реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реформы органов власти и управления Петра I

реферат
силение административной централизации выразилось в мерах организационного и финансового характера. В 1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, в 1679 г. введено подворное обложение и упорядочено взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение сосредоточилось в Приказе Большой казны, возглавившем систему финансовых приказов.

В 1680-1681 гг. была проведена перепись разрядов (военных, округов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использованной Петром I для организации рекрутских наборов и полковых дворов (военно-административных органов).

Таким образом, преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившейся в жесткой регламентации. Новая государственно-административная система, в отличие от предшествующей, строилась на принципах унификации и дифференциации функций госаппарата.

1.2 Централизация государственного аппарата

Контрольные органы при абсолютизме требовала создать специальные контрольные органы. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы - прокурорская (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискальная. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

Для учета средств, распределяемых по многочисленным приказам еще в 1699 г. был восстановлен Счетный приказ или Ближняя канцелярия, в который ведомства периодически должны были представлять сведения о доходах, расходах, штатах и занимаемых ими зданиях. Работа Боярской думы часто проходила в помещении Канцелярии, велись протоколы заседаний, составлялись приходно-расходные ведомости и планы.

Высшие надзорные функции осуществлял Сенат, и Ближняя канцелярия влилась в структуры его контрольно-финансовых органов. Активную роль в выявлении финансовых нарушений играли фискалы (численность их сети превышала 500 человек). Система тайного и безответственного (в случае ошибочного обвинения фискал не нес ответственности) надзора была весьма разветвленной, она проникла даже в духовную сферу: Феофан Прокопович, автор "Духовного регламента", требовал, чтобы о церковных беспорядках доносили "духовные фискалы". Синод реализовал это предложение, учредив должность инквизиторов. Донос становился службой.

Верховная власть установила контроль и за самим Сенатом. В 1715 г. при Сенате учреждалась должность генерального ревизора ("надзирателя указов"), наблюдавшего за деятельностью высшего органа и сообщавшего о всех замечаниях государю.

В 1720 г. принимается указ, в котором сенаторам предписывается регламентированный порядок работы: чтобы "все было делано порядочно и суетных разговоров, крика и прочего не было", чтобы "по прочтении дела поговорив и подумав полчаса" и т.д. Контроль за порядком в Сенате должен был осуществлять обер-секретарь, вскоре его сменил дежурный гвардейский офицер.

Наконец, апрельским указом 1722 г. надзор за работой в Сенате был возложен на генерал-прокурора, который, являясь представителем верховной власти в Сенате, был одновременно начальником сенатной канцелярии. Ему были подчинены все фискалы, надзорные функции Сената сосредоточивались в его руках. Генерал-прокурор мог рассматривать любое дело, проходившее в Сенате, по существу и приостанавливать его. Ему принадлежала законодательная инициатива: по его предложению Сенат вместе с коллегиями изучал материалы, которые докладывались генерал-прокурором государю. Резолюция последнего завершала законотворческий процесс. Генерал-прокурор был настоящим "оком государевым"11 Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I. - М.: Планета, 1991. С. 78..

Кроме прокуратуры при Сенате учреждались должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый контролировал прохождение дел и рассмотрение жалоб в коллегиях, наблюдая за сроками и беспристрастностью их рассмотрения. Хотя Сенат был высшим надзорным органом за судопроизводством, однако жалобы на работу коллегий проходили мимо него, через рекетмейстера прямо к государю.

Герольдмейстер выполнял функции упраздненного Разрядного приказа, вошедшего в состав сенатской канцелярии. Он контролировал прохождение дворянами службы, замещение должностей, выполнение ими отдельных государственных поручений и пр. Герольдмейстер представлял Сенату кандидатуры на должности и места, на которые Сенат и производил назначения.

Созданная в первой четверти XVIII в. система контрольных органов, предполагала установление контроля и за высшим контролирующим органом, Сенатом. Такой подход характерен для систему абсолютизма, при которой вне контроля остается лишь одна фигура - абсолютного монарха-самодержца.

С началом Северной войны к ямским, полонянечным и стрелецким деньгам (прямым налогам) добавляются новые сборы: драгунские, рекрутские, корабельные, подводные и др. Перепись 1710 г. дала новые сведения об облагаемых объектах. Возле правительства сформировался целый штат "доносителей" и "прибыльщиков", в задачу которых входило придумывание, изобретение новых налогов. Они предлагали как новые проекты, так и образцы и примеры из западной практики. Так появились гербовой сбор (на гербовую бумагу), налоги на рыбную ловлю, на мельницы, поземельный, померный (с мер и весов), хомутовый, шапочный, сапожный, с извозчиков, пчелиный, банный, с найма домов, с печей, с дров, с арбузов, огурцов, с бород и усов и т.д.

На инородцев (татар, мордву и др.) был наложен брачный налог, свадебный же налог взимался со всех врачующихся.

Для сбора прибылей создавались специальные канцелярии (банная, рыбная, постоялая, медовая и др.), подчинявшиеся главной канцелярии. Общее число этих мелких сборов превышало 3011 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - М.: БЕК, 1995. С. 134..

Важным источником государственных доходов стали казенные монополии на соль, табак, мел, деготь, дубовые гробы и т.д. Этими товарами могло торговать только государство.

Возобновилась чеканка медных денег, серебряные при прежнем номинале уменьшались в весе.

Главное изменение налогово-финансовой политики произошло в сфере прямого обложения: от подворного обложения государство перешло к подушному. Эта идея появилась еще в конце XVII в., но новая перепись для организации подушного обложения была проведена лишь в 1718 г.

Подворный налог был дифференцирован по разрядам плательщиков и по местностям: посадские и дворцовые дворы облагались тяжелее, чем черносошные и церковные, а последние - тяжелее помещичьих.

Подушная подать ложилась на всех крестьян равномерно. Однако помещики одновременно с введением подушной уравнительной подати, увеличили размеры оброков. А на государственных крестьян (не плативших помещичьих податей) казна ввела дополнительные налоги. Таким образом, введение подушного обложения лишь ухудшило податное положение всех категорий крестьянства. Ревизские души крепостных в переписи на 1724 г. составляли 78%, государственных крестьян - 19%, посадских людей - 3%11 Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век - 1917 год) / Сост. В.А. Томсинов.- М.: Былина, 1998. С. 122.. Большая часть подушного сбора уходила на содержание армии.

К денежным платежам прибавлялись различные натуральные повинности: работы по строительству каналов, верфей, портов, кораблей, новой столицы и пр.

Военная реформа - одно из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I - Преображенский, Семеновский и Бутырский.

Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г) В 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.

С 1699 г. началось формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения сформированы два полка. К1705 г. было собрано уже 27 полков, сбор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тыс. солдат). Скрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.

Набранных (по одному от 20 дворов) рекрутов распределяли по сборным пунктам, расквартировывали по постоялым дворам, из их среды назначали капралов и ефрейторов.

Рекрутские наборы проводимые в среде неслужилых классов, делали всесословной. Вместе с тем на дворянстве оставалась обязанность сословной и бессрочной службы, в ходе военной реформы была проведена перепись всех дворянских недорослей. Уже с начала XVIII в. проводятся их регулярные смотры, откуда юношей направляли в морские училища Ревеля или Голландию, записывали в гвардейские полки солдатами и т.п. Списки составлялись поначалу Разрядным приказом, позже - Сенатом. Указ 1714 г. (февраль) установил порядок обязательной солдатской службы для дворян, ожидавших производства в офицеры. С 15 лет дворянин записывался рядовым в полк, прослужив рядовым в гвардии, даянии затем переходил офицером в армейский пехотный или драгунский полк. В отставку уходили только по старости или увечью, отставники направлялись в гарнизоны или в органы местного самоуправления. Части расквартировывались по городским и деревенским дворам, на офицеров возлагались обязанности полицейского надзора по месту их расквартирования, до 1718 г. они также занимались сбором подушных податей. Армией в начале XVIII в. управлял Разрядный приказ и Приказ с дел, созданный для руководства полками "нового строя". Были изданы Иноземский и Рейтарский приказы. Стрельцами занимался Приказ земских дел. После создания Сената часть военного управления перешла к нему, - к Военной канцелярии.

Итак, во главе государства стоял абсолютный монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. Он являлся главнокомандующим вооруженных сил страны. С подчинением церкви государству монарх стал и главой церкви.

2. Реформы органов власти и управления Петра I

2.1 Перестройка центральных органов власти и управления

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на 50 провинций. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютизма в России. Теперь в руках монарха находилась реально действующая сила. Ощущение пустоты под могуществом, которое Петр сильно ощущал вначале царствования, прошло. Петр видел свою реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более стройный вид: чиновники, регулярная армия, сильный военно-морской флот; органы политического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была довольно определенно выражена в Воинском уставе,10-й артикул, который гласил: "... Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословению управлять" Буганов В.И. Петр Великий и его время./ отв. ред. А.А.Новосильцев. АНСССР - М.: Наука, 1989. - С. 73.. Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает" Мавродин В.И. Петр I - Л.: Госполитиздат, 1945. - С. 72.. Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.