Реформы государственного управления Петра I
2 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА ФИЛИАЛ В Г.УФЕ ПЦК СПО КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: "История государственного управления в России" на тему: "Реформы государственного управления Петра I". Выполнила: студентка 2 курса очного отделения факультета СПО спец. «ГМУ», гр.2/9 Таунбаева Юлия. Проверила: старший преподаватель Бочкарева Л.В. Г.УФА 2006 ПЛАН: Введение Становление абсолютной монархии в России Гражданское законодательство Табель о рангах Государственный аппарат и органы управления Эволюция Боярской Думы Эволюция Приказов Специальные органы Высшие органы власти и управления Сенат Приказы Коллегии Контрольные органы Военная реформа Образование Синода. Духовный регламент Заключение Список использованной литературы Приложения Табель о рангах Преобразование приказов в коллегии (таблица) Введение Российскому государству более тысячи лет, и все это время развивалось государственное и местное управление, у истоков которого стояли древнерусские князья Владимир Святитель (Вла-димир Красное Солнышко), Ярослав Мудрый и Владимир Моно-мах. История сохранила знаменитую дворцовую тетрадь -- царс-кую кадровую картотеку и другие документы известного рефор-матора государственного управления Ивана IV Васильевича. Ог-ромную роль в реформировании государственной и местной вла-сти и управления сыграли Петр I, Екатерина II, Александр II, известные реформаторы управления М.М. Сперанский, П. А. Столыпин, СЮ. Витте и др. Начатая в 1864 г. земская реформа подняла крестьянскую Россию с колен, создала условия для но-вых радикальных реформ и превращения страны в могуществен-ную мировую державу. Опыт земства содержит немало поучи-тельного для поиска путей развития творческой инициативы, са-моуправления и самоорганизации населения. Нельзя не учитывать также позитивный и негативный опыт, приобретенный после 1917 г., когда в ходе двух революций пре-жние государственные институты, традиции, система государ-ственной службы были заменены новыми. На обломках имперс-кой российской государственности создавалась принципиально иная государственная система, основанная на Советах трудящих-ся, идеологическом и политическом диктате, которая знала свои взлеты и падения. Учатся, как известно, не только на успехах, но и на ошибках. После августа 1991 г. и особенно октября 1993 г: принимают-ся меры, чтобы как можно быстрее перейти к новой модели госу-дарственного и местного управления и самоуправления, преобра-зовать и создать заново государственную и муниципальную службу. Государственная служба в России сформировалась в результате реформ Петра I. Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказной аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справится с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы и канцелярии. Именно об этом и пойдет речь в моей работе. Эта тема меня привлекла своей многоплановостью, разносторонностью и глубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства, вырастание до уровня Великой Державы; становление абсолютизма, а также можно выделить, актуальный на сегодняшний день, аспект этой темы - роль личности в истории. Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эффективной работы созданных им учреждений и большое внимание уделял разработке многочисленных регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата. Таким образом, новая система центральных учреждений бала создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. Павленко Н. И. В защиту Петра Великого: Роль реформ в развитии России // Политическое образование. 1989. № 15. С. 93. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положили основание целому институту прокуратуры. Также мне хотелось бы сказать несколько слов о церковной реформе, осуществленной Петром. Она означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви, которая превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Я упомянула практически обо всех моментах, о которых более обстоятельно будет написано дальше, таким образом, целями и задачами моей работы будет подробное описание проведенной Петром I реформы государственного аппарата, то есть я должна буду рассказать о высшем правительственном учреждении - Сенате и его последующей реорганизации, о создании коллегий, разработке регламентационных документов и другом. 1. Становление абсолютной монархии в России С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначенным из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Ее состав увеличивается до 94 человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже само по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками (“комнатой”). Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источника права: “царь указал, и дума приговорила”. Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из “охочих людей” - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма. Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в Артикуле воинском с кратким толкованием написал, что “его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять” Российское законодательство X-XX веков. В 9 томах. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. - М.: Юридическая литература, 1986. С. 337. . В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарха назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее еще сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия. Власть монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютная монархия. Экономический подъем и развитие внутреннего общероссийского рынка и внешней торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед страной. Однако развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Во второй половине XVII в. прокатилась волна восстаний городского населения. Для подавления казацко-крестьянского восстания под предводительством С. Разина потребовалось напряжение всех сил государства. Особенно обострились социальные противоречия в XVIII в. Достаточно вспомнить восстания на Дону (под предводительством К. Булавина) в Астрахани в начале века, волнения работных людей на уральских заводах и московских мануфактурах, башкирское восстание и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева, потрясшей самые основы Российского государства. Подавление всех этих волнений и восстаний, сохранение феодального строя потребовало консолидации господствовавшего дворянского сословия, усиления власти монарха и сплочения вокруг него как главы данного сословия (“первого дворянина”). Потребовалась также централизация государственного аппарата и особенно его силовых структур: армии и полиции, и налогового аппарата, и местного управления. И только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра 1, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми структурами в виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, “всевидящее око” - тайная канцелярия), оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Именно такая политическая форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны на решение основной задачи - реконструкции экономики и даже самого уклада жизни - создание в сжатые сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования (учреждение Российской Академии наук. Академии художеств, Московского университета и ряда других учебных заведений). Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу. 2. Гражданское законодательство Перемены в экономической жизни России во времена Петра, и прежде всего развитие рыночных связей как внутри страны, так и с зарубежными государствами, отрази-лись на правовом регулировании имущественных отношений. Поэтому и в гражданском праве наряду с чисто феодальными правовыми институтами начали появляться нормы, характер-ные для капиталистического хозяйства. Наиболее консерватив-ным оставалось вещное право, обязательственное право стало приспосабливаться к нуждам рынка. Внутри гражданского права зарождается новая отрасль -- торговое право. Нормы его со-здавались в процессе торгового оборота, и часто в основе их лежал обычай. Покровительствуя торговле, государство брало под свою защиту торговые обычаи, складывался так называе-мый обычай торгового оборота, которым регулировался широ-кий круг отношений в торговле. Таким образом, источниками гражданского права являлись и нормативно-правовые акты, и нормы обычного права. Для российского гражданского права петровского времени был характерен различный статус субъектов гражданско-пра-вовых отношений, обусловленный делением общества на сословия. Развитие капитализма, т.е. прежде всего товарно-де-нежных отношений, не только требует объединения страны в экономическое целое, но и превращает граждан (или поддан-ных) в контрагентов с юридически равными правами. В России этого в то время не произошло. Сословная принадлежность определяла правоспособность субъекта гражданско-правовых отношений. Дворяне обладали наибольшими правами, права духовенства в области имущественных отношений были суще-ственно ограничены. Купцы и предприниматели, хотя и пользо-вались поддержкой Петра I, все же были стеснены в правах на приобретение недвижимости. Так, только Указом 1721 г. ку-печеству было дозволено приобретать к заводам деревни. Наи-более ограниченной была правоспособность крестьян, особен-но владельческих. Табель о рангах Приня-тие Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств: 1. Бюрократическое начало в формировании государственного аппа-рата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и вы-слуга стали определяющими для продвижения по службе. Признак бюрократии как системы управления -- это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по верти-кали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными пред-писаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализа-ция, нормативность, отрицательными -- его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость. 2. Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были под-черкнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавли-вались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов вось-мого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.
Страницы: 1, 2, 3
|