реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль государства в обеспечении прав и свобод человека

реферат
p align="left">3. Принцип взаимной ответственности личности и государства.

Важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности государства, его органов. Должна существовать эффективная система юридических средств позволяющих заставить государственные органы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечивающая восстановление нарушенных этими органами интересов граждан. А все принимаемые в стране законодательные акты требуют детальной проработки на соответствие нормам Конституции, касающихся гарантий прав человека и гражданина.

3. Президент РФ как гарант конституционных прав

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно, служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность Снежко О. А. Президент РФ - гарант прав и свобод граждан // Законодательство. - 2001 - № 8. С. 12..

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. - 2002 - № 48. С. 56..

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения в сферу их компетенции.

Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав Голощапов А.М. Послания Президента РФ - конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ // Право и политика. - 2004 - № 6. С. 4 - 6..

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Как было сказано выше, Президент является гарантом прав и свобод граждан. Это значит, что на него возложена ответственность за их соблюдением и обеспечением, он осуществляет ряд специальных полномочий.

В соответствии с п. «а» ст.89 Конституции РФ, к ведению главы государства отнесены вопросы гражданства и предоставления политического убежища. Соответствующие вопросы были рассмотрены в разд. 4. Федерального Закона от 2002 г. «О гражданстве в РФ». Он возлагает на Президента принятие в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, а также решением вопросов, связанных с выходом и гражданства России.

Право на гражданство - одно из неотъемлемых прав человека. Президент обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданства. Ее основу составляет законодательство в этой области и практическая деятельность государственных органов, ведающих делами о гражданстве. В соответствие со статьей 33 этого Закона Президент принимает решения по вопросам приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве, разрешения на выход из российского гражданства Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. - 1994 - № 34. С. 12..

Президент образует Комиссию по вопросам гражданства из представителей федеральных органов государственной власти, ученых и общественных деятелей. Комиссия на общественных началах осуществляет информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента по реализации возложенных на него Конституцией полномочий по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Кроме того, Комиссия готовит предложения по совершенствованию законодательства и проведению единой государственной политики в этой области. По Закону Комиссия предварительно рассматривает ходатайства, поступившие на имя Президента, готовит предложения и проекты Указов, которые представляются Президенту. Комиссия работает на общественных началах.

С учетом возрастания значимости и роли российского гражданства в обеспечении стабильности и сплоченности общества, укрепления российской государственности, а также новых реалий и особенностей развития России на современном этапе, упорядочения миграционной политики в 2003 году принят обновленный Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Закон направлен на обеспечение четкого конституционного регулирования вопросов гражданства. Он учитывает необходимость сбалансированности интересов личности, общества и государства. Новый Закон призван внести существенные коррективы и структурные преобразования в институт российского гражданства, поднять всю работу в области гражданства на качественно новый уровень, отвечающий современному этапу развития общества. Новый закон полностью соответствует Конституции, отвечает международным нормам и принципам в области гражданства, обеспечения прав и основных свобод человека.

Порядок предоставления политического убежища определен Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1997 года. Политическое убежище может быть предоставлено лицам, ищущим убежище или защиту от преследования в стране своей гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. С момента вступления в силу Указа политическое убежище Российской Федерацией не предоставлялось.

В соответствии с п. «в» Конституции РФ Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и специальные звания. Указом Президента РФ от 2 марта 1994г. «О государственных наградах РФ» (в ред. от 2004г.) утверждено Положение о государственных наградах России, в соответствии с которым к ним относят звание Героя России, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания. Президент издаёт указы об учреждении государственных наград и о награждении, самолично вручает их, образует Комиссию по государственным наградам при Президенте РФ для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан.

Президент вправе осуществлять помилование (п. «в» ст.89 Конституции РФ), которым признается высший акт гуманности в отношении конкретного физического лица, осуждённого за преступление. Лицо, таким образом, освобождается от дальнейшего отбывания наказания либо наказание сокращается или заменяется более мягким.

Статья 71 Конституции устанавливает, что амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы амнистии и помилования может решать только высшая федеральная власть, а именно - Президент Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российская юстиция. - 2004 - № 29. С. 31..

Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы в отношении помилования. В статье 85 Кодекса сказано, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывающего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. В качестве одной из таких мер выступает ходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных.

В вопросе о помиловании осужденных Президент обладает исключительным конституционным полномочием. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года № 1500 помилование применяется: в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации; в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как правило, не применяется к осужденным, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Оно же готовит проекты решений Президента.

Мы назвали вопросы, которые в соответствии с Конституцией РФ может решить только Президент. Однако чаще всего граждане обращаются к нему как к своей последней надежде для оказания воздействия на тех, кому положено решать соответствующий вопрос, однако орган или должностное лицо не делают этого. Таким образом, Президент выступает как защитник интересов личности, что, собственно, и вытекает из ч.2 ст.80 Конституции, гласящей, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина Дмитриев Д.А. Правовой статус Президента Российской Федерации. - М., 1997. С. 90..

Заключение

По результатам моего теоретического исследования вопроса, касающегося прав человека, можно сделать следующие выводы:

1. Ратифицированные многими странами нормативные акты, касающиеся прав человека, охватывают практически все аспекты человеческого бытия, главным образом, благодаря тысячелетнему накоплению опыта, позитивных и негативных решений и находок.

Разработаны и зафиксированы в межгосударственных документах механизмы защиты прав человека.

Созданы и действуют международные организации, ставящие перед собой цель способствовать развитию международных связей, культурному и научному обмену, защите прав человека.

2. Несмотря на то, что большинство документов ратифицировано в законодательстве РФ или, во всяком случае, они имеют признание законодательной власти, очень часто индивид (в нашем, конкретном, случае - гражданин России), сталкивается с ситуацией ущемления своих прав.

Сетовать на то, что доказательство неправоты властных структур - «замкнутый круг», неконструктивно. Как и пытаться изменить что-то давлением на систему. Бороться нужно законными акциями. Нужно менять ретроградные взгляды правящей политической элиты. Любыми способами, в рамках закона.

К сожалению, сейчас мы находимся в такой ситуации, когда до сих пор сильны те «управленцы», кто находился у руля тогда, десять-пятнадцать лет назад. Но меняется решительно все.

Формирование социального государства - довольно сложный и длительный процесс. Он объективно требует наличия определенного экономического потенциала. Особые трудности стоят перед тем государством, которое одновременно пытается стать и правовым, и социальным. В качестве примера можно сослаться на Российскую Федерацию, где реформы по многим показателям отбросили общественное развитие на многие годы назад. Правовые принципы и начала никогда не рассматривались как свойства государственной власти. Кардинальных изменений в этой области и сейчас не произошло. Но еще хуже обстоят дела в экономике. Приватизация, рассчитанная на создание миллионов собственников, проведена с нарушением элементарных норм социальной справедливости, а самое главное, не обеспечила отделения собственности от власти. Государственная монополия сменилась монополией различного рода корпораций, извлекающей сверхприбыли при полном отсутствии конкурентной борьбы. В таких условиях равенство социальных возможностей, т.е. краеугольный камень рыночного хозяйства, превратился в фарс. Социальную функцию государства в таких условиях очень трудно наполнить реальным содержанием, а значит, трудно гарантировать экономические, культурные и социальные праваТерещенко Н.Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации. - М., 2004. С. 21..

Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализовать принадлежащие ему права и свободы, государство обязано создать также и определенные политические гарантии. Это в полной мере относится к осуществлению человеком социально-экономических, политических и личных прав. Социальная ценность государства состоит в том числе и в его опоре на правоМарченко М.Н.Общая теория государства и права. - М., 1998. С. 263.. Связанность государства правом является общим местом современной политической культуры, которая основывается на приоритете прав и свобод личности перед государственной властью. Без государства, без определенных юридических процедур права и свободы могут иметь лишь условный характер. Права человека не могут быть гарантированы там, где нет разделения властей. Это относится к разряду политических аксиом.

Условием создания демократической государственности, а следовательно, и механизма реализации прав и свобод личности является политическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний между различными социальными прослойками гражданского общества.

Идея прав человека является великим объединительным фактором, преобразующим индивидуальное и общественное сознание и формирующим совершенно новые демократические стандарты и правила человеческого сообщества Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости. - М., 2003. С. 5..

Список использованных источников и литературы

I. Нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций) от 10 декабря 1948 года // Российская газета. - 1995. 5 апреля.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР) от 22 ноября 1991 года // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. № 52. Ст. 1865.

3. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. № 12.

4. Европейская социальная хартия (принятая в Страсбурге) от 3 мая 1996 года. Сборник нормативных договоров. - М, 1997.

5. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993.

6. О гражданстве: Федеральный закон от 31 мая 2002 года. № 62-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. № 22. Ст. 2031.

II. Литература:

1. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. - 2002 - № 48.

2. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. - М., 1997.

3. Баландин А.А. Законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина // Юрист. - 2008 - № 2.

4. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 1999.

5. Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости. - М., 2003.

6. Голощапов А.М. Послания Президента РФ - конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ // Право и политика. - 2004 - № 6.

7. Дмитриев Д.А. Правовой статус Президента Российской Федерации. - М., 1997.

8. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. - М., 1997.

9. Лукашева Е.А. Права человека. - М., 2003.

10. Малевич Ю.И. Права человека в глобальном мире. - М., 2004.

11. Мамут Л.С. Основания политических прав. Сборник докладов. - М., 2005.

12. Манов Г.Н. Теория права и государства. - М., 1996

13. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. - М., 1998.

14. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. - 1994 - № 34.

15. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М., 2003.

16. Новицкий И.Б. Римское частное право. - М., 1996.

17. Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российская юстиция. - 2004 - № 29.

18. Снежко О. А. Президент РФ - гарант прав и свобод граждан // Законодательство. - 2001 - № 8.

19. Суворов В.Н. Основы государства и права. - М., 2005.

20. Терещенко Н.Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации. - М., 2004.

21. Юнусов А.А., Юнусов Э.А. История развития института прав человека и гражданина // Миграционное право. - 2005 - № 6.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.