реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Регулирование денежного обращения в Российской Федерации

реферат
) обеспечивает устойчивость рубля;

2) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя при этом с Правительством РФ;

3) обладает эмиссионной функцией, т.е. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) несет ответственность за покупной состав денежного обращения.

В области наличного денежного оборота Банк России: определяет порядок ведения кассовых операций; организует изготовление банкнот и монеты; устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег; определяет признаки платежности денежных знаков; регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков. Законодательством установлено, что банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство РФ. В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ, в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций. Расчеты между физическими лицами, физическими и юридическими лицами в РФ не ограничиваются.

2.2 Регулирование безналичного денежного обращения

Платежи на территории России осуществляются, как указывалось, в форме наличных или безналичных расчетов. Считается, что вторая форма расчетов появилась значительно позднее первой. Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимных требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения и т.п. Следовательно, от эффективно организованной и упорядоченной с помощью норм права системы безналичных расчетов напрямую зависит не только состояние денежно-кредитной системы, но и в целом экономики государства. Банк России, в соответствии со ст. 80 Закона, является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательством РФ. Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории РФ, -- платежных поручений, векселей, чеков и других -- утверждаются Банком России. В сфере безналичных расчетов действует правило, что расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации. ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ в безналичной форме расчеты производятся между юридическими лицами. Расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, также производятся в безналичном порядке. Производятся безналичные расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, как правило, через банки либо иные кредитные организации (далее: банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Межбанковские расчеты, т.е. расчеты между банками, Банк России осуществляет через свои учреждения -- расчетно-кассовые центры (РКЦ). Некоторые банковские операции по расчетам осуществляются на основе межбанковских соглашений по корреспондентским счетам банков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, под которыми понимаются оформленные в виде документов на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронных платежных документов: распоряжения плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; распоряжения получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Формы безналичных расчетов установлены ст. 862 ГК РФ. В соответствии с законом к ним помимо расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетов по инкассо, относятся также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота) вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, установленную законодательством. Расчеты платежными поручениями регулируются ст. 863 ГК РФ. При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банком России, в соответствии с его полномочиями по регулированию денежно-кредитной системы и организации расчетов по вопросу, касающемуся безналичных расчетов, утверждено Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П, действующее в настоящее время с изменениями. Указанное Положение детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. Следует заметить, что указанное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц. Итак, порядок и организация наличного денежного обращения в РФ закрепляется в основном в подзаконных нормативных актах Центрального банка Российской Федерации. Ограничения использования наличной денежной массы для расчетов установлены исключительно для юридических лиц. Государственная денежно-кредитная политика не направлена на сокращение наличного денежного обращения за счет увеличения доли безналичных расчетов с участием физических лиц. Необходимо безотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главной задачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетов наличными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Без принятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидировать серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна быть подкреплена необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести под розничные безналичные расчеты более прочную правовую базу, разработать и принять законы:

- о безналичных расчетах физических и юридических лиц;

- о финансовых компаниях (домах);

- об электронной торговле (коммерции) и сделках, совершаемых при помощи электронных средств (электронных сделках);

- о предоставлении финансовых услуг в электронной форме и электронных переводах денежных средств. Целесообразно включить в действующий Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" юридическую норму, предусматривающую наделение Банка России правом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.

Заключение

Таким образом, деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Они значительно упрощают обращение товаров и услуг между производителями и покупателями. То есть деньги - это историческая категория, присущая товарному производству. Нелегко заработать деньги, сохранить их еще сложнее. Казалось, были бы деньги, знал бы, куда их вложить. Но когда уже заработана N-ная сумма «свободных» денег, вопрос о вложении встает очень остро. Еще с советских времен известно, что деньги можно вложить в облигации, или отнести на сохранение и приумножение в банк. Потом, когда рубль стал очень нестабильной валютой, все население сохраняло накопленное, вкладывая средства в покупку валюты. Сейчас же экономика России более-менее стабилизировалась, у россиян появились новые возможности в сфере сохранения капитала. В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", различные нормативные акты Президента и Правительства РФ. Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного, баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. Именно нормы финансового права детально регламентируют организацию денежной системы РФ. Кроме того, посредством финансово-правовых норм о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов, определения порядка ведения кассовых операций и т.п. достигается ее эффективное функционирование.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета.- 1993.- № 237.

2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.

4. Березина, М.П. Кредитные деньги: научное эссе с пользой для практики / М.П. Березина // Бизнес и банки.- 2005.- N 21-22.

5. Булатов, А.С. Экономика. Учебник / А.С. Булатов.- М.: БЕК, 2005.- 592 с.

6. Вострикова, Л.Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов / Л.Г. Вострикова.- М.: Юстицинформ, 2007.- 595 с.

7. Деньги и кредит в рыночной экономике. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Университета экономики и финансов, 2004.- 488 с.

8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова.- М.: Проспект, 2007.- 862 с.

9. Маркс К. Сочинения Т. 23. - М., 1960.

10. Портной М.А. Деньги: их виды и функции М.,2004. - 201 с.

11. Современная интерпретация понятия «электронные деньги: модель денежных обязательств// Деньги и кредит. - 2002. - №9.

12. Соколова, О.В. Финансы, деньги, кредит. Учебник / О. Соколова.- М.: Стик, 2006.- 677 с.

13. Финансовое право: Учебник. /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2007. - С. 682.

14. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2005.- 720 с.

15. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. Под редакцией А.П.Ковалева. - Ростов: Феникс, 2001. - 590 с.

16. Фокин В. Как стать миллионером. - Бюрократ . - 2006. - 30 октября.

17. Хайек Фридрих А. Частные деньги - Тверь 2004. - 194 с.

18. Харрис Л. Денежная теория. М., Прогресс, 2000. - 167 с.

19. Церетели. С.Б. О системе логического развития форм мысли.//Вопросы философии. - 1967. - № 2. - С. 3

20. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства Учебное пособие./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой, М., 2005. - 596 с.

21. Экономическая теория: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 2006. - 621 с.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.