реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Семейное право

реферат

Семейное право

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Кафедра

Выполнила студентка

М 3/6 206 187

Лоханская Надежда Александровна

Проверила к.ю.н. ст.преподаватель

Першина Елена Анатольевна

г. Ставрополь 2009 г.

Вариант №2

Вопрос 1

Источники права: понятие, виды.

Вопрос 2

Субъекты семейных отношений.

Задача

Студентка Воронцова одолжила у подруги Мухиной 1 тыс. руб. сроком на один месяц. Спустя месяц Мухина обратилась с просьбой о возврате ей долга, но последняя заявила, что денег не брала. Мухина обратилась с иском в суд о возврате денег, указав, что при передаче денег присутствовали студентки Трофимова и Маслова, которые могут подтвердить этот факт.

В каких случаях применяется простая письменная форма сделки между гражданами? Вправе ли стороны, в случае спора ссылаться на свидетельские показания? Должен ли суд удовлетворить требования Мухиной?

Вопрос 1

Источники права: понятие, виды

Источники права - это акты органов государства, устанавливающие или санкционирующие (признающие) правовые нормы.

Источники права в материальном смысле - это причины, обусловившие содержание права, материальные условия жизни общества. Сюда можно отнести экономические, социальные, юридические и иные условия. Источник права в идеальном смысле - нематериальные факторы осознания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источниках (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной идеологии и правосознания личности.

Источник права в формально-юридическом - это фраза закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера. Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле (иначе-формальные источники права, юридические источники права, формы права). В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права.

1. Правовой обычай: исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. Большинство древних юридических памятников представляют собой записанные правовые обычаи (например, древнеримские «Законы XII таблиц», древнерусская «Русская Правда»).

2. Юридический прецедент: конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем.

3. Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью.

4. Нормативный договор: двустороннее или многостороннее уполномоченным органом государства, содержащее правовые нормы (например, международно-правовой договор или договор об образовании федерации или конфедерации).

Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом является правовой обычай. Издание специальных документов, представляющих собой свод правовых обычаев, воспринималось современниками не как собственно создание правовых норм, а как чисто техническая операция, направленная на сохранение и систематизацию уже существующих правовых норм. В большинстве современных государств основной формой существования правовых норм являются нормативные акты.

Нормативные акты принимаются различными органами государств, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы.

Нормативно-правовые акты как форма (источник) значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характер, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют. И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего это означает, что и с теми и с другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые содержат лишь предписания индивидуального характера. И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли продажи, подряда), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

В современных государствах сложилась достаточно четкая и универсальная иерархия нормативных актов, связанная с иерархией органов государства. В применении к нормативным актам иерархия обозначается понятием «юридическая сила»: одни акты обладают большей юридической силой, то есть «главнее», чем другие. С этой точки зрения можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической силы): конституция, законы, подзаконные акты.

Конституция - основной закон государства

Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства (чаще всего также и общества данной страны). В частности, большинство современных конституций содержат положения по следующим вопросам: основы общественного строя, правовое положение личности ( в том числе права и свободы человека), порядок формирования и деятельности высших органов государства, порядок принятия законов, территориальное устройство государства.

С точки зрения формы конституции, она может представлять собой: 1) Отдельный акт, например конституцию страны . 2) Набор связанных актов. 3) Совокупность правовых норм, содержащихся в некоторых исторических документах или даже в неписанных правовых обычаях.

Законы - нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.

В современных государствах существует достаточно жестко установленные и весьма сложные процедуры принятия законов, в которых можно выделить следующие стадии: 1) Законодательная инициатива. Существуют субъекты, обладающие правом инициативы, т.е. возможностью вносить в парламент законопроекты, которые парламент обязан рассмотреть. Обычно таким правом обладают депутаты парламента, президент, правительство и прочие высшие государственные органы и должностные лица. Иногда такое право предоставлено общественным организациям. Прочие лица, желающие внести законопроект, должны использовать свое влияние на субъектов законодательной инициативы. 2) Подготовка проекта. Кто-то должен написать текст законопроекта, согласовать его с действующим правом, подготовить всевозможные справки о необходимости законопроекта и о последствиях его принятия или непринятия. Обычно это делают либо те, кто заинтересован в проекте, либо аппараты правительства ли министерств, либо сами депутаты или аппарат парламента. 3) Обсуждение в парламенте. Парламенты имеют внутреннюю структуру : они разбиты на комитеты, комиссии и другие подмножества депутатов по направлениям работы. Поступившие в парламент законопроекты после включения в план работы направляются соответствующим профильным комитетам или комиссиям парламента. Эти органы готовят заключения по законопроектам, привлекая правительство, экспертов, проводя парламентские слушанья, опросы общественности и заинтересованных лиц и пр. При этом снимаются разногласия, учитываются различные интересы. Крайне редко в развитых парламентах на голосование выносится проект, не прошедший подробной предварительной «обкатки». В большинстве случаев еще до голосования выясняется мнение основных фракций парламента. Заведомо «непроходные» проекты не доходят до пленарных заседаний парламента. Принятие закона. Обычно в двухпалатных парламентах требуется набрать большинство голосов в каждой из палат. В некоторых странах палаты в этом смысле равноправны: законопроект может сначала быть принят любой палатой, потом отправиться в другую. Если другая палата отклоняет проект, либо вносит в него изменения, запускается согласительная процедура. В некоторых странах путь законопроекта устанавливается более жестко: сначала обязательно нижняя палата, потом - верхняя (например в России). Подписание и обнародование закона. Конституции обычно устанавливают, что законы вступают в силу после их подписания главой государства и опубликовании. Право главы государства подписать (или не подписать - право вето) принятый парламентом закон бывает как формальным (европейские монархии), так и вполне реальным и применяемым на практике (США, Россия). Практически на всех стадиях законодательного процесса имеются возможности для лоббирования лицами, заинтересованными в принятии (или, наоборот, в провале) законопроекта. Конкретные формы лоббирования чрезвычайно разнообразны - от мягкой просветительской работы с законодателями (большинство из которых не являются специалистами по вопросам большинства законопроектов) до жестких и иногда, мягко говоря, не очень законных способов. С последними везде борются, но еще нигде не победили.

В федеративных государствах помимо федеральных законов имеются законы субъектов федерации. Эти законы принимаются по предметам ведения регионов -субъектов федерации (например, региональный бюджет, региональные налоги, программы развития региона) и действуют на территории этих регионов. Процедура их принятия аналогично описанной выше.

Подзаконные акты - акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и др.

Подзаконные акты имеют свою собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их должностного лица или органа в системе органа государства.

Завершая раздел о нормативных актах, сделаем три замечания.

1. От нормативных актах следует отличать акты ненормативные (исполнительно распорядительные решения по конкретным ситуациям, индивидуальные предписания), которые в строгом юридическом смысле не являются источниками права, хотя издаются теми же органами, что и нормативные акты.

Нормативные акты отличаются от ненормативных по следующим признакам: 1) Адресование неопределенному или широкому кругу лиц. Например, постановление о налоговых льготах для всех предприятий с участием инвалидов - акт нормативный; постановление о налоговых льготах для предприятия « ОАО Инвалид» - не нормативный акт. 2) возможность неоднократного применения акта. Например, нормативный акт Уголовный Кодекс можно применять неоднократно; указ оп помиловании конкретных лиц или постановление об амнистии - один раз. Бывают ситуации, когда в одном документе имеются как правовые нормы, так и индивидуальные предписания. В этом смысле такой документ следует считать «нормативным актом», но «источником права» будет, строго говоря, только та его часть, где устанавливаются правовые нормы.

2. В некоторых случаях нормативные акты принимаются не уполномоченным государственным органом, а непосредственно населением, на референдуме. В частности на референдуме приняты некоторые конституции ( Франция 1958 года, России 1993 года); на местных референдумах в ряде штатов США устанавливаются местные налоги; по различным вопросам референдумы проводятся в Швейцарии . Юридическая сила таких решений всегда выше, чем у решений государственный органов. От референдумов, на которых утверждаются конкретные акты, следует отличать консультативные референдумы, не имеющие прямого юридического значения и обычно проводящиеся с политическими целями - например, референдум 1991 года о сохранении СССР или референдум 1993 года об экономической политике России.

3. О терминологии.

Очень часто под словами «законы, законодательство» понимают не только законы в собственном значении этого слова, но и всю совокупность нормативных актов или даже всех вообще документов по конкретному вопросу.

Помимо нормативно- правовых актов значительный теоретический практический интерес представляют и другие формы, или источники, права. Среди них особо выделяют правовой обычай, прецедент и правовой договор. Правовой обычай представляет собой санкционированное правило поведения, сложившиеся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права. Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи, с одной, весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечивают в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечивают лишь общественным мнением.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, об обычаях действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.