Семейное право
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Кафедра Выполнила студентка М 3/6 206 187 Лоханская Надежда Александровна Проверила к.ю.н. ст.преподаватель Першина Елена Анатольевна г. Ставрополь 2009 г. Вариант №2 Вопрос 1 Источники права: понятие, виды. Вопрос 2 Субъекты семейных отношений. Задача Студентка Воронцова одолжила у подруги Мухиной 1 тыс. руб. сроком на один месяц. Спустя месяц Мухина обратилась с просьбой о возврате ей долга, но последняя заявила, что денег не брала. Мухина обратилась с иском в суд о возврате денег, указав, что при передаче денег присутствовали студентки Трофимова и Маслова, которые могут подтвердить этот факт. В каких случаях применяется простая письменная форма сделки между гражданами? Вправе ли стороны, в случае спора ссылаться на свидетельские показания? Должен ли суд удовлетворить требования Мухиной? Вопрос 1 Источники права: понятие, виды Источники права - это акты органов государства, устанавливающие или санкционирующие (признающие) правовые нормы. Источники права в материальном смысле - это причины, обусловившие содержание права, материальные условия жизни общества. Сюда можно отнести экономические, социальные, юридические и иные условия. Источник права в идеальном смысле - нематериальные факторы осознания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источниках (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной идеологии и правосознания личности. Источник права в формально-юридическом - это фраза закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера. Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле (иначе-формальные источники права, юридические источники права, формы права). В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права. 1. Правовой обычай: исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. Большинство древних юридических памятников представляют собой записанные правовые обычаи (например, древнеримские «Законы XII таблиц», древнерусская «Русская Правда»). 2. Юридический прецедент: конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем. 3. Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью. 4. Нормативный договор: двустороннее или многостороннее уполномоченным органом государства, содержащее правовые нормы (например, международно-правовой договор или договор об образовании федерации или конфедерации). Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом является правовой обычай. Издание специальных документов, представляющих собой свод правовых обычаев, воспринималось современниками не как собственно создание правовых норм, а как чисто техническая операция, направленная на сохранение и систематизацию уже существующих правовых норм. В большинстве современных государств основной формой существования правовых норм являются нормативные акты. Нормативные акты принимаются различными органами государств, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы. Нормативно-правовые акты как форма (источник) значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характер, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют. И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего это означает, что и с теми и с другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые содержат лишь предписания индивидуального характера. И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли продажи, подряда), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. В современных государствах сложилась достаточно четкая и универсальная иерархия нормативных актов, связанная с иерархией органов государства. В применении к нормативным актам иерархия обозначается понятием «юридическая сила»: одни акты обладают большей юридической силой, то есть «главнее», чем другие. С этой точки зрения можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической силы): конституция, законы, подзаконные акты. Конституция - основной закон государства Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства (чаще всего также и общества данной страны). В частности, большинство современных конституций содержат положения по следующим вопросам: основы общественного строя, правовое положение личности ( в том числе права и свободы человека), порядок формирования и деятельности высших органов государства, порядок принятия законов, территориальное устройство государства. С точки зрения формы конституции, она может представлять собой: 1) Отдельный акт, например конституцию страны . 2) Набор связанных актов. 3) Совокупность правовых норм, содержащихся в некоторых исторических документах или даже в неписанных правовых обычаях. Законы - нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства. В современных государствах существует достаточно жестко установленные и весьма сложные процедуры принятия законов, в которых можно выделить следующие стадии: 1) Законодательная инициатива. Существуют субъекты, обладающие правом инициативы, т.е. возможностью вносить в парламент законопроекты, которые парламент обязан рассмотреть. Обычно таким правом обладают депутаты парламента, президент, правительство и прочие высшие государственные органы и должностные лица. Иногда такое право предоставлено общественным организациям. Прочие лица, желающие внести законопроект, должны использовать свое влияние на субъектов законодательной инициативы. 2) Подготовка проекта. Кто-то должен написать текст законопроекта, согласовать его с действующим правом, подготовить всевозможные справки о необходимости законопроекта и о последствиях его принятия или непринятия. Обычно это делают либо те, кто заинтересован в проекте, либо аппараты правительства ли министерств, либо сами депутаты или аппарат парламента. 3) Обсуждение в парламенте. Парламенты имеют внутреннюю структуру : они разбиты на комитеты, комиссии и другие подмножества депутатов по направлениям работы. Поступившие в парламент законопроекты после включения в план работы направляются соответствующим профильным комитетам или комиссиям парламента. Эти органы готовят заключения по законопроектам, привлекая правительство, экспертов, проводя парламентские слушанья, опросы общественности и заинтересованных лиц и пр. При этом снимаются разногласия, учитываются различные интересы. Крайне редко в развитых парламентах на голосование выносится проект, не прошедший подробной предварительной «обкатки». В большинстве случаев еще до голосования выясняется мнение основных фракций парламента. Заведомо «непроходные» проекты не доходят до пленарных заседаний парламента. Принятие закона. Обычно в двухпалатных парламентах требуется набрать большинство голосов в каждой из палат. В некоторых странах палаты в этом смысле равноправны: законопроект может сначала быть принят любой палатой, потом отправиться в другую. Если другая палата отклоняет проект, либо вносит в него изменения, запускается согласительная процедура. В некоторых странах путь законопроекта устанавливается более жестко: сначала обязательно нижняя палата, потом - верхняя (например в России). Подписание и обнародование закона. Конституции обычно устанавливают, что законы вступают в силу после их подписания главой государства и опубликовании. Право главы государства подписать (или не подписать - право вето) принятый парламентом закон бывает как формальным (европейские монархии), так и вполне реальным и применяемым на практике (США, Россия). Практически на всех стадиях законодательного процесса имеются возможности для лоббирования лицами, заинтересованными в принятии (или, наоборот, в провале) законопроекта. Конкретные формы лоббирования чрезвычайно разнообразны - от мягкой просветительской работы с законодателями (большинство из которых не являются специалистами по вопросам большинства законопроектов) до жестких и иногда, мягко говоря, не очень законных способов. С последними везде борются, но еще нигде не победили. В федеративных государствах помимо федеральных законов имеются законы субъектов федерации. Эти законы принимаются по предметам ведения регионов -субъектов федерации (например, региональный бюджет, региональные налоги, программы развития региона) и действуют на территории этих регионов. Процедура их принятия аналогично описанной выше. Подзаконные акты - акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и др. Подзаконные акты имеют свою собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их должностного лица или органа в системе органа государства. Завершая раздел о нормативных актах, сделаем три замечания. 1. От нормативных актах следует отличать акты ненормативные (исполнительно распорядительные решения по конкретным ситуациям, индивидуальные предписания), которые в строгом юридическом смысле не являются источниками права, хотя издаются теми же органами, что и нормативные акты. Нормативные акты отличаются от ненормативных по следующим признакам: 1) Адресование неопределенному или широкому кругу лиц. Например, постановление о налоговых льготах для всех предприятий с участием инвалидов - акт нормативный; постановление о налоговых льготах для предприятия « ОАО Инвалид» - не нормативный акт. 2) возможность неоднократного применения акта. Например, нормативный акт Уголовный Кодекс можно применять неоднократно; указ оп помиловании конкретных лиц или постановление об амнистии - один раз. Бывают ситуации, когда в одном документе имеются как правовые нормы, так и индивидуальные предписания. В этом смысле такой документ следует считать «нормативным актом», но «источником права» будет, строго говоря, только та его часть, где устанавливаются правовые нормы. 2. В некоторых случаях нормативные акты принимаются не уполномоченным государственным органом, а непосредственно населением, на референдуме. В частности на референдуме приняты некоторые конституции ( Франция 1958 года, России 1993 года); на местных референдумах в ряде штатов США устанавливаются местные налоги; по различным вопросам референдумы проводятся в Швейцарии . Юридическая сила таких решений всегда выше, чем у решений государственный органов. От референдумов, на которых утверждаются конкретные акты, следует отличать консультативные референдумы, не имеющие прямого юридического значения и обычно проводящиеся с политическими целями - например, референдум 1991 года о сохранении СССР или референдум 1993 года об экономической политике России. 3. О терминологии. Очень часто под словами «законы, законодательство» понимают не только законы в собственном значении этого слова, но и всю совокупность нормативных актов или даже всех вообще документов по конкретному вопросу. Помимо нормативно- правовых актов значительный теоретический практический интерес представляют и другие формы, или источники, права. Среди них особо выделяют правовой обычай, прецедент и правовой договор. Правовой обычай представляет собой санкционированное правило поведения, сложившиеся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права. Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи, с одной, весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечивают в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечивают лишь общественным мнением. В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, об обычаях действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны.
Страницы: 1, 2
|