Российско-американские отношения
27 Оглавление: Введение…………………………………………………………….…….........2 Основная часть: Глава 1. Культурно-ценностные основы российско-американских отношений: 1.1. Изменение образа демократии как фактор российско-американских отношений………………………………..………………………………………..4 1.2. Разработка в России и США эффективной моделиполитической социализации для XXI века……………………………………………….…….6 Глава 2. Экономические и геополитические аспекты российско-американских отношений: 2.1. Российско-американские экономические 3отношения: состояние и перспективы………………………………………………………………………8 2.2. Перспективы развития межфирменного сотрудничества в условиях глобализации……………………………………15 2.3. Война в эпоху глобализации……………………………………………...18 Глава 3. Борьба с терроризмом: 3.1. Оценка современного терроризма: российский и американский подходы……………………………………………….…………………………19 3.2. ООН и многосторонняя дипломатия США и России: принципы, приоритеты и борьба с международным терроризмом…………………...23 Заключение……………………………………………………………………..27 Список использованной литературы………………………….……….........29 Введение Актуальность темы исследования. Россия сегодня стремится определить долговременную стратегию своего развития, возрождения экономической и политической мощи. Целью такой стратегии является превращение России в развитую демократическую страну, занимающую адекватное ее потенциалу место в мировой политике и экономике. Поэтому решение внутренних задач напрямую связано с улучшением условий интеграции России в глобальный рынок, формированием дружеских и партнерских отношений с ключевыми центрами силы на международной арене. Эти задачи нельзя решить, если Россия будет изолирована или вернется к конфронтации с США и Западом в целом. Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении российско-американских отношений. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: 1. рассмотреть изменение образа демократии как фактор российско-американских отношений; 2. рассмотреть разработку в России и США эффективной модели политической социализации для XXI века; 3. рассмотреть российско-американские экономические отношения: состояние и перспективы; 4. проанализировать перспективы развития межфирменного сотрудничества в условиях глобализации; 5. рассмотреть войну в эпоху глобализации; 6. дать оценку современного терроризма: российский и американский подходы; 7. рассмотреть ООН и многостороннюю дипломатию США и России: принципы, приоритеты и борьба с международным терроризмом. Объект исследования - российско-американские отношения. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением российско-американских отношений. Основная часть Глава 1. Культурно-ценностные основы российско-американских отношений 1.1. Изменение образа демократии как фактор российско-американских отношений Социологические исследования, проведенные в 1992-1994 гг. в рамках совместного российско-американского проекта «Демократические ценности в структуре массового сознания», в которых принимал участие автор, демонстрировали определенный исторический оптимизм демократических ожиданий. В начале 1990_х гг. преобладания авторитарного сознания в молодой российской демократии не наблюдалось. Первая половина 90-х гг. была временем увлечения россиян западным опытом, сопровождающегося настойчивыми попытками переноса на российскую почву различных образцов и моделей зарубежного происхождения. Если в 1995 г. отношение к США было в основном положительным у 77,5% респондентов, а отрицательным - только у 9%, то в 1999 г., в разгар военной операции в Югославии, уже почти половина населения - 48,9% опрошенных - считала США врагом России Восток-Запад-Россия. Сборник статей. Антология. М., 2002. С. 253.. Силовые действия США и их союзников психологически проектировались россиянами на самих себя. В результате образ Запада в их самосознании стал прочно ассоциироваться с фактором угрозы. Последние события в Ираке, связанные с силовым «принуждением к демократии», которые привели к значительной эскалации конфессионально-этнических противоречий в регионе, вызвали негативное отношение россиян к внешней политике США, представших в их глазах инициатором непредсказуемых потрясений. Негативная аура США в известной степени распространилась и на их стратегических союзников, в совокупности составляющих Запад как особый геополитический субъект и олицетворяющих собой то, что обычно называют «политикой Запада». В общественном сознании сегодня явно существуют два его модуса - эмоциональный, связанный с чувством национального унижения и идентификационной неопределенности, и прагматически-рациональный, суть которого состоит в том, что самое разумное - это не ссориться с Западом и США, а еще лучше - дружить. Соображения безопасности предопределяют курс на умеренные прозападные, рациональные позиции. Несмотря на отчетливо выраженный в общественном мнении синдром «державности» и сильной международной политики, в России не популярны конфронтационные модели поведения с внешним миром. Показательно, что лишь 23% населения рассматривают противостояние Западу как идею, способную сплотить российское общество во имя достижения общих целей. Россияне трезво отдают себе отчет, что страна не в состоянии вынести бремя экономической и политической сверхдержавы. Российское общество на рубеже тысячелетий является сторонником «достойной самостоятельности», позитивно относится к сотрудничеству как с европейскими, так и с азиатскими странами, стараясь идти свои путем, не вмешиваться в чужие конфликты и не быть никому ничем обязанным. 1.2. Разработка в России и США эффективной модели политической социализации для XXI века Научные исследования процесса политической социализации начались сравнительно недавно - в середине XX в. Термин «политическая социализация» впервые был введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом и в дальнейшем получил широкое распространение в научном лексиконе. До этого американские ученые, которым принадлежит приоритет в исследовании политической социализации, в большей степени использовали понятие «гражданское воспитание» (civic education). Оба эти термина применяются в настоящее время. В рамках различных научных школ были разработаны свои теории политической социализации. Проанализировав ее особенности в разных политических системах, американские ученые выделили несколько моделей политической социализации: системную, гегемонистскую, плюралистическую, конфликтную Российско-американские отношения в условиях глобализации. М., 2005. С. 63.. В США на протяжении нескольких десятилетий преобладала системная модель. Согласно этой модели, политическая социализация рассматривается как механизм формирования у будущих граждан ценностей американской политической системы, как средство обеспечения стабильности в стране. Ценность политического участия и приверженность идеалам демократии остаются и сегодня в центре внимания наряду с политической информированностью и компетентностью. В России вопросы политической социализации подрастающего поколения также находятся в центре внимания ученых и широкой общественности. Эта проблематика особенно актуальна сегодня, учитывая условия политического, экономического и социокультурного транзита, который страна переживает в последние два десятилетия. Но ни одна из вышеперечисленных моделей политической социализации «в чистом виде» ей не подходит. С одной стороны, заманчиво использовать модель Р. Мерельмана, ибо в современной России передача ценностей от одного поколения к другому затруднена, поскольку в стране произошел межпоколенческий «раскол». Если молодое поколение получает первичные представления о социальной и политической реальности в условиях транзита, то среднее и старшее поколения переживают процесс ресоциализации, вынуждены пересматривать и адаптировать свои представления о политике и власти, сложившиеся еще в советские времена, когда господствовала одна идеология. С другой стороны, в силу инерции культурного процесса в России по-прежнему преобладают черты гегемонистского типа политической социализации. Наконец, с позиций конфликтной модели можно объяснить проявления нетерпимости и экстремизма со стороны части современной российской молодежи. Если обратиться к опыту США, то там хорошо себя зарекомендовали отдельные экспериментальные программы, внедренные во многих американских школах по инициативе научных центров и общественных организаций. Например, Центр гражданского образования (Civic Education Center) курирует несколько крупномасштабных проектов: «Мы, народ…», «Гражданин», «Сравнительные уроки демократии». Среди областей, в которых американские старшеклассники сравнительно компетентны, можно назвать уголовное и гражданское правосудие и права человека. Вместе с тем уровень политических знаний школьников тревожит многих американских ученых. Глава 2. Экономические и геополитические аспекты российско-американских отношений 2.1. Российско-американские экономические отношения: состояние и перспективы Во все периоды советско-американских отношений их экономическая составляющая была теснейшим образом связана, а чаще прямо обусловлена уровнем и характером отношений политических. Периоды политического потепления, например после установления дипломатических отношений, сотрудничества в годы Второй мировой войны, мирного сосуществования конца 50-х - начала 60-х гг., разрядки международной напряженности 80-х гг., всегда сопутствовали подъему торгово-экономических связей. И, напротив, обострение политических отношений неизменно приводило к стагнации или уменьшению масштабов взаимной торговли и других форм экономических связей. Вместе с тем при всей зависимости экономических и торговых связей от политического влияния, несомненно, и их самостоятельное, вполне автономное значение. Хотя в силу целого ряда обстоятельств оно объективно различно для России и США, потенциал этих отношений весьма велик и явно недоиспользуется обеими странами, что наносит немалый ущерб их экономическому развитию. К началу XXI в. экономические связи представляют весьма многоаспектный элемент взаимоотношений России и США. За 90-е гг. создана во многом новая организационно-правовая основа для торгово-экономического сотрудничества Российско-американские отношения в условиях глобализации. М., 2005. С. 156.. К 2004 г. США занимали важное место в российском внешнеторговом обороте - второе место после Германии (11 млрд. долл.). Российский экспорт составил в 2003 г. 8,6 млрд. долл., импорт - 2,4 млрд. долл. На США приходилось 6% всего объема внешней торговли России. После 1998 г. объем двустороннего товарооборота сократился на 14,2% в 1999 г., достигнув уровня в 9,6 млрд. долл. в 2000 г. После заметного падения в 2001 и 2002 гг. объем торговли вновь обнаружил тенденцию к росту. Для США значение торгово-экономических связей с Россией гораздо меньше - на долю последней приходится лишь около 0,56% в их совокупном внешнеторговом обороте. В 2003 г. Россия находилась только на 35_м месте среди прочих импортеров американской продукции и на 29_м - среди экспортеров товаров в США. На протяжении практически всех 90_х гг. (кроме 1992 и 1993 гг.) Россия имела положительное сальдо в торговле с США. В 2003 г., например, оно превысило 6,2 млрд. долл. Структура российско-американской торговли отличается явной товарной асимметрией. В экспорте России к началу ХХI в. преобладают черные металлы (28%), продукты неорганической химии (17%), алюминий и изделия из него (16,5%). Машины, оборудование и транспортные средства составляют лишь 12-13% экспорта. В то же время в российском импорте из США доминируют различного рода машины и оборудование (нефтегазовое оборудование, самолеты, электрооборудование, оптические и измерительные приборы, медицинская техника), а также зерно и мясопродукты. Таким образом, в российском экспорте в США преобладает сырьевая составляющая при низкой доле готовой продукции, в импорте же - технологии и продовольствие. Говоря иначе, несмотря на положительное сальдо товарооборота с США (что в целом, несомненно, позитивно сказывается на платежном балансе нашей страны), Россия в торговле с США выступает преимущественно как развивающаяся страна, обладающая экономическим потенциалом более низкого уровня. На данном этапе экономического развития России данная структура товарооборота с США (прежде всего высокая доля машинно-технической продукции в нашем импорте) представляется фактором положительным. Потенциал российско-американской торговли лимитируется масштабами экономик обеих стран (российский ВВП составляет 2,8% ВВП США по рыночному курсу и 10-12% по паритету покупательной способности валют - ППС), местом в мировой торговле (доля США в мировом экспорте в 2003 г. - более 13%, России - менее 1,5%, доля США в мировом экспорте машин и оборудования - более 17%, России - около 4%).
Страницы: 1, 2, 3
|