реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реализация прав человека в социально-правовом государстве

реферат
p align="left">Между двумя первыми и третьими поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.

1.3 Социально-правовой механизм обеспечения (реализация, охраны и защиты) прав человека

Для реализации конституционно закрепленных прав и свобод человека необходимо иметь отлаженный социально - правовой механизм обеспечения прав и свобод человека - систему способов и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех основных прав и свобод человека, которые производны от его достоинства. Понятием «социально - правовой механизм обеспечения прав человека» подчеркивается, что правовой механизм - часть социального и действует с ним в единстве.

Задача механизма социально--юридического обеспечения прав человека - охрана, защита, восстановление нарушенных прав, а также формирование общей и правовой культуры населения.

Основные подсистемы механизма социально--правового обеспечения прав и свобод человека:

· механизм реалии

· механизм охраны;

· механизм защиты.

Механизм реализации прав человека включает меры, способные создать условия для реализации прав и свобод человека.

Механизм охраны прав человека включает меры по профилактике правонарушений, для утверждения правомерного поведения личности.

Механизм защиты прав человека включает меры, ведущие к восстановлению нарушенных прав неправомерными действиями и ответственности лица, которое совершило эти правонарушения.

В случае нарушения прав лица без их восстановления, а также юридической ответственности со стороны правонарушителя правовые гарантии механизма защиты прав человека не могут считаться такими, которые полностью осуществились. Меры защиты - первичная защитная реакция на сам факт отклонения от охранных мер, имеющая задачу принудить обязанное лицо выполнять обязанности, налагаемые на него законом или договором. Задача юридической ответственности заключается в возложении новой обязанности претерпевать лишения, нести правовой ущерб.

Без возможности защиты прав охрана прав будет неполной. Защита--это наиболее действенная охрана, вторая ее ступень.[9, с 206]

Формы (или способы обеспечения) правовой защиты граждан от неправомерных действий органов исполнительной власти и их служащих:

1. Общесудебная. Право граждан на судебную защиту закреплено в ст.10 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которой оно нашло отражение в ст.55 Конституции Украины 1996 г. Согласно этой статье, каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. После использования всех национальных средств правовой защиты гражданин вправе обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина.

Судебная защита - необходимая и эффективная гарантия реальности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

2. Административная («управленческий тип»). Происходит путем рассмотрения прав граждан в вышестоящих органах исполнительной власти. В качестве первоначальной инстанции рассмотрения претензии к администрации гражданин может выбрать либо орган исполнительной власти, либо суд. Гражданин вправе обратиться в суд, если оказался не удовлетворен результатами рассмотрения его дела государственными органами, предприятиями, общественными организациями.

К сожалению, в Украине, как и в других странах СНГ, судебный порядок защиты прав граждан долгие годы (во времена СССР) оставался исключительным. Он применялся в случаях, прямо предусмотренных законом. При отсутствии прямого указания в законе о праве на судебную защиту, гражданин вынужден был обращаться в вышестоящие органы государства.

Конечно, в качестве органов защиты прав граждан суд и администрация не совместимы, особенно в условиях командно-административной системы. Административный (управленческий) порядок рассмотрения жалоб не пригоден для такой защиты. Судебная защита, особенно при наличии независимой судебной системы, намного объективнее, квалифицированнее, беспристрастнее, чем административная.[9, с 207]

3. Административно-судебная (сложилась во многих европейских странах: Франция, ФРГ, Испания, Швейцария). Характеризуется созданием специализированных судов для разрешения споров по индивидуальным административным делам, которые возникают в сфере функционирования органов управления вследствие неправомерных действий их служащих. В ФРГ административный суд наделен, прежде всего, функцией обеспечения судебной защиты прав граждан, тогда как во Франции его основной задачей является осуществление объективного контроля (проверки) применяемой нормы. Поэтому в административно--судебной форме защиты прав граждан выделяют ее «германский тип». Административные суды входят в единую судебную систему, подчиняются только закону, независимо в правосудной деятельности, как от административных органов, так и от общих судов. В Украине обсуждается вопрос о введении административных судов для разрешения публично-правовых споров неконституционно-правового характера.

Государственная охрана прав человека обеспечивается посредством института омбудсменов (народных защитников), действующих, как правило, при парламентах и органах местного самоуправления и рассматривающих жалобы граждан на ущемление их прав со стороны государственных органов. В Колумбии, например, омбудсмен работает под руководством Генерального прокурора.

Круг полномочий омбудсмена в различных странах не одинаков. В Испании он, кроме защиты прав и свобод человека, осуществляет надзор за деятельностью административных органов. Во Франции - оценивает применение законов с точки зрения справедливости. А в Намибии еще и расследует жалобы о чрезмерном использовании природных ресурсов. В целом институт омбудсменов - это внеюрисдикционный контроль над тем, не нарушает ли административная (или любая иная) практика права человека.

В большинстве стран любой гражданин может непосредственно обратиться к омбудсмену. Во Франции такое обращение возможно через своего депутата либо сенатора. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе.[9, с 208]

В Украине в соответствии с Конституцией парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека осуществляет Уполномоченный Верховной Радой по правам человека и его представители на местах. Уполномоченный Верховной Рады по правам человека является институтом внесудебной защиты прав и свобод человека.

Круг полномочий Уполномоченного по правам человека распространяется на все случаи нарушений гражданских прав и свобод органами исполнительной власти. Он может требовать возбуждения административного производства в отношении государственных служащих, которые нарушили конституционные права и свободы граждан. Имеет право также проверять соблюдение этих прав в учреждениях пенитенциарной системы (системы учреждений, в которых отбывают наказание осужденные - тюрьмы, колонии и др.), в армии, в учреждениях Министерства внутренних дел.

Настоящая «среда обитания» для прав человека возможна при демократии, демократическом правовом государстве. Демократия, правовое государство и права человека неотделимы друг от друга. Правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений со стороны аппарата власти, а права человека - главное условие и признак демократии, гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности. Через реализацию, охрану и защиту прав человека, через демократию лежит путь к реальной интеграции Украины в Европейское и мировое сообщество.

Права человека регулируются как внутригосударственным, так и международным правом. Ст.55. Конституции Украины гласит: после использования всех национальных средств правовой защиты прав и свобод каждому гражданину дано право обращаться в соответствующие органы европейских и международных организаций, членом или участником которых является Украина.

Международная защита прав приобретает, особенно в последнее время, большое значение.

Организационная структура европейской системы защиты прав человека:

1. Европейская комиссия по правам человека (состоит из 43 человек, избираемых сроком на три года);

2. Европейский суд по правам человека - единый юрисдикционный орган, работающий на постоянной основе - всего 39 судей (в его составе действует Большая палата - 17 судей, которая занимается вопросами внутрисудебной апелляции);

3. Комитет министров Совета Европы - функции ограничиваются только надзором за исполнением окончательных постановлений Европейского суда.

Все они являются субъектами формирования европейского права как органичного «сплава» англо - американского и континентального типа правовых систем. Их уставная форма (европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Уставы Комиссии и Суда, Процедурные правила работы Комиссии и Суда) имеет прецедентное содержание.

Европейская система защиты прав человека включает две возможности (два права):

· Возможность (право) личности подавать индивидуальные петиции;

· Право государств - участников Европейской системы защиты прав человека инициировать производство по делам о нарушении прав любых людей, включая иностранцев.

Прежде чем подавать петицию, необходимо предварительно исчерпать все внутренние средства защиты, соответствующие общепризнанным нормам международного права, а также соблюдение сроков давности - со дня вынесения окончательного решения национальными властями должно пройти не более 6 месяцев.

Петиция должна быть приемлемой, то есть:

1. не может быть анонимной;

2. не может повторять петицию, ранее уже рассматриваемую судом или являющуюся предметом другой процедуры международного разбирательства;

3. не должна противоречить по содержанию положениям Конвенции или Протокола к ней;

4. должна быть обоснованной и правомерной.[9, с 209-210]

Стадии разбирательства дела в Европейском суде:

1

Рассмотрение вопроса о приемлемости или неприемлемости индивидуальных петиций и жалоб, поданных в установленном порядке государствами - участниками Европейской системы защиты прав человека;

Форма - решение

2

Рассмотрение дела по существу, включая процедуру дружественного урегулирования;

Форма - решение

3

Разрешение дела, результатом которого является юр юридическое оформление Палатой суда.

Форма - поспостановление.

Право сторон на апелляцию осуществляется путем ее подачи в Большую Палату суда в течение трех месяцев со дня вынесения постановления обычной Палатой суда.

Постановление Палаты суда является окончательным, если:

1. стороны заявили, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую Палату;

2. через три месяца после вынесения постановления обычной Палатой отсутствует прошение о направлении дела в Большую Палату;

3. комитет Большой палаты отклонил такое прошение.[9, с 211]

Раздел II Обязанности граждан в условиях правового демократического государства

2.1. Система обязанностей человека и гражданина

Юридическая обязанность - гарантированная законом мера общественно необходимого (полезного) и государственного целесообразного поведения лица, объективно обусловленная потребностями существования и развития других лиц, социальных групп, наций, человечества. Можно сказать, что юридическая обязанность - преграда на пути произвола, хаоса, всего того, что мешает нормальному развитию общества.

Обязанность - парная категория с правом, так как обязанность служит способом обеспечения прав. Права человека и гражданина, какими бы объемными они не были, все же не являются безграничными, абсолютными, поскольку их использование не должно наносить вред другим людям, обществу в целом. Это предостережение содержится во Всеобщей декларации прав человека (п.2 ст.29): « При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Использование человеком своих прав одновременно предполагает его обязанность защищать и укреплять эти права - ради самого себя и ради других. Даже граждане развитых демократий часто неверно понимают это равенство и нередко пользуются правами, игнорируя обязанности.

Права существуют только тогда, когда признаются другими гражданами государства. Свои требования к гражданам государство формирует в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Граждане - сами хранители своей свободы, направления и границы внешнего выражения которых даны в правах. Именно для того, чтобы укрепить свои права, граждане в демократическом обществе принимают на себя обязательства и исполняют свои обязанности. Во Всеобщей декларации прав человека (п.1 ст.29) определено: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Так же, как и права человека, основные юридические обязанности фиксируются в конституции и других законах государства.[9, с 199]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.