реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Следствие и дознание

реферат

Следствие и дознание

2

Содержание:

Введение

I. Общие положения организации выявления и расследования преступлений

1. История развития органов предварительного следствия и дознания

2. Оперативно-розыскная деятельность

II. Понятие и система органов предварительного следствия и дознания

1. Органы предварительного следствия

2. Милиция и другие органы дознания

III. Компетенция органов предварительного следствия и дознания

1. Функции предварительного следствия

2. Полномочия органов дознания

Заключение

Список использованных источников

Введение

Выявление и расследование преступлений - это деятельность специаль-но уполномоченных государственных органов по получению сведений, выраженных в действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, yстановлению события и состава преступления, изобличению виновных в их совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.

Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, но расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ.

Объектом исследования данной темы является деятельность органов предварительного следствия и дознания.

В первой главе своей работы я раскрыла общие положения организации выявления и расследования преступлений, которую производят органы предварительного следствия и дознания, а также историю развития последних.

Вторая глава работы посвящена вопросам системы предварительного следствия.

В третьей главе говорится о компетенции органов предварительного следствия и дознания.

I. Общие положения организации выявления и расследования преступлений

1. История развития органов предварительного следствия и дознания

До середины XVIII века предварительное расследование входило в обязан-ности полиции.

Со второй половины того же века в Санкт-Петербурге и Москве были соз-даны при городских правлениях специальные следственные органы, так называемые "юстицких криминальных дел департаменты".

Правом предварительного следствии так же обладали земские суды, упра-вы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чи-ны.

Законом от 6 июля 1860 года были введены судебные следователи, являв-шиеся особыми должностными лицами судебного ведомства.

В соответствии с Положением судебных уставов следователи как носители судебной власти состояли при окружных судах и пользовались правами чле-нов суда.

К органам судебно-следственной власти относили так же участковых су-дебных следователей.

С 1870 года по важнейшим делам дознание производили следователи, на-значавшиеся министром юстиции по предложениям прокурора.

В отдельных случаях судебно-следственные действия могли производиться мировыми судьями, членами судебной палаты, чиновниками Министерства внутренних дел жандармского ведомства, сенаторами кассационных департа-ментов.

До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзира-тели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие пору-чалось особо выделенным чиновникам, командируемым на места происше-ствий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем. Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чи-новников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министер-ства юстиции.

Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и про-ступках, которыми устанавливалось производство предварительного след-ствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебны-ми учреждениями, регламентировались другие вопросы.

Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокуро-ра. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку, хотя формально они были подчинены Министер-ству юстиции, фактически в гораздо большей степени зависели от губерна-торов.

20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, кото-рый установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступ-ках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал по-лицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы су-дебному следователю.

В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. В 1875 г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по осо-бо важным делам.

Помимо своей непосредственной работы по расследованию уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.

В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющих предварительное следствие, не отмечается. Несмотря на недостаточное правовое регулирование их деятельности, разработанный проект нормативного акта «О преобразовании полиции в Империи» (1913 г.) так и не был принят. Никаких изменений в структуру и деятельность следствен-ного аппарата не привнесла и февральская революция 1917 г.

Декретом о суде № 1 в ноябре 1917г. существовавшие институты су-дебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвока-туры были упразднены, производство предварительного следствия возлага-лось на местных судей единолично. Однако они не справлялись с большим количеством уголовных дел, а поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета. Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов. В это время наблюдается активный поиск новых форм организации и деятельности следственных органов.

Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме дознания), а в ряде случаев - на народного судью. 20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственных преступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым были введены должности на-родных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно учреждались долж-ности следователей по важнейшим делам, которые состояли при губернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этого Положения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей с органами дознания. При проведении предварительного следствия им (следователям) было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска. Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и под руководством следователя, требования которого при производстве следственных действий признавались общеобязательными.

Следователь объявлялся носителем судебной власти, границы которой были обусловлены законом. К нему, как и к судье, можно было применять

процедуру отвода.

С созданием в декабре 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии расследование дел о государственных преступлениях вошло в ее полномо-чия.

В 1920-х годах формируется нормативная база проведения предваритель-ного следствия, определяются организационные формы деятельности след-ственного аппарата.

В соответствии с первым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, принятом в 1922 году, понятие "следователь" включало народных следователей, следователей, состоящих при губернских судах, следователей военных трибуналов и следователей по важнейшим делам при наркомате юсв1Ц0Встановлением в 1922 году института прокуратуры развитие организа-ции предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях получает дальнейшее развитие. В функции прокуратуры был включен надзор за расследованием уголовных дел, а для производства срочных расследова-нии по важнейшим делам следователи состояли при отделе прокуратуры Нар-комюста.

В 1940 году основная масса уголовных преступлений стала расследоваться следователями НКВД и милицией.

В сентябре 1928 года следователи из подчинения судам перешли в веде-ние прокуроров.

В 1936 году следственный аппарат был выведен из системы наркомата юс-тиции и передан прокуратуре.

6 декабре 1958 года с принятием новых Основ уголовного судопроизводст-ва Союза ССР правом производства предварительного следствия были наде-лены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности, следственный аппарат МВД был упразднен, однако с апреля 1963 года вос-становлен.

В 1970-1980-е годы органы предварительного расследования развивались в направлении совершенствования деятельности правоохранительной систе-мы СССР.

В 1990-е годы в связи с образованием суверенной России функции органов дознания получили федеральные органы налоговой полиции и органы Госу-дарственного таможенного комитета, а следственный аппарат был восстанов-лен в Федеральной службе безопасности.

Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот Кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК гово-рилось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи,

следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибу-налов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предвари-тельное расследование преступлений, являются органы дознания, следова-тели и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик»; вопросов ведомственной при-надлежности следователей Основы не затрагивали.

Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правовая основа предварительного следствия, определились организационные формы дея-тельности следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам о контрреволюционных (ВЧК - ОГПУ) и воинских (во-енные следователи) преступлениях.

Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган-- государст-венную прокуратуру -- и приняла первое Положение о прокурорском надзо-ре. Наряду с другими функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона ее деятельности стала впослед-ствии развиваться достаточно интенсивно. Следственные же аппараты по-всеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчинении судов. В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми следователи из подчинения судам номинальным, поскольку подконтрольность следователей Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции.

В 1933 г. в СССР была учреждена прокуратура как самостоятельный орган. В 1936 г. следственный аппарат был выделен из системы юстиции и передан в подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг наблюдается существенное расширение подследственности и полномочий органов доз-нания, в частности милиции, которая и производила дознание по основной массе общеуголовных преступлений. В 1940 г. приказом НКВД был обра-зован следственный аппарат, входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как органом доз-нания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.