Система государственной власти, ее структура и уровни в республике Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра менеджмента РЕФЕРАТ на тему: «Система государственной власти, ее структура и уровни В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» МИНСК, 2008 СОДЕРЖАНИЕ1. Сущность государственной власти, ее структура2. Конституционное разделение властей и государственное управление3. Структура и функции органов исполнительной власти4. Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и местными властями. Развитие местного самоуправления1. Сущность государственной власти, ее структураУправление, в том числе и государственное, служит особым видом творческой деятельности, имеет целью развитие и включает в свой арсенал силу убеждения, разума, гуманизма. Особенностью управления на государственном уровне является то, что обеспечение принятия и претворения в жизнь государственных решений требует особых условий: наличия соответствующих законов, поддержания порядка в обществе и контроля за конфликтами. Поэтому помимо прочих методов управления в данной системе используется механизм власти как средство волевого регулирования совместной деятельности людей. Таким образом, предусмотрена возможность применения мер государственного принуждения в процессе осуществления управления. Очевидно, что актуальной является проблема соотношения государственной власти и управления. Подмена одного понятия другим ведет к перекосам в ту или иную сторону. Например, в политической культуре советских чиновников господствовал стереотип полного отождествления управления с властью как господством управляющего над управляемым, что способствовало сведению управляющего воздействия к принуждению в различных его формах. Во-вторых, в действиях власти должна реализовываться общая воля и общий интерес большинства населения. Нарушение этого принципа ведет к бюрократии -- такой форме осуществления власти, при которой общая воля подменяется волей группы лиц, причем не легитимно (с помощью выборов, официального поручительства и т.д.), а субъективистски, произвольно, что ведет к непредсказуемости действий субъекта управления. Опасность власти блокируется ее институционализацией -- воплощением в системе государственных органов. Структура субъекта и тип взаимосвязи между ними воспроизводят организацию государственной власти: высшему институту власти соответствует центральный управляющий орган, функциональное разделение государственной власти на ветви воспроизводится в соответствующих центрах принятия управленческих решений на высшем и региональном уровнях. Институт власти -- посредник между государством и обществом, осуществляющий управленческие функции. Он наделен определенными властными полномочиями, осуществляет их от имени государства и под свою ответственность. «Тем самым государственная воля приобретает конкретную концентрированную форму своего бытия … и служит реализации общественной цели». Элементы структуры управления (органы управления, его подразделения и отдельные работники, входящие в его состав) наделены функциями управления. Причем каждая ячейка управления как бы концентрирует группу функций управления, а вся система органов должна охватывать все функции. Тогда осуществление властью своих функций -- принятие законов, поддержание порядка в обществе и контроль за конфликтами -- составляет условие и важнейший аспект государственного управления. Вследствие того, что для осуществления своей деятельности институт власти приобретает совокупность элементов (кадры, материальные средства, правила игры), проявляется свойство превращения административно-государственного аппарата в самостоятельную силу, стремящуюся возвыситься над государством. В результате политический правящий институт превращается из представителя народа в аппарат, господствующий над ним. История выработала эффективный способ общественного контроля за властью -- демократию, одним из правил которой стало разделение властей. 2. Конституционное разделение властей и государственное управление Деятельность по управлению включает три основных элемента: принятие решения, исполнение и контроль за его выполнением. На такой же основе формируется и государственный аппарат, т.е. совокупность органов, реализующих государственную власть. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 6), государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако само по себе провозглашение и закрепление в Конституции принципа разделения властей не влечет автоматически его реализацию. Эффективное осуществление принципа разделения властей предполагает создание надлежащего организационно-правового механизма, поэтому каждый субъект государственной власти включает аппарат соответствующего ему уровня (рис. 1). Парламент (Национальное собрание) является представительным и законодательным органом. Он состоит из Палаты представителей (110 депутатов; их избрание осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании) и Совета Республики (на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска избирается по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом). Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов создаются комиссии Парламента Республики Беларусь (постоянные и временные), заседания которых могут проводиться как в период работы сессии, так и между сессиями палат парламента. Каждая из палат имеет свой секретариат, который содействует депутатам в осуществлении их полномочий: в Палате представителей имеется Совет Палаты представителей, а в Совете Республики -- Президиум Совета Республики. Секретариат готовит материалы, связанные с утверждением в Парламенте; осуществляет хозяйственную деятельность в парламенте; организует прием граждан; имеет право рассылать нормативные акты; ведет учет, осуществляет обобщения предложений, высказанных на сессиях палат, и др. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов. В этом плане исполнительную власть можно представить как подсистему в системе единой государственной власти. В Республике Беларусь исполнительная власть представлена республиканскими органами исполнительной власти: Советом Министров (правительство), государственными комитетами, министерствами, а также органами исполнительной власти регионов (областей) и города Минска. Правительство Республики Беларусь -- Совет Министров -- центральный орган государственного управления. Правовое положение, состав, порядок его формирования определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Совете Министров Республики Беларусь». В своей деятельности Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. До сформирования нового Правительства по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении своих полномочий, продолжает свое функционирование. Сложение полномочий Правительства перед вновь избранным Президентом происходит не после объявления результатов выборов Президента, а со времени вступления в должность Главы государства, т.е. после принятия им присяги (инаугурации). Правительство обладает следующими полномочиями: ѕ руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; ѕ разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; ѕ разрабатывает и представляет Президенту для внесения в парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; ѕ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; ѕ выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь; ѕ обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента. В непосредственном распоряжении субъектов исполнительной власти находятся основные атрибуты государственной власти: финансы, милиция, армия, службы внутренней и внешней безопасности. Указом Президента № 516 от 24.09.2001 введена новая структура органов госуправления. Цель реформы -- дебюрократизация управленческого аппарата, повышение его компетентности в решении проблем современности за счет устранения параллелизма и слияния функций. Новое правительство представлено 24 министерствами, 4 государственными комитетами со статусом министерства, 8 комитетами при Совете Министров и 9 объединениями, ему подчиненными (в старой структуре числилось 25 министерств, 19 госкомитетов, 21 комитет при Совете Министров). Были ликвидированы Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации, Министерство предпринимательства и инвестиций, Госкомитет по делам молодежи, Госкомитет по делам религий и национальностей, Госкомитет по гидрометеорологии. Министерство труда и Министерство социальной защиты были объединены. Однако произошло снижение статуса структур, ориентированных на институциональные изменения (например, комитет по санации и банкротству находился в подчинении Министерства приватизации, а стал департаментом с правом юридического лица в составе Министерства экономики). Судебная власть в лице судебных и правоохранительных органов различного уровня осуществляет исполнение требований законов преимущественно в негативных случаях, т.е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране. Конституционный суд образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных актов. Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры. Президент Республики Беларусь является главой государства. Президент избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Президент Республики Беларусь наделен широкими полномочиями: ѕ определяет внутреннюю и внешнюю политику Республики Беларусь; ѕ создает органы исполнительной власти, определяет содержание и основные направления деятельности; ѕ с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; ѕ формирует Правительство Республики Беларусь, назначает и освобождает заместителей Премьер-министра, министров, принимает решение об отставке Правительства; ѕ вправе отменять акты Правительства Республики Беларусь и приостанавливать действие актов исполнительной власти; ѕ формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, формирует Администрацию Президента; ѕ является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил. Президент, Администрация Президента, советы и службы, состоящие при них, образуют самостоятельный орган управления -- президентуру. Администрация Президента, возглавляемая Президентом Республики Беларусь, в настоящее время является органом государственного управления и юридическим лицом. На нее возлагаются следующие обязанности: ѕ подготовка планов работы Президента и обеспечение их реализации; ѕ проведение систематического анализа социально-политической и экономической ситуации в республике; ѕ доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента до государственных органов; ѕ обеспечение общего руководства деятельностью министерств, других республиканских органов управления, местных исполнительных и распорядительных структур; ѕ организация приема граждан; ѕ контроль за учебными программами, аттестацией и аккредитацией учебных заведений. 3. Структура и функции органов исполнительной властиОрганы исполнительной власти -- это разновидность органов государственной власти, осуществляющих функции оперативного руководства во всех сферах жизни общества в соответствии с задачами государства.Система органов государственного управления функционирует на основе следующих принципов:Принцип сочетания централизации и децентрализации. Централизация вытекает из единства системы государственного управления и означает такое построение системы, когда вышестоящие уровни управления задают принципы построения нижестоящих. Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий подчиненному органу с целью повышения эффективности его функционирования. Сочетание этих принципов позволяет реализовать совместное ведение предметов республиканскими органами исполнительной власти и органами исполнительной власти на региональном уровне, разграничив их полномочия.
Страницы: 1, 2
|