реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Римское право

реферат
i>Отношения между родителями и детьми, зависящие от отеческой власти.

Власть отеческая принадлежит старшему в семействе мужчине над всеми нисходящими этого семейства без различия возраста, пола и степени родства. В личном отношении отец имеет право наказывать только в рамках умеренных дисциплинарных отношений. Преступления детей рассматриваются общим судом. Отец в праве не согласиться на брак ребенка, назначить опекунов и наследников несовершеннолетним детям: по закону Константина отец, в случае крайней бедности, мог продать новорожденного ребенка.

В имущественном отношении ребенок по древнему праву не способен был иметь имущественные права. Отец мог выделить сыну (также дочери) часть имущества - peculium. Сын вправе был управлять и пользоваться этим имуществом. Но собственность принадлежала отцу: отец мог в любое время взять peculium обратно (он должен был при этом признать долги сына на сумму имущества). По смерти сына его имущество переходило к отцу; по смерти отца - к общему наследству. Если отец эмансипировал сына, оставив за ним peculium, то имущество делалось собственностью сына. По праву Юстиниана имущественные отношения ребенка под отеческой властью имели следующую форму:

1) ребенок приобретает имущественные права себе в собственность, но с правом управления и пользования со стороны отца. Это правило касалось всех имуществ, приобретенных детьми не от отца и независимо от военной или гражданской службы. Юстиниан назвал эти имущества - bona quae patri non adquiruntur. Завещать эти имущества сын не мог. Это общее правило не имело места в следующих случаях: а) ребенок приобретает все для отца, если приобретение сделано на счет отцовского имущества; б) ребенок приобретает все для себя (с правами отца семейства; это так называемый peculium castrense - приобретение сына на военной службе, и peculium quasi castrense - приобретенное посредством гражданской и другой официальной службы); в) ребенок приобретает все для себя, хотя и без права управления и пользования со стороны отца, но и без права завещать. Такое имущество ребенка называется adventitia irregularia. Сюда относятся:

1) приобретения, сделанные против воли отца;

2) имущество, данное ребенку посторонним лицом с тем условием, чтобы отец не имел никакого права на это имущество;

3) наследственная доля после брата и сестры.

Юридические сделки между отцом и ребенком возможны только тогда, когда отец и ребенок являются субъектами самостоятельных имуществ.

5. Акты приобретения отеческой власти

Естественный способ приобретения отеческой власти есть рождение детей в законном браке. Дети незаконные юридически не имеют отца. Дети, рожденные в конкубинате, могут быть узаконены в трех формах: а) посредством брака с конкубиной; б) посредством императорского рескрипта (если брак невозможен и нет детей законных); в) когда отец обязывает сына принять должность декуриона или выдает дочерей за декурионов. Возможно приобретение детей посредством усыновления - adoptio. Adoptio возможно в двух формах:

adoptio - усыновление несвоевластного, совершалось посредством внесения в протокол надлежащей власти согласия со стороны всех лиц, участвующих в усыновлении. Усыновление имеет полную силу, если усыновитель - восходящий родственник; в противном случае усыновленный получает только право наследовать усыновителю;

arrogatio - усыновление своевластного лица; при Юстиниане совершалось по рескрипту императора; усыновителем мог быть только мужчина 60 лет. Условия такого и другого вида усыновления были следующие:

усыновитель должен быть старше усыновляемого по крайней мере 18-ю годами;

женщины могли усыновлять в случае смерти своих детей;

необходимо согласие усыновляемого;

усыновляющий внука, имея сына, должен иметь согласие сына.

Полное действие усыновления состояло в том, что усыновляемый поступал под отеческую власть и делался когнатом и агнатом всех его агнатов. Неполное действие усыновления производило только право усыновленного наследовать усыновителю - (при усыновлении женщиной и невосходящими родными).

Судебные средства защиты отеческой власти

Спор между двумя лицами, из которых одно утверждало, что оно имеет отеческую власть над другими, решался вне обыкновенного порядка суда (extra ordinem) властью сановника. Защита отеческой власти против третьих лиц совершалась следующими средствами: а) иском из собственности (vindicatio); б) особыми интердиктами против лиц, задерживающих детей, не позволяя им быть при отце.

Власть отеческая прекращалась:

cо смертью отца;

capitis deminutio отца или ребенка;

emancipatio - прекращение власти по воле отца (иногда - против воли отца), при Юстиниане были 2 формы эманципации:

1) emancipatio Justinianea - посредством заявления перед надлежащей властью;

2) emancipatio Anastasiana - посредством императорского рескрипта). Emancipatio может быть безформальной, когда отец разрешает ребенку очень долго жить самостоятельно.

Abdicatio - изгнание детей - не прекращало отеческой власти, исключая тех случаев, когда это было в интересах детей. При христианских императорах отеческая власть прекращалась сама собой (ipso iure), когда сын достигал некоторых высших должностей (консула, префекта, сана епископа и т.д.). Отец терял отеческую власть: а) когда подкидывал ребенка; б) совращал дочь к порочной жизни; в) вступал в кровосмесительный брак. Emancipatio прекращает агнатскаое родство, права кровного родства остаются.

Узаконение (Legitimatio)

Узаконение - это один из институтов, посредством которого некоторые незаконнорожденные дети могут приобрести статус законности. В Римском праве это обозначало, что указанный ребенок попадал под отеческую власть.

Классы незаконнорожденных детей

Согласно Римскому праву было 3 класса незаконнорожденных детей.

Liberi naturales, дети, рожденные в конкубинате или в другом виде внебрачного сожительства; spurii или vulgo concepti, внебрачные дети, связанные узами родства с матерью, но не с отцом, при этом, если мать имела Римское гражданство, дети становились римскими гражданами; adulterine incestuosi, дети, рожденные в результате прелюбодеяний или кровосмесительных связей.

Конкубинат развился в течение постклассического периода в прочное моногамное сожительство между мужчиной и женщиной. Это обнаруживало большое сходство с браком и фактически рассматривался как тип второсортного брака. Было принято законодательство, которое вводило возможность узаконения ребенка, родившегося в конкубинате посредством перенесения этого родства на брак.

Узаконение через последующий брак

Юстиниан отрегулировал этот метод узаконения. Только дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены этим методом.

Instrumenta dotalia, документ, регулирующий все, что касается брака и приданого, аналог современного брачного контракта, требовался как доказательство, что конкубинат был действительно трансформирован в брак. В результате брака дети попадают под власть их отца.

Вначале Константин разрешил legitimatio на основе дополнительного вступления родителей в брак (legitimatio per subsequens matrimonium), затем Феодосий II подтвердил, если отец запишет сына, передав ему 25 югеров земли, в список декурианов или выдаст дочь с таким же приданым за декуриона (legitimate per oblationem curiae) и, наконец, Юстиниан также создал другую форму узаконения в случае, если у отца нет законных детей, если мать незамужем и брак между родителями невозможен (legitimatio per rescriptum principis). Это узаконение было возможно после смерти отца, если он изъявил такое желание в завещании (legitimatio per testamentum). Заключение (rescriptum) императора провозглашало ребенка под властью отца.

Adoptio (Усыновление)

Adoptio - один из институтов посредством которого лицо оказывалось в состоянии in potestate. Adoptio было важным институтом для римлян с точки зрения их заботы о продолжении семьи, родового имени и культа их предков. Когда возникала опасность угасания семьи, постороннего человека определяли в состояние in potestate посредством adoptio и таким образом он становился членом familia.

Римское право знало две отдельных формы усыновления - это прежде всего adrogatio, т.е. усыновление лица своего права и adoptio, т.е. усыновление лица чужого права. Adrogatio имело место, когда лицо sui iuris было приведено в состояние in potestate. Это было важное событие, сопровождавшееся пресечением одной familia и утверждением другой, ибо не только усыновляемое лицо sui iuris, но и все другие лица, находящиеся под его властью вместе с его имуществом переходили под власть (in potestate) pater adrogans.

В древнем Римском праве adrogatio нуждалось в предварительном одобрении коллегией понтификов и торжественно совершалось на куриатных комициях под их руководством. По этой причине женщины и лица, не достигшие половой зрелости, не принимали участия в комициях. Усыновляемый должен был высказать свое согласие, после чего следовали auctoritas populi, т.е. одобрение народа и detestatio sacrorum, т.е. торжественный отказ от прежнего родового культа. Adrogatio вела capitis deminuto minima (т.е. к выходу из прежней семьи) усыновляемого, который становился лицом alieni iuris (чужого права) и filii loco (т.е. сына по положению) и к приобретению прав по совокупности (adquisitio per universitatem) в пользу нового обладателя власти. На него переходили и все права усыновляемого, правда, его долги аннулировались, но кредиторы были защищены фикцией, что adrogatio не произошла (rescissa capitis deminutione). Наряду с экономическими соображениями целью adrogatio было сохранение знатных патрицианских фамилий и родов и их культа предков (sacra).

При империи это создание искусственных родственников должно было обеспечить усыновляемому помощь и право наследования; стала допустимой не только adrogatio женщин, но и сами женщины получили право адрогации. Уже в республиканский период по мере ослабления роли куриатных комиций для осуществления адрогации достаточно было присутствия 30 ликторов. Диоклетиан ввел для adrogatio неформальный публично-правовой акт (adrogatio per rescriptum principis, т.е. усыновление посредством постановления принципса).

Юстиниан установил, чтобы pater adrogans был свыше 60 лет или едва ли способный иметь детей. Никто не мог усыновлять, если имел уже детей и pater adrogans должен быть, по крайней мере, на 18 лет старше усыновляемого. Далее имели место специальные гарантии усыновления несовершеннолетних (impuberes), лиц своего права ниже возраста половой зрелости.

Adoptio, как форма усыновления имела место, когда лицо чужого права переходило из-под власти одного отца под власть другого. Первоначально adoptio было невозможно в Риме, но интерпретация положения законов XII таблиц: "si pater filium fer venum dicit, filius a patre liber esto" (т.е. если отец продает своего сына 3 раза, сын будет свободен от власти отца) - ввела возможность adoptio. Это положение законов XII таблиц предназначено, чтобы удерживать отцов, которые регулярно осуществляли свое право продавать их детей, но интерпретация делала это правило применимым для осуществления adoptio. Первоначально paterfamilias продавал своего сына три раза посредством mancipatio приемному отцу (для дочери и внука достаточно одной манципации). Приемный отец (или другой приобретатель) дважды отпускает его на свободу, в результате чего сын возвращается под власть своего отца. После третьей манципации сына приемный отец через in iure cessio (на основании судебной уступки) берет его под сою власть. Приемный отец не высказывает возражений, и претор передавал сына приемному отцу. Итак, первый этап adoptio предусматривал перенесение potestas на приемного сына посредством in iure cessio. Только сын должен продаваться трижды, для других лиц чужого права достаточно одной манципации. У приемного сына (filius adoptivus) переходила mutation familiae (перемена фамилии) и соответственно capitis deminus minima.

Юстиниан значительно изменил adoptio. Он требовал, чтобы отца и лица чужого права являлись к магистрату, где существующий отец должен сделать заявление, а другие стороны должны высказать согласие, магистрат регистрировал эти факты.

Юстиниан далее ввел требование, чтобы усыновителем был восходящий родственник (это называлось adoptio plena - полное усыновление), в противном случае ребенок оставался в своей семье, но получал основные права наследования в семье усыновителя. Это называлось неполным усыновлением (adoptio minus plena).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.