Семейное право
102 70.Лишение родительских прав. 1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), про-курора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершен-нолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других). 2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. 3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с ро-дителей (одного из них), лишенных родительских прав. 4. Если суд при рассмотрении дела о лишении родитель-ских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора. 5. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной ре-гистрации рождения ребенка. Последствия лишения родительских прав 1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отноше-нии которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государствен-ные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. 2. Лишение родительских прав не освобождает родите-лей от обязанности содержать своего ребенка. 3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребен-ка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным зако-нодательством. 4. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым поме-щением, а также сохраняет имущественные права, основан-ные на факте родства с родителями и другими родственни-ками, в том числе право на получение наследства. 5. При невозможности передать ребенка другому роди-телю или в случае лишения родительских прав обоих роди-телей ребенок передается на попечение органа опеки и по-печительства. 6. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (од-ного из них) родительских прав допускается не ранее исте-чения шести месяцев со дня вынесения решения суда о ли-шении родителей (одного из них) родительских прав. Восстановление в родительских пра-вах 1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведе-ние, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. 2. Восстановление в родительских правах осуществля-ется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенно-го родительских прав. Дела о восстановлении в родительс-ких правах рассматриваются с участием органа опеки и по-печительства, а также прокурора. 3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рас-смотрено требование о возврате ребенка родителям (одно-му из них). 4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удов-летворении иска родителей (одного из них) о восстановле-нии в родительских правах, если восстановление в родитель-ских правах противоречит интересам ребенка. Восстановле-ние в родительских правах в отношении ребенка, достигше-го возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Не допускается восстановление в родительских правах, если ре-бенок усыновлен и усыновление не отменено. 71. Опека и попечительство в семейном праве. Дети, над которыми устанавлива-ются опека или попечительство 1. Опека или попечительство устанавливаются над деть-ми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспита-ния и образования, а также для защиты их прав и интересов. 2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими воз-раста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. 3. Установление и прекращение опеки или попечитель-ства над детьми определяются Гражданским кодексом Рос-сийской Федерации. Опекуны (попечители) детей 1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться толь-ко совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть на-значены опекунами (попечителями) лица, лишенные родитель-ских прав. 2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитыва-ются нравственные и иные личные качества опекуна (попечи-теля), способность era к выполнению обязанностей опекуна (по-печителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребен-ком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка. 3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, боль-ные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстра-ненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усынови-тели, если усыновление отменено по их вине, а также лица, ко-торые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка Опека (попечительство) над деть-ми, находящимися в воспитательных учрежде-ниях, лечебных учреждениях и учреждениях со-циальной защиты населения 1. Детям, находящимся на полном государственном попече-нии в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, уч-реждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители не назначаются Выполне-ние их обязанностей возлагается на администрации этих учреж-дений. Временное помещение ребенка опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка. 2 Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, на-ходящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 3. Защита прав выпускников учреждений, указанных в пунк-те 1, возлагается на органы опеки и попечи-тельства. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 1. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на. воспитание е семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунк-том 2, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образо-вания, всестороннего развития и уважение их человеческого до-стоинства: причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещени-ем, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получе-ние жилого помещения в соответствии с жилищным законода-тельством; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (по-печителя) в соответствии с ГК. 2. Дети, находящиеся под опекой (попечительством) обла-дают также правами, предусмотренными ГК Права детей, оставшихся без попе-чения родителей и находящихся в воспитатель-ных учреждениях, лечебных учреждениях и уч-реждениях социальной защиты населения 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находя-щиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учрежде-ниях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на: содержание, вос-питание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие соци-альные выплаты; сохранение права собственности на жи-лое помещение или права пользования жилым помещени-ем, а при отсутствии жилого помещения имеют право на по-лучение жилого помещения в соответствии с жилищным за-конодательством; льготы при трудоустройстве, предусмот-ренные законодательством о труде, по окончании пребыва-ния в указанных учреждениях. 2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находя-щиеся в учреждениях, указанных в пункте 1, обладают также правами, предусмотренными статьями ГК Права и обязанности опекуна (попе-чителя) ребенка 1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан вос-питывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духов-ном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) вправе са-мостоятельно определять способы воспитания ребенка, нахо-дящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ре-бенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1. Опекун (попечитель) с учетом мне-ния ребенка имеет право выбора образовательного учрежде-ния и формы обучения ребенка до получения им основного об-щего образования и обязан обеспечить получение ребенком ос-новного общего образования. 2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от лю-бых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных основа-ний, в том числе от близких родственников ребенка. 3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственника-ми, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. 4. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ГК 5. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ре-бенка, находящегося под опекой (попечительством), исполня-ются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются де-нежные средства в порядке и размере, установленных Прави-тельством Российской Федерации. 72.Понятие административного права. Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. 73. Административные правоотношения: понятие, виды Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно- правовой нормой управленческое общественное отношение. В котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Можно первоначально выделить следующие две группы административно-правовых отношений: а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект - объект»), в которой отчётливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это - собственно властеотношения; б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. 74. Административная ответственность. Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему: а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Б) основным административной ответственности являются административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального вреда (ущерб) или гражданско - правовой деликт; В) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и коллективные образования. 75. Местное самоуправление Органами местного самоуправления являются выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских, сельских и на др. территориях. Структура органов местного самоуправления определяется самостоятельно. Определение статуса представительных органов местного самоуправления относится к сфере Конституционного права. Административным правом устанавливается статус органов местного самоуправлеческого характера. Общие правовые основы местного самоуправления определяются Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами. В настоящее время компетенция органов местного самоуправления регламентируется также Законом РСФСР от 6.06.1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР». Концепция правового регулирования местного самоуправления заключается в возможности многообразия организационных форм и статуса его органов в зависимости от конкретных условий.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|