реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Санкции в исполнительном производстве

реферат

Санкции в исполнительном производстве

62

Введение

Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Развитие Федеральной службы судебных приставов на современном этапе является важнейшей задачей, оказывающей влияние на динамику проведения в Российской Федерации судебной реформы, совершенствование гражданского и гражданско-процессуального законодательства - на инвестиционный климат российской экономики. Федеральная служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость гражданско-правовой и иной юридической ответственности в гражданском обороте, без эффективно действующего такого механизма невозможно решение значительной части экономических проблем современного государства.

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом и в целях защиты интересов общества и государства, прав и свобод граждан и организаций. Постоянно возрастающая потребность применения санкций в исполнительном производстве вызывает необходимость дальнейшего их исследования.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе применения санкций в исполнительном производстве.

Предмет исследования - правовое регулирование применения санкций в исполнительном производстве.

Цель работы заключается в анализе проблем правового регулирования применения санкций в исполнительном производстве и формулировании путей решения выявленных проблем.

Задачи исследования:

- рассмотреть виды санкций в исполнительном производстве;

- проанализировать особенности применения исполнительского сбора и штрафов, налагаемых судебными приставами-исполнителями в исполнительном производстве;

- выявить проблемы правового регулирования применения санкций в исполнительном производстве;

- разработать пути решения проблем применения санкций в исполнительном производстве.

В качестве основных методов исследования использованы: диалектический, исторический, формально-юридический, синтез, статистический метод, системный и комплексный подходы.

Нормативную основу работы составляют положения Конституции Российской Федерации, Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, Федерального закона «Об исполнительном производстве», иных федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов.

Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды ученых, исследовавших санкции в исполнительном производстве: Л.В. Белоусов, Н.И. Гуснева, Г.В. Дектерева, Ю.А. Дмитриев, Я.М. Каганцов, Д.А. Марданов, М.Н. Марченко, В.В. Пиляева, Б.В. Россинский и другие.

Эмпирической базой работы являлась судебная практика Высшего арбитражного суда РФ, Арбитражного суда НСО, суда общей юрисдикции Железнодорожного района г. Новосибирска, практика ФССП РФ по НСО.

1. Общие положения о санкциях в исполнительном производстве

1.1 История развития санкций в исполнительном производстве

Большой юридический словарь
дает следующее определение понятию санкция: санкции - меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащей пересмотру характер. В теории права санкциям придается четыре значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, имущественные; б) структурная часть общей нормы права, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы; в) разрешение (согласие) прокурора на производство дознавателем, следователем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений; г) в международном праве - меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права, свои международные обязательства [33, с. 661].

Закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц носят название санкций правовой нормы [44, с. 224].

Развитие санкций в исполнительном производстве невозможно проследить без изучения истории исполнительного производства и судебных приставов.

Судебные приставы как должностные лица были известны еще во времена Древней Руси. Впервые упоминания о них встречаются в документальных актах периода феодальной раздробленности государства. В судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XV веком, говорится о том, что судебные приставы призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече (общим собранием горожан). Они были наделены достаточно широкими полномочиями, включающими элементы судебной и следственной деятельности. Как сказано в Новгородской судной грамоте, «…а почнет хорониться от приставов, его казнить всем Великим Новым городом». Исполняя решение княжеского суда, пристав имел право совместно с истцом беспрепятственно приходить в чужое владение, искать и изымать имущество должника, осуществлять розыск, а также арест должника. При воспрепятствовании действиям со стороны должника либо его родственников пристав имел право применять меры физического воздействия [33, с. 22].

В системе государственного устройства пристав считался фигурой влиятельной. Он являлся должностным лицом при окружных судах и судебных палатах. В дореволюционной России институт судебных приставов был введен в результате судебной реформы. В соответствии с Указом, утвержденным 20 ноября 1864 года Императором Александром II, был принят судебный Устав, в котором впервые подробно освещались правила исполнительного производства. Судебные приставы должны были исполнять служебные обязанности. В их функции входило: обеспечение исполнения судебных решений, охрана порядка в зале судебного заседания, доставка и вручение судебных повесток, выполнение поручений председателя соответствующего суда.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года служба была упразднена (одновременно с роспуском судебных и прочих государственных учреждений Российской Империи). Однако вскоре вновь возникла потребность в упраздненной структуре. В связи с этим 30 ноября 1918 года вышел Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о введении института судебных исполнителей, которым присваивался статус государственных служащих. Подробные действия судебных исполнителей устанавливались специальной инструкцией Народного Комиссариата Юстиции (НКЮ). Таким образом, на смену судебным приставам Российской Империи пришли судебные исполнители, которые состояли в штатах районных народных судов [36, с. 27-28].

Далее порядок исполнения регулировался Гражданским процессуальным Кодексом РСФСР 1964 года (далее ГПК РСФСР). Помимо ГПК РСФСР действовали такие подзаконные акты как инструкции Министерства юстиции СССР «О порядке исполнения судебных решений» от 24 апреля 1973 года и «Об исполнительном производстве» от 15 ноября 1985 года. Такая система исполнительного производства СССР и России действовала вплоть до середины девяностых годов двадцатого века.

Судебные исполнители исполняли акты различных органов (судебные акты по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, решения третейских судов, а также арбитражных и земельных комиссий и т.п.). Допускалась передача функций по исполнению судебных решений и решений земельных комиссий волостным исполкомам и органам милиции в случае отсутствия судебных исполнителей.

В случае оказания сопротивления судебному исполнителю при исполнении решения судебный исполнитель в присутствии понятых составлял об этом акт и для устранения препятствий обращается за содействием к органам власти. Акт, подписанный судебным исполнителем и понятыми, представлялся судье для разрешения вопроса о привлечении к ответственности лиц, оказавших сопротивление судебному исполнителю [13].

В период распада Союза ССР последовали большие перемены в политическом и государственном устройстве России. Дестабилизация экономики, рост взаимозадолженности, неплатежей привели к увеличению числа судебных исков в сфере финансово-экономических отношений. Это отрицательно сказалось на эффективности работы судебных исполнителей, повлияло на реальное исполнение судебных актов. В 1997 году, в соответствии с требованием времени, в нашей стране вновь был создан институт судебных приставов. С 6 ноября 1997 г. вступили в силу Федеральные законы №118-ФЗ «О судебных приставах» и №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 [36, с. 29].

В 2002 и 2004 году служба изменилась в результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 г. №1316 «Вопросы службы судебных приставов. Федеральная служба судебных приставов стала самостоятельной и уже не входит в Министерство юстиции, которое разделилось на Федеральную службу судебных приставов, Федеральную регистрационную службу, Федеральную службу исполнения наказаний.

В 2008 году произошла еще одна реформа в области службы судебных приставов - 01.02.2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон №229-ФЗ). Он содержит ряд серьезных изменений и дополнений, ужесточил требования к судебным приставам и сотрудникам аппарата ФССП, не меняя при этом общей концепции исполнительного производства. Федеральный закон содержит ряд серьезных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, которые продиктованы реалиями современной жизни и отвечают нынешней динамике развития экономических отношений.

Исполнительский сбор - это не просто платеж за совершение определенных юридически значимых действий, а прежде всего, мера имущественной ответственности должника за совершение им противоправного действия - уклонения от исполнения судебного акта. основная цель исполнительского сбора - это предупреждение правонарушения на будущее, своеобразная превентивная мера воздействия на должника с целью быстрого и добровольного исполнения исполнительного документа.

За последние полтора года законодательство об административной ответственности в сфере исполнительного производства претерпело коренные изменения.

Как известно, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (далее КоАП РФ) по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР был существенно расширен круг субъектов административной юрисдикции. Однако судебные приставы в соответствии с гл. 23 КоАП РФ не являлись такими субъектами, т.е. не были вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать за их совершение административные наказания. Лишь по незначительному числу составов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, они могли составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять отдельные процессуальные меры обеспечения производства по делу, передавая затем соответствующие материалы на рассмотрение судьям [46, с. 18].

Существовавшее же законодательство создавало немало проблем. Прежде всего необходимо отметить, что согласно ст. ст. 85 и 87 Федерального закона от 21.07.1997 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приставы-исполнители уже признавались полноправными субъектами юрисдикции, рассматривали дела о правонарушениях, предусмотренных данными статьями, и назначали установленный ими штраф. Естественно, крайне важным как с теоретической, так и с практической точек зрения представлялся вопрос, является ли рассмотрение дел и назначение наказания по ст. ст. 85 и 87 Федерального закона №229-ФЗ административной юрисдикцией и нужно ли при этом руководствоваться процессуальными положениями КоАП РФ.

В завершении отметим, что новым Федеральным законом №229-ФЗ фактически поставлена точка в споре о том, существует ли так называемая исполнительная ответственность как особый вид публично-правовой ответственности или соответствующие нормы являются нормами института административной ответственности. В соответствии со ст. 113 Федерального закона №229-ФЗ указано, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, а также других нарушений законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает штраф в порядке и в размере, предусмотренных КоАП РФ (например, ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве»).

1.2 Виды санкций в исполнительном производстве

В соответствии с законодательством об исполнительном производстве существует три вида санкций
- исполнительский сбор (ст. 112 ФЗ Федерального закона №229-ФЗ), штрафы, налагаемые судебными приставами-исполнителями (ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве»), расходы по совершению исполнительных действий (ст. 116 Федерального закона №229-ФЗ).

В ч. 1 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ вводится определение понятия «исполнительский сбор», который является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.