p align="left">Цивилизация улучшается не только благодаря господству социальным нормам и высокому качеству жизни, но и обязательному присутствию милосердия как необходимой нравственной ценности. Вместе с тем, проявление этого качества предполагает наличие объекта благотворения. «Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, - писал В.В.Розанов, - так и в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека». Говорить о древности благотворительности можно в той же мере, в какой и о древности самого человеческого общества. Но такими же древними являются, видимо, и патологические процессы в социуме. Надежда на последовательный переход к общечеловеческим ценностям, внимание к слабому, ущербному, беззащитному как к члену своей семьи, как ближнему своему, может быть, поэтому оправдана милосердием, понятым в качестве обязательной ценности цивилизации. 1.2 Юридические основы и отличительные особенности благотворительных мероприятий Мотивы благотворительности всегда были разнообразными: и добросердие, и религиозность, и раскаяние, и приверженность к искусству или науке, и честолюбие. Любовь к ближнему - не только призыв, но и путь к выживанию, спасению посредством смыслового действия. Благотворительной называется не любая деятельность, направленная на оказание помощи в том или ином виде, а только осуществляемая в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели. Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами. Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Также необходимо отметить, что при осуществлении благотворительной деятельности не допускается получение от благополучателей или третьих лиц каких-либо материальных выгод. Совершив жест доброй воли, благотворитель может получить только благодарность, но никак не выгоду. Открытое упоминание благополучателем в каком-либо виде о благотворителе может перевести оказанную благотворительную помощь в разряд спонсорской помощи, о которой речь пойдет ниже. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что благотворительная деятельность должна соответствовать трем критериям: - добровольность, - бескорыстность, - направленность на достижение конкретных социально значимых целей. Правовую базу благотворительной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 года № 135-ФЗ, а также нормативные акты, принимаемые субъектами федерации в рамках своих полномочий. Именно Федеральный закон № 135-ФЗ определяет сущность благотворительной помощи, а также устанавливает законодательные рамки деятельности благотворителей и благотворительных организаций. В настоящее время мы можем говорить о том, что благотворительность приобрела несколько основных форм (направлений). Помимо собственно благотворительности, которую часто называют филантропией, есть такие формы как спонсорство, меценатство, фандрайзинг, волонтерство. Очень часто в повседневной жизни понятия благотворительной и спонсорской помощи смешиваются: благотворительную помощь называют спонсорской и наоборот. Но это не всегда верно. До недавнего времени это были два взаимоисключающих понятия. Гранью между ними являлось условие о публичном упоминании лицом, получающим помощь, сведений о том, кто эту помощь оказал. Если данное условие соблюдалось, то помощь признавали спонсорской, если нет - благотворительной. Почему важно отличать благотворительную помощь от спонсорской? Дело в том, что документальное оформление помощи, а также ее отражение в налоговом и бухгалтерском учете различаются. Неправильное применение понятия может привести к разногласиям, как с контрагентом, так и с налоговыми органами. Рассмотрим подробно, что понимается под спонсорской помощью. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ дает следующие определения: спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности; Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре [8]. Ранее закон трактовал понятия спонсорства более расширено: «Спонсорство - это осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. При этом спонсорских вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем или рекламораспространителем». Таким образом, любая спонсорская помощь не признавалась благотворительностью, поскольку ее обязательным признаком было распространение рекламы о спонсоре, что исключало ее безвозмездность. Следовательно, с июля 2006 г. спонсором признается лицо, не только оказывающее помощь в обмен на распространение информации о себе, но и предоставляющее ее безвозмездно, то есть не рассчитывающее на упоминание своего имени. Единственный критерий для признания помощи спонсорской - предоставление средств для определенных мероприятий. Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. При этом следует отметить, что договором может быть предусмотрено распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и реклама товаров, работ и услуг спонсора. Безвозмездная спонсорская помощь, когда спонсируемый не рекламирует своего «благодетеля», признается благотворительной, но только в той части, в которой спонсируемые мероприятия отвечают целям, предусмотренным Законом о благотворительности. Спонсорство - это одна из форм маркетинговых коммуникаций, основной целью которой является создание прочной и положительной ассоциации спонсора с объектом спонсорства и донесение этой ассоциации до целевой аудитории посредством других форм маркетинговых коммуникаций. Как бы там ни было, очевидно одно: настоящая благотворительность и спонсорство (не говоря уже о рекламе) - вещи разные. Благотворительность не предусматривает отдачи, адекватной вложенным средствам. Итак, спонсорство, в отличие от благотворительности, ожидает отдачи от потраченных денег и усилий. Современное спонсорство рассматривается, прежде всего, как коммерческие инвестиции в престиж компании, товара, бренда. Спонсорство - это уникальный ресурс для создания устойчивого преимущества компании-спонсора над конкурентами. Спонсорство можно считать отдельным видом интегрированных маркетинговых коммуникаций. Ведь оно решает ряд вполне осязаемых маркетинговых задач: способствует продвижению торговой марки, стимулирует увеличение продаж, позволяет установить более тесные контакты с потребителями продукции. Нередко с помощью спонсорства решают свои проблемы компании, чьи рекламные возможности ограничены законодательством и для которых спонсорство является одним из немногих возможных способов обращения к целевой аудитории. Прежде всего, это касается производителей крепких спиртных напитков, пива и табачных изделий. Спонсорство позволяет охватить специфические целевые аудитории, которые труднодоступны для других маркетинговых технологий. Эффективно спонсорство и в качестве способа проникновения на зарубежные рынки. Посредством спонсорства можно увеличить число связанных с маркой информационных поводов. Это может быть презентация мероприятия и самой спонсорской программы, освещение хода события и подведение его итогов, пресс-конференции и пр. Таким образом, к прямому воздействию добавляется воздействие опосредованное - через сообщения в СМИ. Еще один обязательный фактор успеха - совпадение целевой аудитории спонсируемого объекта с целевой аудиторией компании-спонсора. Чем значительнее это пересечение, тем больше вероятность выйти на потенциальных клиентов. Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Целое направление благотворительности в искусстве получило, как известно, название меценатства. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности - в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Таким образом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория. При любом состоянии общества профессиональная деятельность в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта не является прибыльной. В то же время такая деятельность, ее результаты, люди, осуществляющие ее, составляют национальное культурное достояние, тот пласт культуры, где создаются и сохраняются культурные ценности, значимые для воспроизведения общества в его своеобразии, с одной стороны, и равноправного участия в мировом культурном процессе, - с другой. Таким образом, всегда существует расхождение между экономической и социальной эффективностью функционирования национального культурного достояния. Идея меценатства настолько глубоко проникла в сознание общества, что появилась необходимость издания отдельного федерального закона «О меценатстве» [9]. К большому сожалению, из-за необходимости срочного принятия большого количества неотложных законов как в социальной сфере, так и в банковской, с целью преодоления глобального финансового кризиса, законопроект о меценатстве находится на согласовании в профильном комитете Государственной Думы уже более трех лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|