реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Система государственного регулирования рынка труда

реферат

Система государственного регулирования рынка труда

11

Содержание

1 Введение.

2 Основные направления государственного регулирования рынка труда.

3 Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости.

4 Заключение.

5 Литература.

1 Введение

Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливает необ-ходимость формирования рынка труда. В чем его сущность, каково экономическое и социальное содержание? Каковы условия формирования данного рынка, место и роль в системе общественного воспроизводства, принципы функционирования?

Также в данной работе выясним, какова социально - экономическая сущность, структура и принципы занятости, т.к. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостоя-ния народа. По этому показателю можно судить о благополучии страны, ее экономической и социальной стабильности.

2. Основные направления государственного регулирования рынка труда

К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести:

Проведение государственной макроэкономической политики стабилиза-ции и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.

Оптимизацию соотношений занятости трудоспособного населения раз- личными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).

3.Активизацию деятельности институтов рынка труда.
Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких, как сдерживание массовой от-крытой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безрабо-тице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Актив-ная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самоза-нятости населения, профилактика безработицы носят пока явно подчиненный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования рынка труда желательно обратить особое внимание на формы и методы активной ре-ализации политики занятости.

Так, по нашему мнению, важную роль в решении задачи макроэкономи-ческой стабилизации российской экономики, обеспечения ее дальнейшего по-ступательного развития на основе повышения эффективности работы крупных и средних предприятий могут сыграть активно формирующиеся финансово-про-мышленные группы российского национального капитала (ФПГ), объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и дру-гие институты.

ФПГ могут составить ядро структурно-инвестиционных реформ в россий-ской экономике, тем более что их реальное число значительно выше, чем число официально зарегистрированных групп. Так, около 80% российских бан-ков учреждены за счет объединения активов промышленных, торговых, инвес-тиционных, страховых компаний с различной степенью интеграции. ФПГ должны стать важнейшим полюсом роста российской экономики, создающим новые рабочие места и способствующим сокращению безработицы.

В политике занятости необходимо на практике перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях, необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.

Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей. В малом бизнесе создание одного рабочего места в семь раз дешевле, чем в крупном, поскольку малое предпринима-тельство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкос-тью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более бы-струю отдачу и рост числа новых рабочих мест, налоговых поступлений.

Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на дохо-дах от малого предпринимательства. Например, в Москве 51% средств город-ского бюджета поступает с малых предприятий, в Зеленограде и Ингушетии -- 80%. В 1996 г. на малых предприятиях России было занято около 20 млн. чело-век, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы.

Учитывая эффективность малого бизнеса, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и за-щищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что разбитие малого предприниматель-ства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в пере-ломный период их истории. По данным ООН, в мировой экономике на таких предприятиях занято более 50% населения, создается около 60% валового внутреннего продукта.

Важным фактором стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате посо-бий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.

Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необхо-димо сохранить на длительный период их деятельности, особенно прибыли, инвестируемой в развитие производства и создание новых рабочих мест. Как показала российская практика, предоставление малому бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в "налоговую гавань" по окончании льготного срока: действующее предприятие формально закрывается и учреждается "новое" малое предприятие.

Безотлагательных мер государства требует защита малого российского биз-неса от организованной преступности. Необходим усиленный контроль за до-ходами малых предприятий и их налогообложением со стороны государствен-ных органов, ужесточение санкций в борьбе с организованной преступностью. Вытеснение организованной преступности из малого бизнеса было бы мощ-ным стимулом к расширению участия населения России в его развитии. Неза-щищенность предпринимательства резко сокращает массовость участия граж-дан в малом бизнесе, особенно законопослушной части населения, и создает пространство для заполнения его теневыми структурами.

Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть по-ощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабо-чие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промыш-ленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как на-логовые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортиза-ция активной части основных производственных фондов.

Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных от-раслевых комплексов (жилищное строительство, туризм). Такие отрасли явля-ются своеобразными "локомотивами", способствующими выходу из кризиса, стабилизации и развитию всей экономики страны.

Важнейшим направлением поддержки занятости и расширения числа рабо-чих мест в условиях структурных реформ в народном хозяйстве страны является конверсия военно-промышленного комплекса. Ее ускоренное осуществление не только будет препятствовать обвальному сокращению занятости в оборонных отраслях, но вследствие концентрации в ВПК передовых технологий, наиболее квалифицированных кадров ученых и специалистов конверсионная програм-ма должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологическо-го перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданско-го машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.

Одним из эффективных направлений активной политики занятости явля-ется организация общественных работ. Программы их развития были начаты еще в ЗО-е годы. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональ-ный характер и включали работы, не требующие высокой квалификации. Се-годня эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, на-пример в межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации, переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функ-цией общественных работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях. Так, согласно расчетам специалистов из Германии, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ стимулируют возникно-вение еще 30-40 новых рабочих мест в других отраслях экономики.

Общественные работы целесообразно использовать для формирования со-временного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, до-рожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах ус-ловия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частно-го иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой осно-ве путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении реги-ональных, местных органов власти и государственной службы занятости.

Важным направлением регулирования социально-трудовых отношений яв-ляется выработка оптимальных пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет баланс между численностью населения, занятого в экономике, и его чис-ленностью в сфере образования, на военной службе, на пенсии, а также в рядах безработных. Этот баланс определяется возможностями государства по содер-жанию указанных категорий граждан, мерой нагрузки на работающее населе-ние и величиной налогового бремени, которое несет экономика, особенно в со-стоянии кризиса. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным фактором обеспечения данного баланса и снижения напря-женности на российском рынке труда.

Для повышения социальных гарантий доходов как занятого, так и незаня-того населения, для обеспечения наиболее рационального баланса распределе-ния граждан по видам деятельности важнейшим условием является рост про-изводительности общественного труда. В годы радикальных экономических реформ наблюдается постоянный спад производительности труда в народном хозяйстве страны, который идет практически параллельно сокращению обще-ственного производства. Так, за 1991-1997 гг. производительность труда в рос-сийской экономике сократилась почти в 2 раза, что явилось одной из главных причин резкого снижения реальной заработной платы и величины социаль-ных трансфертов. Возможности увеличения оплаты труда, пенсий и социаль-ных пособий сегодня во многом зависят от роста производительности труда. Без этого перелома повышение оплаты труда и уровня социальных выплат будет стимулировать развитие инфляции, сокращать инвестиционные воз-можности экономики, препятствовать стабилизации занятости и сокращению масштабов безработицы. Опыт Германии по ускоренному повышению зара-ботной платы трудящихся в Восточных землях после объединения страны по-казывает, что темпы роста оплаты труда не должны опережать темпы роста его производительности. В противном случае это ведет к массовой убыточности предприятий, повышению уровня безработицы.

Широко практиковавшееся в США в период Великой депрессии 30-х годов резкое расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров позволило стране решить сразу две задачи -- сократить предложение ра-бочей силы на рынке труда в условиях экономического кризиса и обеспечить ее массовую переподготовку для работы в новых рыночных условиях.

В современной России необходимо более активное становление системы под-готовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциа-ла учебных заведений профессионального образования, повышения квалифи-кации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увели-чить число безработных, проходящих профессиональную переподготовку, рас-ширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности, во-влекая в эту сферу, прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.

Активизация работы службы занятости и ее органов в области улучшения учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан требует ее повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабо-чих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все это по-зволит ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явится стимулом для разви-тия системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, со-кращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населе-ния призваны играть средства массовой информации.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.