p align="left">- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; - картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; - оригинальные скульптурные произведения, в том числе рельефы, из любых материалов; - оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; - художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; - гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; -произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; - изделия традиционных народных художественных промыслов; - составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; - старинные книги, издания, представляющие особый исторический, художественный, научный и литературный интерес; - редкие рукописи и документальные памятники; - архивы, в том числе фото-, кино-, видеоархивы; - уникальные и редкие музыкальные инструменты; старинное огнестрельное и холодное оружие; - почтовые марки, иные филателистические материалы; -старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; - редкие коллекции и образцы флоры и фауны, представляющие интерес для минералогии, анатомии и палеонтологии; - другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники, истории и культуры. Современные сувенирные изделия и предметы культурного назначения массового, серийного производства учету не подлежат. Основаниями для постановки на централизованный учет в АИПС «Антиквариат» являются постановления о возбуждении уголовного дела по факту хищения указанных предметов, а также сообщения НЦБ Интерпола иностранных государств или Генерального секретариата Интерпола о хищении таких предметов, поступившие в НЦБ Интерпола в России. На каждый похищенный предмет составляется специальная идентификационная карта, используемая как для описания и постановки предмета на учет, так и для корректировки учета, снятия с учета и исполнения запросов. При хищениях предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, идентификационные карты заполняются следователем, принимающим решение о возбуждении уголовного дела; в остальных случаях - сотрудником органа внутренних дел или таможни, осуществляющим оперативную проверку. Копия карты остается в проверочном материале, уголовном или оперативно-поисковом деле. К оригиналу карты, направляемому в установленный срок в ИЦ по территориальности для постановки на учет, прилагается фотография или эскизный рисунок предмета. Информационные центры по запросам о похищенных предметах, могут выдавать как конкретные идентификационные данные, так и обобщенную статистическую информацию. 7. Учет нераскрытых преступлений по способу их совершения Учет по способам совершения преступлений представляет собой специальную систему регистрации преступлений по устойчиво проявляющимся признакам, характеризующим механизм преступных действий и лицо, их совершившее. В ряде зарубежных стран эта система называется «MODUS OPERANDI”. В ее основе лежат закономерно проявляющиеся свойства человека, обусловливающие индивидуальность и повторяемость способа совершения преступлений, который выявляется в процессе осмотра места происшествия, осуществления иных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также при проведении специальных исследований и экспертиз. Данный учет ведется по двум картотекам (преступления, совершенные известными, и преступления, совершенные неизвестными лицами). Карточка на нераскрытое преступление обязательно проверяется по другой картотеке и наоборот. Уровни учета - местный и региональный. Картотеки субъективных портретов не установленных преступников создаются в целях установления и розыска скрывшихся преступников, ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел и состоят из карт единого образца. Каждый вновь изготовленный субъективный портрет проверяется по этой картотеке применительно ко всем преступлениям текущего года, а также определенным видам преступлений за последних два года, если устанавливаемое лицо заподозрено в причастности хотя бы к одному из них. В необходимых случаях по письменным запросам следователей, дознавателей, оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по данной картотеке проверяются также фотоснимки лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Данные о способе совершения преступления являются, кроме того, частью универсальной системы интегрированного банка данных (ИБД), который включает «АБД - Республика, область» и «АБД - Центр». Объектами учета АИПС «АБД - Центр», функционирующей в ГИЦ МВД России, являются тяжкие и особо тяжкие преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их совершении, осужденные за совершение указанных категорий преступлений. Учету в АИПС «АБД -- Центр» подлежат: раскрытые и нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления; лица, совершившие указанные преступления; организаторы, руководители и участники организованных групп и преступных сообществ; судимые за совершение преступлений серийной и межрегиональной направленности. Объектами учета в АИПС «АБД - Республика, область», функционирующей в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, являются преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их совершении, осужденные за совершение преступлений. Обязательному учету на региональном уровне подлежат преступления и лица, учитываемые на федеральном уровне, и, кроме того, все нераскрытые преступления, а также объекты местных (региональных) видов учетов, которые способствуют раскрытию преступлений. Сроки хранения сведений об объектах учета различны и установлены с учетом их значения для решения задач раскрытия и расследования преступлений. В частности, информация о нераскрытых преступлениях всех категорий учета хранится в АИПС «АБД - Центр» и «АБД - Республика, область» постоянно. Информация о раскрытых преступлениях всех категорий хранится соответственно 15 и 10 лет и сверх того еще в течение 10 лет после передачи на архивное хранение. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, и подсудимые, в отношении которых вынесены оправдательные приговоры суда, снимаются с учета в региональной АИПС немедленно после поступления подтверждающих документов, о чем в установленные сроки информируется ГИЦ МВД России для снятия указанных лиц и с федерального учета. 8. Криминалистический учет огнестрельного оружия. Пуле - и гильзотеки Криминалистический учет огнестрельного оружия ведется на центральном и региональном уровнях. Централизованный учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооружения осуществляется путем формирования и ведения автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) « Оружие» в ГИЦ МВД России Целями данного учета являются обеспечение розыска утраченного, установления принадлежности выявленного вооружения и содействие в раскрытии преступлений, совершенных с его применением. Централизованному учету подлежит оружие с индивидуальным номером, присвоенным ему предприятием-изготовителем или при регистрации в подразделении разрешительной системы, утраченное в результате хищения или утери и выявленное, то есть изъятое, найденное или добровольно сданное, вооружение следующих видов: - боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье, спортивное) нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие всех моделей; - гранатометы; - огнеметы; - ствольные и реактивные артиллерийские системы; - газовое оружие; - боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальные номера; - специальные приспособления и др. Основанием для постановки на учет в ГИЦ и ИЦ является наличие официально зарегистрированного факта утраты или выявления нарезного огнестрельного оружия или других перечисленных выше видов вооружения. Для постановки утраченного и выявленного вооружения на учет, корректировки учетных данных, снятия с учета и при направлении запросов в АИПС «Оружие» используется идентификационная карта на оружие, составляемая в соответствии с предписаниями специальной инструкции по ее заполнению (приведена в приложении к Наставлению 2000 г.). Учетные документы на утраченное или выявленное оружие составляются сотрудниками как органов следствия и дознания, так и оперативных подразделений заинтересованных государственных военизированных организаций, перечень которых приведен в Наставлении, военными комендатурами и военными комиссариатами при получении заявления (сообщения) о хищении или утере вооружения, а также в случае изъятия или приема найденного и сдаваемого вооружения. При этом сведения о регистрируемых указанными органами фактах утраты и изъятия вооружения направляются в территориальные ИЦ для его постановки на учет и соответствующие дежурные части МВД, ГУВД, УВД УВДТ, а также МВД России - для отражения в ежесуточных оперативных сводках. При наличии на выявленном вооружении следов спиливания, зачистки или забивания номера, серии, года выпуска, а также в случаях, когда эти обозначения выражены неясно, указанное вооружение направляется в соответствующее региональное экспертно-криминалистическое подразделение органов внутренних дел для исследования и установления подлинных обозначений. В целях оперативности формирования, полноты и достоверности централизованного учета утраченного и выявленного вооружения учетная информация в порядке, определяемом ГИЦ МВД России, направляется по каналам оперативной связи либо на магнитных носителях. В аналогичном порядке исполняются запросы, поступающие в АИПС «Оружие». Справка регионального ИЦ о постановке на учет выявленного или утраченного вооружения вместе со справкой эксперта о результатах проверки его по федеральной пулегильзотеке приобщается к соответствующему уголовному делу или другому материалу о выявлении либо утрате вооружения. Экспертно-криминалистические коллекции и картотеки формируются в процессе текущей работы по раскрытию и расследованию преступлений оперативными и следственными подразделениями, а ведутся экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел. Пулегильзотеки ведутся ЭКЦ МВД России и экспертно-криминалистическими подразделениями на местах в целях установления фактов использования изъятого, найденного и добровольно сданного огнестрельного оружия при совершении конкретных преступлений. Пулегильзотеки комплектуются обнаруженными в ходе раскрытия и расследования преступлений пулями, гильзами и патронами со следами оружия, изъятыми с мест преступлений, а также контрольными пулями и гильзами утраченного (похищенного) гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового оружия. Проверке по пулегильзотекам подлежит изъятое, найденное и добровольно сданное нарезное огнестрельное оружие, а также гладкоствольное оружие, самодельно изготовленное, переделанное или приспособленное под патроны для нарезного оружия. В порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, объекты, изъятые с мест преступлений, направляются на криминалистическую экспертизу, а затем проверяются по региональной (местной) и федеральной пулегильзотекам. Объекты, подлежащие экспертно-криминалистическому учету, помещаются в региональную и (или) федеральную пулегильзотеку и используются в работе при раскрытии и расследовании конкретных преступлений, в том числе путем приобщения отдельных из них к материалам уголовных дел, в частности, по письменным требованиям следователей и органов дознания. Следует учитывать, что пули, гильзы и патроны со следами оружия, помещенные в региональные пулегильзотеки, хранятся в них в течение 15 лет, после чего изымаются и направляются для приобщения к материалам уголовных дел по месту совершения преступления. Экспериментально стрелянные пули и гильзы после проверки хранятся в ЭКЦ МВД России, если иное не указано в сопроводительном письме инициатора проверки, в течение 5 лет, после чего уничтожаются. Заключение Таким образом, криминалистическую регистрацию можно определить как систему криминалистических учетов определенных объектов - носителей информации, используемую для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Говоря об уголовном (криминалистическом) учете, следует иметь в виду не только его содержание, т. е. зафиксированные с помощью этого учета данные, но и саму процедуру, включающую действия по собиранию и регистрации информации, ее систематизации, хранению, поиску. В настоящее время в нашей стране существует система криминалистических учетов, включающая все известные криминалистике виды учетов. Все виды криминалистических учетов, отличаясь друг от друга объектами регистрации, способами и формами накопления и систематизации учетных данных, тем не менее объединены единством общей цели функционирования, определенной организацией и наличием связей между элементами целостной системы - криминалистической регистрации. Общей целью всех учетов и криминалистической регистрации в целом является информационное обеспечение процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Список использованной литературы 1. Аверьянова Т.В. Криминалистика: Учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 2002. 2. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х т. Т.2. Частные криминалистические теории / Р.С. Белкин. - М.: Юристъ, 1997. 3. Грабовский В.Д. Курс лекций по криминалистической технике: Курс лекций/ В.Д. Грабовский. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 4. Ивашков В.А. Особенности составления заключения эксперта при выполнении дактилоскопических экспертиз: Учебное пособие / В.А. Ивашков. - М., 1999. 5. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 6. Лившиц Е.М. Тактика следственных действий / Е.М. Лившиц, Р.С. Белкин. - М.: Право и закон, 1997. 7. О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 1998 г. №128-ФЗ (в ред. от 18.07.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. 8. О милиции: Закон РФ от 18.04.1991 №1026-1 (ред. от 27.07.2006, с изм. и доп., вступающими в силу с 08.08.2006 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - №16. - Ст. 503; Российская газета. - 2006. - 28 июля. 9. Об оперативно розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (в ред. от 02.12.2005 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №33. - Ст. 3349: Российская газета - 2005. - 6 декабря. 10. Руководство для следователей / Под общей ред. В.В. Мозякова. - М.: Экзамен, 2005. 11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 №174-ФЗ (в ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2001 №52 (ч.I).; 2006. - №31 (ч.1). 12. Филькова О.Н. Справочник эксперта - криминалиста./ О.Н. Фильков. - М.: Юриспруденция, 2001. 13. Ялышев С.Л. Криминалистическая регистрация: проблемы, тенденции; перспективы/ С.Л. Ялышев. - М.: Академия управления МВД России, 1998.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|