реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль государства в рыночной экономике

реферат

Роль государства в рыночной экономике

Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого-либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания,
Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах финансов и т.п.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно - технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков, различных организаций и общественных движений.

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных групп.

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, выступления профсоюзов и т.д.), оценка деятельности государства средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.
Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы - выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные лица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии, или нет.

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям - это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы
(забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов, которые проводятся специализированными научно-исследовательскими центрами. Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной экономической политики, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов.

Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой зависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в разных странах. Но механизм государственного регулирования экономики функционирует все-таки по правилам, а не по отклонениям.

Экономическая роль и функции государства

Проблема взаимодействия государства и рынка - одна из центральных в макроэкономической теории. Рынок (развитый или ущербный, полноценный или деформированный) существует при любой экономической организации общества, если производство товарное. Поэтому экономическая теория, говоря о взаимодействии государства и рынка, имеет обычно в виду государство в рыночной экономике, или, как обычно говорят, смешанную рыночную экономику, т.е. рыночную экономику с регулирующей деятельностью государства в ней.

Проблема эта, как уже сказано, прежде всего? макроэкономическая, но она выходит и на микроуровень как проблема взаимодействия государства с отдельными фирмами и домохозяйствами.

Вокруг этой проблемы скрещиваются копья и практиков - политиков, предпринимателей, хозяйственников - и теоретиков-экономистов, правоведов, социологов.

В странах с развивавшейся (в прошлом) и сложившейся (сегодня) рыночной экономикой эти споры идут на протяжении двух столетий - от А. Смита и К. Маркса до современных неоклассиков, монетаристов, кейнсианцев, марксистов и представителей других школ. В России это сегодня тоже поле теоретической и идеологической борьбы.

И централизованно планируемая (командная) и чисто рыночная экономика представляют собой несовершенные институты. Им одновременно свойственны и преимущества, и недостатки. Причем эти плюсы и минусы органически присущи самим системам, как таковым. Поэтому на практике необходимо добиваться такого сочетания рыночных сил и регулирующей деятельности государства, которое, как пишут Макконнелл и Брю в предисловии к русскому изданию «Экономикс», «обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономики данной страны в рамках ее историко-культурных традиций».

Именно такой тип экономики теоретически определяется как смешанная экономика.

Современный рынок - закономерный итог развития человеческой цивилизации. Он начал зарождаться при разложении первобытного общества и сложился как важнейший механизм в структуре товарного хозяйства уже на ступени крупного машинного производства.

Одновременно с формированием экономических структур, экономических отношений в ходе развития человеческой цивилизации формируются и политические структуры, политические отношения. Важнейшим итогом этого развития является возникновение, становление и совершенствование государства.

Государство, как и рынок, является результатом разделения труда внутри общества. Общество порождает ряд общих функций, без исполнения которых оно не может обойтись. Предназначенные для этого люди образуют новую сферу разделения труда. Возникает новая самостоятельная сила с особыми интересами. Это сила политическая, но она не может остаться и не остается в стороне от экономики. Эти две силы - политическая и экономическая - в истории человечества постепенно сближаются и переплетаются.

Развитый рынок первоначально складывался при господстве свободной конкуренции. Государство практически не вмешивалось в процесс воспроизводства, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности и выполняло функцию «ночного сторожа». Косвенное воздействие на внутренний рынок государство оказывало также через внешнеэкономическую политику, проводя протекционизм или политику свободной торговли. Непосредственное регулирование государством ситуации на внутреннем рынке было крайне невелико, но все же было.

Наиболее полным и концентрированным выражением экономических потребностей общества в этот период были, как отмечено во второй главе, взгляды А. Смита.

На рубеже XIX и XX веков господство свободной конкуренции относительно раздробленных и по преимуществу мелких и средних производителей заменяется господством крупных корпораций. Многие из них становятся монополистами в производстве и реализации товаров и услуг. Складывается новая более сложная структура рынка, включающая четыре основных типа рыночных отношений - совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая (несовершенная) конкуренция. В связи с этим меняется, усложняется сама конкуренция. Во-первых, имеет место столкновение крупных капиталов друг с другом. Во-вторых, происходит подавление, порой беспощадное, крупными капиталами более мелких. В-третьих, сохраняется конкуренция между множеством мелких раздробленных капиталов и между простыми товаропроизводителями.

Кризис 1929-1933 гг. показал, что «чистая» рыночная экономика исчерпала себя. Практической альтернативой «чистому» рынку явился «новый курс» Ф.Д. Рузвельта - курс активного вмешательства государства в экономическую жизнь. В науке крупнейшим идеологом и теоретиком государственного регулирования рыночной экономики выступил Дж.М. Кейнс.

Мировая экономическая мысль в дальнейшем и до наших дней не подвергает сомнению сам тезис о необходимости государственного регулирования рынка. Дискуссия идет не по вопросу о том - нужно или нет государственное регулирование. Дискуссия идет по поводу характера этого регулирования. Современные модели регулирования - кейнсианские и монетаристские, неолиберальные и неоконсервативные - различаются главным образом оценкой необходимой степени свободы предпринимательской деятельности, уровня огосударствления, методов регулирования, размеров и содержания социальных программ и т.д.

Интересно заметить, что в теории и, особенно, на практике отношение к экономической деятельности государства, в том числе к процессам огосударствления, приватизации в странах Запада определяется не столько идеологическими, сколько сугубо прагматическими соображениями. Социалисты и социал-демократы осуществляют приватизацию, консерваторы предпринимают шаги к усилению экономической деятельности государства. Вот несколько примеров.

Денационализацию корпорации «Бритиш петролеум» («БП») провели в середине 70-х гг. лейбористы. В Швеции консерваторы, которые пришли к власти после 1976 г., увеличили размеры государственного сектора, а социал-демократы, вернувшиеся к власти в 1982 г., предприняли ряд умеренных шагов по осуществлению программы приватизации. Значительные размеры приняла в 70-80-х гг. приватизация во Франции, энергичным сторонником ее был президент Миттеран (социалист). Все зависит от оценки экономической и политической целесообразности и своевременности предлагаемых решений, а не от заранее заданных идеологических стереотипов.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.