реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реформа ювенального правосудия в России

реферат
ыявлено, что работа, основанная на учете психологических характеристик несовершеннолетних, корректировка поведения с учетом личностных особенностей значительно снижает процент повторных преступлений.

И наоборот, вмешательство, основанное на предотвращении правонарушений под страхом наказания, оказалось неэффективным. В профилактике правонарушений было малоуспешным или вовсе не принесло результат, ужесточение наказаний.

Постулатом в организации работы с несовершеннолетними в Канаде, является принцип - для несовершеннолетних с повышенным риском повторного совершения преступлений требуется более высокий уровень социальной работы, в то время как для поднадзорных с низкой вероятностью рецидива более эффективен смягченный режим надзора.

Поскольку, после приговора об отбытии наказания в пенитенциарном учреждении, обязательно предусматривается исполнение приговора суда об отбытии наказания по месту жительства, один патронажный работник (инспектор службы пробации) работает с несовершеннолетним до пребывания в местах лишения свободы, во время такого пребывания, и после возвращении этого несовершеннолетнего на место жительства. При этом в работе с поднадзорным обязательно участвуют все предусмотренные законодательством органы и учреждения, с упором на потребности несовершеннолетнего.

Работа с несовершеннолетними в Канаде направлена на когнитивные и поведенческие аспекты и исходит из того, что если научить поднадзорного следить и модифицировать процессы мышления - ключ к получению личного контроля над нарушениями в эмоциональной и поведенческой сфере.

Необходимо также учитывать, что несовершеннолетние способны научиться отслеживать и изменять свое мышление и учатся критически оценивать и корректировать иррациональные или косные убеждения, которые ведут к нарушениям в процессах мышления в первую очередь.

Когнитивно-поведенческое вмешательство особенно существенно для программирования несовершеннолетних правонарушителей, поскольку такое вмешательство является эффективным средством изменения антисоциального про - криминального поведения.

В основном существуют три основных категории когнитивно-поведенческого вмешательства: обучение навыкам преодоления стрессовых ситуаций, когнитивной реструктуризации, и обучение решению проблем. Модель ювенальной юстиции в современной доктрине российского уголовного правосудия действительно имеет право на существование с обязательным предварительным исследованием всех возможных проблем. Государство должно обладать эффективными инструментами не только для восстановления нарушенного права, но и восстановления социальных связей несовершеннолетнего правонарушителя, причем не в ущерб первой задаче.

Исследование модели ювенального правосудия для четкого определения социального эффекта в современных условиях, а не в целях следования просто модной идеи, может принести существенную пользу. Разработка имеющихся идей и практики могут оказать значительную помощь в дифференцированном и обоснованном применении реабилитационных программ, с учетом опыта ювенального правосудия зарубежных коллег.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Тема детской преступности стала особенно актуальной после распада Советского Союза. Но наиболее значима она стала в последнее время. Ведь не секрет, что сейчас в нашей стране сотни тысяч детей растут без всякого надзора, родительской опеки и заботы, государственного и общественного внимания. Повальная нищета в стране вытолкнула на улицы миллионы беспризорников, бомжей, обездоленных несчастных детей. Они кочуют по городам, по вокзалам, ночуют в подвалах, на свалках, бродят по рынкам и базарам, прося подаяние, занимаясь воровством. Одни из них нюхают клей, а другие уже употребляют наркотики.

И именно такие подростки чаще всего становятся малолетними преступниками, а, значит, впоследствии воспитанниками исправительной колонии. Но есть подростки, которые живут в благоприятных условиях, в полноценной семье, но также встают на дорогу преступного мира.

Данная работа посвящена проблеме преступности среди несовершеннолетних в России: состоянию, структуре, динамике преступности; основным факторам риска, влияющим на подростковую преступность, а так же мерам, проводимым по профилактике правонарушений. А также в ней я постаралась подробно показать картину преступности несовершеннолетних в Приморском крае, проанализировать это явление, раскрыть причины преступлений и меры их предотвращения. Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетние, которые состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях Уссурийского района и города Артем, а также воспитанники, которые содержаться в колонии поселка Врангель Приморского края.

Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Если обратить внимание на динамику и структуру преступности среди несовершеннолетних отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях Приморского края за три года установлено, что рост преступности среди выше указанной категории лиц наблюдался в 2006 году. В 2007 году наметилась тенденции к снижению преступности за счет смягчения законодательства в отношении несовершеннолетних преступников. Среди категории преступлений преобладают тайное хищение имущества (кража), а также открытое хищение имущества (грабеж). Большинство преступлений совершено подростками 1991-1992гг. рождения в вечернее и ночное время. Одной из причин способствующих совершению преступлений, является не занятость подростков, учебой или работой.

Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних нужно всеми силами бороться за каждого подростка. Главная ответственность, конечно, лежит на семье. Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а ежедневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей. Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит, во многом предотвратить преступление.

Некоторые вопросы освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии.

С момента принятия в 1996 году Уголовный кодекс РФ претерпел значительные изменения: многие новеллы нашли в нем свое закрепление, многие положения (порой и целые институты) канули в лету. К нормам, которые практически не изменили своего первоначального смысла и содержания, относятся нормы о лицах, подлежащих уголовной ответственности. Особое место среди них занимает институт освобождения от уголовной ответственности лиц с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством (ч.3 ст.20 Уголовного кодекса РФ). Данная норма подвергалась учеными разносторонней критике, проводились развернутые медико-правовые исследования, предлагались варианты ее изменения, однако законодатель до сих пор не реализовал ни одно предложение.

В силу ч.3 ст.20 Уголовного кодекса РФ не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, который вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Психическое развитие рассматривается современной детской психологией как цепь переходов от одной стадии развития к качественно иной. Переходы совершаются скачкообразно, во время так называемых возрастных кризисов. Психическое развитие включает в себя три компонента: интеллектуальное, эмоционально-волевое и нравственное развитие. "Паспортный" возраст ребенка условно относят к определенной стадии психического развития, и если оказывается, что данный возраст соответствует более ранней стадии, можно говорить об отставании в психическом развитии.

Анализируя работы детских психологов и психиатров, посвященные данной проблеме, можно прийти к выводу, что при отставании в психическом развитии ребенка сталкиваются и взаимно переплетаются причины биологического (конституционально-генетические, соматогенные) и социального (депривация, социально-педагогическая запущенность) генеза. Отставание может быть связано с психическим расстройством. Это имеет большое значение при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности.

Несовершеннолетний, отставание в психическом развитии которого не связано с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности. При этом необходимо иметь в виду, что данное лицо может иметь такое психическое расстройство, которое не оказывает существенного влияния на темпы его психического развития. Если же отставание в психическом развитии связано с психическим расстройством, положение ч.3 ст.20 Уголовного кодекса РФ к нему не применимо. Теоретически в данной ситуации можно говорить об ответственности на общих основаниях, однако практика идет по иному пути: применяется ст.22 Уголовного кодекса РФ ("ограниченная вменяемость"). Такой подход, несомненно, является более гуманным и целесообразным в сложившейся ситуации (до внесения необходимых изменений в закон), так как несовершеннолетнему судом может быть смягчено наказание и назначены принудительные меры медицинского характера. Последние способны остановить или замедлить прогрессирующее психическое расстройство. Тем самым оказывается благотворное влияние на психическое развитие.

Однако так разрешать ситуацию не совсем логично, поскольку несовершеннолетний в момент совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими именно вследствие отставания в психическом развитии, связанном с психическим расстройством, а не в силу психического расстройства. Не всегда эксперты и правоприменители обращают внимание на эти существенные различия, предпочитая более простые варианты. Проблема состоит еще и в отсутствии соответствующих методических правил, руководств органов исполнительной власти в области здравоохранения в отношении производства комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз по данной категории дел.

Более того, назначение наказания лицам, совершившим общественно опасные деяния вследствие отставания в психическом развитии, связанном с психическим расстройством, противоречит принципу справедливости наказания. Думается, что не в последнюю очередь из-за этого на практике встречается более радикальный вариант решения проблемы, когда от уголовной ответственности освобождаются все лица с отставанием в психическом развитии.

Итак, правовые последствия отставания в психическом развитии различны в зависимости от того, вызвано ли оно психическим расстройством или нет. Большинство ученых склоняются к тому, что неоправданно отдавать главенствующую роль причинам, вызвавшим отставание, важен сам факт такого отставания. Такое утверждение не противоречит законам логики и здравому смыслу.

Несмотря на это, следует предусмотреть возможность дифференциации правовых последствий в части применения принудительных мер медицинского характера. Представляется возможным применять их по решению суда наряду с освобождением от уголовной ответственности к несовершеннолетним, отстающим в психическом развитии, связанном с психическим расстройством.

Таким образом, нормы Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних нуждаются в основательном пересмотре: действие ч.3 ст.20 следует распространить и на несовершеннолетних, отставание в психическом развитии которых связано с психическим расстройством, а также дополнить данную статью новым положением - о возможности назначения судом такому несовершеннолетнему принудительных мер медицинского характера. Для правильного применения обновленных норм необходимо принятие методического акта (правила, руководства) здравоохранения в отношении производства комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз для судебных экспертов с перечнем обязательных вопросов, которые ставятся перед ними. Все это будет способствовать повышению качества работы эксперта, следователя и суда, а также общей гуманизации уголовного закона.

2. Проблемы ювенальной юстиции в России

В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминогенно пораженных категорий населения. В связи с этим назрела острая нужда формирования эффективного механизма контроля и влияния на несовершеннолетних - Ювенальной юстиции. Это специальная система взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В ювенальной юстиции акценты в работе с несовершеннолетними правонарушителями переносятся с карательного и репрессивного, на воспитательный и реабилитационный. Таким образом, для более непосредственной работы с подростками, мы предлагаем ввести в школы должность школьного инспектора. Органы управления образованием и образовательные учреждения, также входящие в систему профилактики, призваны решать большой круг проблем и задач. В их обязанности входит выявление несовершеннолетних с отклонениями в развитии или поведении, проведение обследования подростков, подготовка рекомендаций по оказанию им помощи и определению форм их дальнейшего обучения.

Для более эффективной работы этим будет заниматься школьный инспектор. Кроме того, в его функции будут входить обязанности по оказанию юридической помощи и повышения уровня общего правосознания несовершеннолетних.

Так как инспекторы по делам несовершеннолетних в силу территориальной особенности своей работы (обширная территория и количество несовершеннолетних) физически не в состоянии выявить и предупредить правонарушение в закрепленном за ним участке вовремя. Школьные инспекторы будут предоставлять им информацию по каждому несовершеннолетнему в их школе и непосредственно работать с наиболее предрасположенными к совершению правонарушений подростками. Таким образом, повышается эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних.

А также представляется целесообразным рассмотреть возможность открытия специализации на базе педагогического и юридического факультетов по подготовке школьных инспекторов. Такой специалист будет обладать комплексом знаний в области психологии, педагогике и юриспруденции. Финансирование предусматривается из регионального и частично местного бюджетов.

Заключение

Таким образом, построение системы ювенальной юстиции должно опираться на формы работы, в которых несовершеннолетние правонарушители видели бы последствия своих действий и брали на себя ответственность за содеянное. Такие формы работы должны обеспечить возможность личностного взаимодействия и участия в разрешении проблем тех людей, кого непосредственно затронул криминальный конфликт или ситуация с несовершеннолетним; добровольное и осознанное вовлечение в реабилитационные мероприятия несовершеннолетних, подверженных риску. Данный акт возможен в рамках взаимодействия участников рассмотрения дела и попечительства в виде неформального участия общественности.

Подводя итог вышесказанному, в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве России отражены подходы к созданию ювенальной юстиции, отвечающей современным международным стандартам ее организации и функционирования. Представляется необходимым более четкое определение возрастной специфики и правовой регламентации функционирования ювенальной юстиции.

Список литературы

1. Марковичева Е. (2008) Проблемы установления возрастной невменяемости при производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего // Уголовное право. № 4.

2. Кольцов М.И. (2008) К вопросу необходимости введения ювенальной юстиции в России // Вопросы ювенальной юстиции, №1.

3. Малышев В.А. (2008) Роль и место социального работника в системе ювенальной юстиции // Законодательство и экономика, №6.

4. Малышев В.А. (2008) Ювенальная юстиция как средство защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в РФ // Адвокат, №4.

5. Марковичева Е.В. (2008) Некоторые аспекты судебной и следственной специализации в контексте разработки модели ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции №1.

6. Мусалин Н. (2008) Перспективы ювенальной юстиции // Современное право, №3.

7. Васильева А. Вселить надежду в завтрашний день // Преступление и наказание. - 2004г. - №12. - с.38-40.

8. Гущин А. "Наказание" означает "научение" // Преступление и наказание. - 2005 г. - №2. - с.14-15.

9. Уголовный кодекс РФ, Текст с изменениями и дополнениями на 15 сентября 2008 года. - М.: Эксмо, 2008.

10. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический Центр Пресс", 2006.

11. Профилактика противоправного поведения в молодежной среде. Материалы науч.-практ. конф. Иваново, 22 января 2008 г.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.