реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Ретроспективный взгляд на Сталинскую Конституцию

реферат
аким образом, система исполнительных органов имеет разветвленную и относительно четко прописанную структуру. При отсутствии необходимости осуществлять законодательные полномочия, многие органы приобрели эффективность в своей деятельности, став более оперативными. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 158-159

Для успешной реализации своих полномочий органы государственной власти должны опираться на систему правосудия и соответствующие организации по надзору за исполнением законов и соблюдением правовых принципов.

В соответствии со ст. 104 Конституции 1936 г., высшим судебным органом является Верховный Суд СССР, который, как и специальные суды, избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Он является контрольной инстанцией и осуществляет надзор за деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.

Верховные Суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик, автономных областей и окружные суды избираются Советами соответствующего уровня на 5 лет. Народные судьи избираются гражданами соответствующего района прямым тайным голосованием на срок в 3 года.

Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме предусмотренных законом случаев, а разбирательство дел является открытым, с предоставлением обвиняемому права на защиту. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области. Правосудие гарантируется принципом независимости судей и их подчиненности только закону, что закреплено в ст. 112. Законодательством о судоустройстве и судопроизводстве ведают высшие органы власти и государственного управления СССР. Согласно ст. 52, депутат Верховного Совета СССР подлежит привлечению к суду только в особом порядке.

Прокуратура СССР осуществляет высший надзор за исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР на 7 лет. Он в свою очередь назначает республиканских, краевых, областных прокуроров и прокуроров автономных республик и автономных областей на 5 лет; утверждает в должности назначаемых прокурорами союзных республик республиканских, краевых и областных прокуроров. В осуществлении своих функций органы прокуратуры подчиняются только Прокурору СССР.

Исходя из ст. 127, гражданин СССР может быть подвергнут аресту только по постановлению суда или с санкции прокурора. Это положение укрепило принцип неприкосновенности личности и законности, давая гражданам уверенность в своей защищенности от чиновничьего произвола.

2.4 Права и обязанности граждан

Новый Основной закон серьезно расширял общедемократические права граждан. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности в статье 127. К прежнему набору традиционных прав и свобод, как свобода совести (ст. 124), слова, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 125), и пр., добавляются новые, как, например, право на труд (ст. 118), на отдых (ст. 119), на бесплатное образование (ст. 121). См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75 В ст. 120 говорится о социальных гарантиях: праве на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и при потере трудоспособности. Либерализация законодательства коснулась и религиозной сферы. Согласно ст. 124, провозглашается свобода отправления религиозных культов и антирелигиозной пропаганды. К новым правам советского государства относятся неприкосновенность жилища и переписки населения (ст. 128). Все граждане СССР равны в правах независимо от расы и национальности во всех сферах жизни (ст. 123), а статья 122 провозглашает равенство по половому признаку, так как женщина получает одинаковые права с мужчиной. Одна из важнейших статей Конституции - статья 126 провозглашает право объединения в общественные организации. Не отголоском замысла мировой революции, но желанием высшего руководства СССР повысить свое влияние в качестве борца против угнетения является ст. 129, которая дает право убежища иностранцам, преследуемым за политическую деятельность в области национально-освободительной борьбы и защиты интересов трудящихся. Убежище предоставляется и ученым, так как стране еще не хватало квалифицированных специалистов в некоторых областях науки и техники. Ряд прав, относящихся скорее к сфере права собственности, указан в первой главе Основного закона. К их числу относятся право личного пользования небольшим участком земли, которое имеется у каждого колхозного двора, право личной собственности на подсобное хозяйство на приусадебном участке, так как крестьяне всегда хотели иметь хоть и не много, но личной земли, продуктивный скот и птицу, мелкий сельскохозяйственный инвентарь (ст. 7). А право частной собственности допускается лишь в одном случае в статье 9, при обязательном соблюдении двух условий: собственность должна быть мелкой, и в ее основе должен лежать личный труд, а не эксплуатация чужого труда. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 156 Личная собственность упоминается и в ст. 10, распространяясь на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства обихода, личного потребления и удобства. Статья 10 повествует о существовании права наследования личной собственности граждан. Конституция в статье 123 гарантирует защиту всех прописанных в ней прав по закону от всяческих ограничений, ущемлений и неверного истолкования. Но само понятие неверной трактовки положений Основного закона остается нераскрытым. Возможно, данное положение было еще одним стимулом чиновничьего произвола, неограниченности полномочий правительства по отношению к простым гражданам. Но, пусть даже и формально, все права имеют прописанные в Конституции обоснования и гарантии их реализации и обеспечения.

Не менее важными является и исполнение обязанностей гражданина, наиболее значимые из которых тоже четко прописаны в Основном законе. К ним относятся соблюдение Конституции и дисциплины труда, исполнение законов и общественного долга, уважение правил социалистического общежития (ст. 130), защита Отечества (ст. 133); гражданин обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность (ст. 131). В СССР существует всеобщая воинская обязанность (ст. 132). Несоблюдение обязанностей тоже считается противозаконным даянием, так как зачастую приводит к нарушению прав граждан. В соответствии со ст. 131 врагами народа являются лица, которые покушаются на общественную, социалистическую собственность. По всей строгости закона карается измена родине в виде нарушения присяги, перехода на сторону врага, нанесения ущерба военной мощи государства, а так же шпионаж (ст. 133).

Таким образом, В основном законе СССР 1936 г. были задекларированы практически все основные права, которые желал бы иметь гражданин демократического государства. Но каждый человек, обладающий привилегиями, хотел бы пользоваться ими. К сожалению, Конституция не смогла предоставить гражданам СССР полноценного механизма реализации правовых принципов.

2.5 Избирательная система

Новая Конституция СССР сохранила и развила принцип выборности всех органов власти - и местных, и высших. В Основном законе СССР 1936 года впервые в истории советских конституций выделяется отдельная глава «Избирательная система». Декларация о построении социализма позволила внести два важнейших изменения в избирательную систему: перейти от многоступенчатых выборов к прямым и отменить ограничения классового характера, вернувшись к принципу всеобщих выборов. Кроме того, голоса избирателей стали равными, каждый гражданин имеет один голос. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 161-163 Исходя из ст. 137, женщины пользуются правом избирать и быть избранными на равнее с мужчинами. Граждане, которые находятся на службе в Красной Армии, так же могут участвовать в выборах в качестве избирателя или избираемого. Но трудно объяснить, почему в социалистическом обществе были введены тайные выборы. В то время считалось, что тайна голосования в капиталистическом обществе должна защищать эксплуатируемых от террора эксплуататоров. Значит и в советском обществе существовала необходимость защиты свободы волеизъявления граждан от произвола бюрократии.

Фактически подавляющее большинство из девяти статей рассматриваемой 11 главы Конституции раскрывают содержание перечисленных принципов. Закрепляя принцип всеобщего избирательного права, Конституция СССР 1936 года уточняла возраст избирателей - граждане могут участвовать в выборах с 18 лет. Это означало, что в соответствии со статьей 135 Конституции любой гражданин, достигший указанного возраста, имел право избирать и быть избранным в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, а также в иные нижестоящие Советы. Первоначально и положения о выборах, изданные на основе Конституции, не содержали возрастных ограничений. Однако в более поздний период (начиная с 1946 г.) в нарушение формальной логики Конституции положения вводили возрастной ценз для избрания депутатом Верховного Совета СССР -- 23 года и Верховного Совета РСФСР -- 21 год.

Согласно Конституции от выборов отстранялись умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав в качестве факультативной меры наказания. Своеобразно решался вопрос с определением критерия отнесения лиц к числу умалишенных. В Конституции не был прописан юридический критерий для признания лица таковым.

Эта статья Конституции СССР явно допускала произвольное толкование. В частности, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «О внесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся под следствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся также лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишены избирательных прав. На практике это означало, что любое лицо, находящееся в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, лишалось избирательных прав. Такое положение сохранялось до декабря 1958 года.

Конституционный принцип равного избирательного права также соблюдался не в полной мере. На практике в отсутствии законодательной регламентации разброс числа голосующих в различных избирательных округах составлял до 50 и более процентов при выборах в состав Совета Союза СССР.

Что же касается выборов в другую палату -- Совет Национальностей, то они осуществлялись по единой квоте: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и 1 депутат от каждого национального округа. Таким образом, разные по числу жителей республики, например РСФСР и Эстонская ССР оказывались представлены равным числом депутатов. При этом, поскольку большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа были расположены на территории России, РСФСР, в конечном счете, получала большинство мест в Совете Национальностей. См.: Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. №1. С. 9-12

Существенным недостатком избирательной системы явилось сохранение выдвижения кандидатов по производственному принципу и их избрание по территориальному. Согласно Конституции и положениям о выборах право выдвижения кандидатов принадлежало общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам и союзам. А голосование за этих кандидатов происходило по территориальным избирательным округам. Поэтому избиратели в большинстве своем не имели представления о деловых и моральных качествах выдвинутых кандидатов. Но, в этом не было особой необходимости, так как на один мандат на практике выдвигался только один кандидат.

Но, несмотря на массу существенных недостатков, утверждение новых принципов избирательной системы было одним из наиболее важных проявлений компромисса власти и общества. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 165-166

Заключение

Как показывает история, Конституция СССР 1936 г. не смогла стать полноценным инструментом демократии. Ее передовые принципы не были в полной мере востребованы обществом, хотя в этом нет вины простых граждан. Ко времени принятия нового Основного закона страна не полностью забыла революционное время. Правящий слой советского общества напоминал во многом аппарат буржуазного управления, часто с опаской и недоверием смотревший на население. Поэтому Конституция стала неким надуманным компромиссом между стремлением большинства к социализму и невозможности его полноценной реализации в тот период времени. Ведь продолжавшаяся «бюрократизация» Советов не останавливала, а усиливала чиновничий произвол. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 77 Конституция не смогла предложить механизмов социалистического преобразования общества, что порождало ситуацию неопределенности.

Умеренность периода принятия нового Основного закона позднее сменилась более радикальным курсом. Используя сложившееся в стране положение, И.В. Сталин решился на финальный рывок к высшей власти. Он дает возрастающим преимуществам верхов теоретическое оправдание и обоснование в новой Конституции, сохраняя свою опору в виде советской аристократии, оградив ее от недовольства при помощи всех возможных средств. Основной закон в ст. 126 закрепил за Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) одно из главенствующих мест в жизни страны, а на практике отвел ее Политбюро роль единственного реального источника верховной власти. Благодаря этому и оформилось узкое двухуровневое руководство, которое присвоило себе важнейшие управленческие и не только полномочия в партии и в СНК СССР. Высшая власть оказалась в руках Сталина, Молотова, Ворошилова и Кагановича, которым активно содействовала вспомогательная группа в составе Ежова, Чубаря и Микояна. Но и фактические правители государства должны были время от времени формально становиться на сторону народа против бюрократии, разумеется, с ее молчаливого согласия. Следовательно, даже в положении о тайном голосовании прослеживается стремление руководства страны отчасти очистить государственный аппарат от разъедающей его коррупции. Произвол, открывающийся на каждом шагу, стал грозить самому существованию государства, уже не как орудия социалистического преобразования общества, а как источника власти, доходов и привилегий правящего слоя.

Итак, Основной закон сыграл важную роль в укреплении позиций Сталина. Вскоре начались перемещения вызывавших опасение первых секретарей. Перестановки и чистки не ограничивались партийными работниками, коснувшись ряда чиновников исполнительной власти. Вскоре массовые репрессии обрушились на высший и старший начсостав Красной Армии с целью искоренения остатков влияния Троцкого. Серьезно пострадали и обычные граждане. Начала складываться печально знаменитая система ГУЛАГа. См.: Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. №1. С. 16-23

Конституция решила ряд задач, которые перед ней ставили власти: были ликвидированы последние очаги сопротивления, партия превратилась в широкий общегосударственный институт, «ленинская гвардия» сдала свои позиции, завершилось построение индустриального общества.

Основной закон 1936 г. содержал не совсем тот политический режим, который реально существовал в СССР, став как бы Конституцией несуществующего государства. В этом и заключается один из главных признаков его фиктивности. Нарастание авторитарных черт советского политического режима, которые позднее проявились в «ежовщине», и относительный демократизм Конституции 1936 г. являлись как бы двумя полюсами, противоположными направлениями развития общества.

Принятые на основе Конституции СССР Конституции Союзных республик, в том числе и Основной закон РСФСР 1937 г. во многом повторяли ее положения. Поэтому считалось, что советские граждане на всей территории государства пользовались одинаковыми правами. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 183-187

В любом случае принятие Конституции СССР 1936 г. означало вступление советского общества на новую ступень исторического развития. Начинавшаяся новая эпоха сулила невиданные перемены. Простые граждане надеялись на становление внутренне стабильного общества, где достойное место будет отведено гуманизму и новаторству. Но противоречия советской правовой системы, целый ряд которых нашел отражение в Конституции, не позволили этим стремлениям сбыться. С другой стороны, Основной закон СССР 1936 г. стал механизмом сглаживания накопившихся в обществе конфликтов, придав государству огромный запас прочности. Вера советских граждан в счастливое будущее, надежда на демократические перемены позволила стране выстоять в период Второй Мировой и Великой Отечественной войн, восстановиться из руин и успешно развиваться в дальнейшем.

Рассмотренный период XX века являлся одним из наиболее противоречивых и сложных для нашей страны. Репрессии, последствия плохо продуманных директивных методов в сфере экономики, просчеты во внешней и внутренней политике имели печальные последствия для населения страны. И, тем не менее, Конституция СССР 1936 г. оставила важный след в истории не только нашего государства. Многие страны, причем не только социалистические, но и капиталистические, строили свои правовые системы на основании ее демократических принципов. В качестве примера можно привести Францию. А раз демократические идеалы, заложенные в Основном законе СССР 1936 г. смогли защитить непосредственных творцов духовных и материальным достижений человечества, то его принятие нельзя считать напрасным. Поэтому, Конституция СССР 1936 г., которая с некоторыми изменениями служила стране по 1977 г., иначе говоря, самый продолжительный период в истории советского государства, не может считаться фиктивной. Ее значение и авторитет не раз менялись, порой она действительно становилась реальным источником благ для простых граждан. Опыт создания Конституции 1936 года, ее недостатки и достоинства были частично учтены при создании Конституции СССР 1977 г. См.: Лукьянова Е.А. Источники советского государства и права в период между двумя Конституциями. Советское государство и право // М. - 1990. №2. С. 121-124, и Конституции Российской Федерации 1993 г., а в конечном счете и современной правовой системы нашей страны.

Список использованных источников и литературы

1. Липатов А.А. Савенков Н.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственное издательство юридической литературы. -1957.

2. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России // М. Проспект. -2005.

3. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. № 1.

4. Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6.

5. Лукьянова Е.А. Источники советского государства и права в период между двумя Конституциями. Советское государство и право // М. -1990. № 2.

6. Туманов В. Конституция - школа гражданского общества // М. Российская юстиция.-1997. № 5.

7. Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог -1996. № 11.

8. Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь // М. ИНФРА-М.-2003.

9. Прохоров А.М., Гиляров М.С., Жуков Е.М. Советский энциклопедический словарь // М. Советская Энциклопедия.-1981.

10. Белковец Л. П., Белковец В. В.История государства и права России. Курс лекций // Новосибирск. Новосибирское книжное издательство. - 2000.

11. Берхин И.Б. История СССР 1917-1971 // М. Высшая школа.-1972.

12. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987.

13. Титов Ю.П. История государства и права России // М. Проспект.-1999.

14. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник // М. БЕК. - 1999.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.