Таким образом, следы - единственный материал, с которым работает любой субъект уголовно-процессуального исследования преступлений. Криминалистическая трасология - это область криминалистического знания о следах, отражающих признаки внешнего строения следообразующих объектов, о механизме следообразования, а также о средствах, методах и приемах их обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного судопроизводства. Следы трасологической группы подразделяются по различным основаниям, в том числе источнику их происхождения и механизму образования. По источнику происхождения следы подразделяются на следы человека, животных, транспортных средств, орудий, инструментов, механизмов и проч. По механизму образования и в зависимости от силы воздействия и твердости объектов выделяются следы объемные и поверхностные. Объемные следы образуются в результате остаточной деформации материала следовоспринимающего объекта в случаях, когда сила воздействия и твердость следообразующего объекта способны создать такую деформацию. Поверхностные следы образуются в тех случаях, когда сила воздействий не способна вызвать остаточную деформацию материала следовоспринимающего объекта, а изменения его происходят только на поверхности. Кроме того, поверхностные следы по степени их различимости невооруженным глазом в видимых лучах спектра подразделяются на видимые, слабо видимые и невидимые. В зависимости от особенности механического воздействия объектов следообразования одного на другой или друг на друга следы условно подразделяются на статические и динамические. Статические (оттиски) возникают в тех случаях, когда при соприкосновении следовоспринимающего и следообразующего объектов отсутствует скользящее движение одного из них по поверхности другого. Оттиск образуется в результате воздействия силы лишь в одном направлении (например, при нажиме ноги на поверхность грунта). Динамические следы образуются в процессе скользящего движения одного или обоих взаимодействующих объектов. В зависимости от места расположения изменений на следовоспринимающем объекте следы подразделяются на локальные и периферические.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|