Система государственного регулирования рынка труда
11 Содержание 1 Введение. 2 Основные направления государственного регулирования рынка труда. 3 Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости. 4 Заключение. 5 Литература. 1 Введение Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливает необ-ходимость формирования рынка труда. В чем его сущность, каково экономическое и социальное содержание? Каковы условия формирования данного рынка, место и роль в системе общественного воспроизводства, принципы функционирования? Также в данной работе выясним, какова социально - экономическая сущность, структура и принципы занятости, т.к. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостоя-ния народа. По этому показателю можно судить о благополучии страны, ее экономической и социальной стабильности. 2. Основные направления государственного регулирования рынка труда К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести: Проведение государственной макроэкономической политики стабилиза-ции и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости. Оптимизацию соотношений занятости трудоспособного населения раз- личными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.). 3.Активизацию деятельности институтов рынка труда. Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких, как сдерживание массовой от-крытой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безрабо-тице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Актив-ная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самоза-нятости населения, профилактика безработицы носят пока явно подчиненный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования рынка труда желательно обратить особое внимание на формы и методы активной ре-ализации политики занятости. Так, по нашему мнению, важную роль в решении задачи макроэкономи-ческой стабилизации российской экономики, обеспечения ее дальнейшего по-ступательного развития на основе повышения эффективности работы крупных и средних предприятий могут сыграть активно формирующиеся финансово-про-мышленные группы российского национального капитала (ФПГ), объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и дру-гие институты. ФПГ могут составить ядро структурно-инвестиционных реформ в россий-ской экономике, тем более что их реальное число значительно выше, чем число официально зарегистрированных групп. Так, около 80% российских бан-ков учреждены за счет объединения активов промышленных, торговых, инвес-тиционных, страховых компаний с различной степенью интеграции. ФПГ должны стать важнейшим полюсом роста российской экономики, создающим новые рабочие места и способствующим сокращению безработицы. В политике занятости необходимо на практике перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях, необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей. В малом бизнесе создание одного рабочего места в семь раз дешевле, чем в крупном, поскольку малое предпринима-тельство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкос-тью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более бы-струю отдачу и рост числа новых рабочих мест, налоговых поступлений. Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на дохо-дах от малого предпринимательства. Например, в Москве 51% средств город-ского бюджета поступает с малых предприятий, в Зеленограде и Ингушетии -- 80%. В 1996 г. на малых предприятиях России было занято около 20 млн. чело-век, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы. Учитывая эффективность малого бизнеса, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и за-щищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что разбитие малого предприниматель-ства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в пере-ломный период их истории. По данным ООН, в мировой экономике на таких предприятиях занято более 50% населения, создается около 60% валового внутреннего продукта. Важным фактором стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате посо-бий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов. Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необхо-димо сохранить на длительный период их деятельности, особенно прибыли, инвестируемой в развитие производства и создание новых рабочих мест. Как показала российская практика, предоставление малому бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в "налоговую гавань" по окончании льготного срока: действующее предприятие формально закрывается и учреждается "новое" малое предприятие. Безотлагательных мер государства требует защита малого российского биз-неса от организованной преступности. Необходим усиленный контроль за до-ходами малых предприятий и их налогообложением со стороны государствен-ных органов, ужесточение санкций в борьбе с организованной преступностью. Вытеснение организованной преступности из малого бизнеса было бы мощ-ным стимулом к расширению участия населения России в его развитии. Неза-щищенность предпринимательства резко сокращает массовость участия граж-дан в малом бизнесе, особенно законопослушной части населения, и создает пространство для заполнения его теневыми структурами. Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть по-ощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабо-чие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промыш-ленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как на-логовые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортиза-ция активной части основных производственных фондов. Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных от-раслевых комплексов (жилищное строительство, туризм). Такие отрасли явля-ются своеобразными "локомотивами", способствующими выходу из кризиса, стабилизации и развитию всей экономики страны. Важнейшим направлением поддержки занятости и расширения числа рабо-чих мест в условиях структурных реформ в народном хозяйстве страны является конверсия военно-промышленного комплекса. Ее ускоренное осуществление не только будет препятствовать обвальному сокращению занятости в оборонных отраслях, но вследствие концентрации в ВПК передовых технологий, наиболее квалифицированных кадров ученых и специалистов конверсионная програм-ма должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологическо-го перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданско-го машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники. Одним из эффективных направлений активной политики занятости явля-ется организация общественных работ. Программы их развития были начаты еще в ЗО-е годы. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональ-ный характер и включали работы, не требующие высокой квалификации. Се-годня эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, на-пример в межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации, переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функ-цией общественных работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях. Так, согласно расчетам специалистов из Германии, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ стимулируют возникно-вение еще 30-40 новых рабочих мест в других отраслях экономики. Общественные работы целесообразно использовать для формирования со-временного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, до-рожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах ус-ловия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частно-го иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой осно-ве путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении реги-ональных, местных органов власти и государственной службы занятости. Важным направлением регулирования социально-трудовых отношений яв-ляется выработка оптимальных пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет баланс между численностью населения, занятого в экономике, и его чис-ленностью в сфере образования, на военной службе, на пенсии, а также в рядах безработных. Этот баланс определяется возможностями государства по содер-жанию указанных категорий граждан, мерой нагрузки на работающее населе-ние и величиной налогового бремени, которое несет экономика, особенно в со-стоянии кризиса. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным фактором обеспечения данного баланса и снижения напря-женности на российском рынке труда. Для повышения социальных гарантий доходов как занятого, так и незаня-того населения, для обеспечения наиболее рационального баланса распределе-ния граждан по видам деятельности важнейшим условием является рост про-изводительности общественного труда. В годы радикальных экономических реформ наблюдается постоянный спад производительности труда в народном хозяйстве страны, который идет практически параллельно сокращению обще-ственного производства. Так, за 1991-1997 гг. производительность труда в рос-сийской экономике сократилась почти в 2 раза, что явилось одной из главных причин резкого снижения реальной заработной платы и величины социаль-ных трансфертов. Возможности увеличения оплаты труда, пенсий и социаль-ных пособий сегодня во многом зависят от роста производительности труда. Без этого перелома повышение оплаты труда и уровня социальных выплат будет стимулировать развитие инфляции, сокращать инвестиционные воз-можности экономики, препятствовать стабилизации занятости и сокращению масштабов безработицы. Опыт Германии по ускоренному повышению зара-ботной платы трудящихся в Восточных землях после объединения страны по-казывает, что темпы роста оплаты труда не должны опережать темпы роста его производительности. В противном случае это ведет к массовой убыточности предприятий, повышению уровня безработицы. Широко практиковавшееся в США в период Великой депрессии 30-х годов резкое расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров позволило стране решить сразу две задачи -- сократить предложение ра-бочей силы на рынке труда в условиях экономического кризиса и обеспечить ее массовую переподготовку для работы в новых рыночных условиях. В современной России необходимо более активное становление системы под-готовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциа-ла учебных заведений профессионального образования, повышения квалифи-кации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увели-чить число безработных, проходящих профессиональную переподготовку, рас-ширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности, во-влекая в эту сферу, прежде всего тех, кто длительное время ищет работу. Активизация работы службы занятости и ее органов в области улучшения учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан требует ее повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабо-чих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все это по-зволит ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явится стимулом для разви-тия системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, со-кращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населе-ния призваны играть средства массовой информации.
Страницы: 1, 2
|