p align="left">Так, в 25 делах или 56,8% указанные данные о личности заявителей отсутствуют (суды Горецкого, Осиповичского, Славгородского, Чаусского районов и Первомайского района г. Бобруйска). Далее, в п. 5 постановления Пленума предусмотрено, что при подготовке дела к судебному разбирательству судье следует привлекать к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, если для усыновления необходимо их согласие, представителей учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, если он достиг десятилетнего возраста. При рассмотрении судом Шкловского района гражданских дел об усыновлении Б., 29.07.1992 года рождения и об удочерении О., 09.10.1993 года рождения, дети в судебное заседание не вызывались и их отношение к усыновлению судом не выяснено (дела №№ 2-122, 2-273). При этом, из имеющихся в делах заключений органа опеки и попечительства, письменных согласий детей невозможно сделать вывод добровольно ли получено такое согласие, а в судебных заседаниях этот вопрос не выяснен. Практически по всем делам, за некоторыми исключениями, органами опеки и попечительства в пакете документов на усыновление предоставляется форма 11 «Информация о ребенке, предлагаемом на усыновление», на которой отсутствует фотография усыновляемого ребенка. Согласно ч.ч 5,6 ст. 120 Кодекса разъединение братьев и сестер при усыновлении возможно в случае, когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновляемого ребенка с братьями и сестрами. В случае разъединения братьев и сестер при усыновлении суд возлагает на усыновителя обязанность сообщать ребенку об имеющихся у него братьях и сестрах и их местонахождении. Эти требования закона не всегда учитываются судами. Так, из материалов гражданского дела об усыновлении Ш., 15.12.2005 года рождения, рассмотренного судом Бобруйского района и г. Бобруйска, следует, что у ребенка имеется два родных брата. Эти сведения содержатся в заявлении усыновителей, а также в письменном согласии матери на усыновление. При этом в деле отсутствует информация о ребенке, предлагаемом для усыновления (установлении опеки) установленного образца, где официально должны быть указаны сведения об имеющихся у Ш. братьях и сестрах. Также в заявлении об усыновлении нет указания заявителей о том, настаивают ли они на сохранении тайны усыновления, в судебном заседании этот вопрос не выяснен. Обязанность сообщать ребенку об имеющихся братьях и сестрах судом на усыновителей не возложена (дело №2-3187/06). Не возложена такая обязанность на усыновителя несовершеннолетнего Ж., 28.06.2004 года рождения, у которого имеются брат и сестра. Усыновитель не настаивает на сохранении тайны усыновления. Дело рассмотрено судом Дрибинского района. Не всегда судами выполняются требования ст. 136 Кодекса, п. 9 постановления Пленума, в которых указано, что в целях обеспечения тайны усыновления все дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании, включая оглашение решения. Участники гражданского судопроизводства (за исключением прокурора) должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления, что отражается в протоколе судебного заседания и удостоверяется подписью этих лиц. Из изученных 44 дел по 9 делам отсутствуют предупреждения об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления либо отсутствуют подписи участников судопроизводства в протоколах судебных заседаний, 7 дел рассмотрены в открытых судебных заседаниях (суды Климовичского, Шкловского районов, Ленинского и Первомайского районов г. Бобруйска, Октябрьского и Ленинского районов г. Могилева). Так, п.25 постановления Пленума предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств по просьбе заявителя или по своей инициативе суд вправе применить ст. 314 ГПК Республики Беларусь о немедленном исполнении решения, указав причины по которым он пришел к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению (болезнь ребенка, нуждаемость в лечении и т.п.), что должно подтверждаться соответствующими документами. В 9 делах, решения по которым обращены к немедленному исполнению, отсутствуют документы, подтверждающие необходимость применения ст. 314 ГПК Республики Беларусь (суды Осиповичского, Славгородского районов, Первомайского района г. Бобруйска, Октябрьского района г. Могилева). В ряде дел, решения по которым обращены к немедленному исполнению, отсутствуют просьбы заявителей о немедленном исполнении. Так, обращено к немедленному исполнению решение суда Осиповичского района от 18.01.2006 года об удочерении Г., 10.09.2004 года рождения. В материалах гражданского дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие обоснованность применения ст. 314 ГПК Республики Беларусь, а также не имеется ходатайства заявителей о немедленном исполнении решения суда (дело № 2-117). В соответствии со ст. 393-5 ГПК Республики Беларусь суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, выносит мотивированное решение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. Решением суда Климовичского района от 14.03.2006 года удовлетворены исковые требования об усыновлении X., 16.05.1995 года рождения. В нарушение требований гражданско-процессуального законодательства решение суда немотивированно. Указанное нарушение закона в силу ст. 404 ГПК Республики Беларусь влечет безусловную отмену решения, однако прокурором кассационный протест принесен не был. Учитывая особенности дел этой категории, то, что с момента вступления решения суда в законную силу прошло длительное время, дело по существу рассмотрено правильно и принимая во внимание интересы ребенка, принесение надзорного протеста нецелесообразно. В силу ст. 122 КоБС Республики Беларусь суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту вынесения решения, а также в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей либо в Национальный центр усыновления. Судом Славгородского района по гражданскому делу об удочерении Ж.О. и Ж.Ю., судебное решение направлено только в органы ЗАГСа (дело № 2-41), по 2 делам об удочерении К., 31.08.2005 года рождения и Г., 29.01.2005 года рождения копии решений в соответствующие органы не направлены (дела №2-224, 2-235). Делая вывод, можно отметить: 1. Несмотря на наличие широкой законодательной базы, устанавливающей определенный порядок деятельности прокуроров, а также регламентирующей производство по гражданским делам с их участием, все-таки существуют определенные проблемы в процессе реализации норм и принципов гражданского процессуального права. 2. Обобщение судебной практики и практики прокурорского надзора по гражданским делам показало, что, несмотря на принятые меры, судами допускались ошибки, на которые было указано в предыдущем обобщении, а прокуроры на эти нарушения не реагировали, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении указаний Генеральной прокуратуры. 3.3 Совершенствование прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве Тема исследования, как можно было убедиться, довольно обширна и имеет множество своих особенностей. Изучение материалов по теме, как теоретических, так и практических, позволили достигнуть поставленных целей данной дипломной работы и сделать определенные выводы и предложения. Как нами установлено, у прокурора есть право использовать только предоставленные законом полномочия при выявлении нарушения закона: внести протест или представление в порядке общего надзора, вынести предостережение, возбудить уголовное дело или иное производство об ответственности, направить заявление в суд и т.д. Однако у прокурора имеется право в отдельных случаях выбрать одну или несколько мер реагирования, применить их в определенной последовательности (например, внести представление или протест в порядке общего надзора, а в случае их отклонения направить заявление в суд) и т.п. Поэтому статью 22 Закона о прокуратуре необходимо изложить таким образом, чтобы подчеркнуть эти возможности прокурора. Далее, законодательно, в постановлениях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в ведомственных приказах Генерального прокурора следует разъяснить, что означает формулировка «если они самостоятельно лишены возможности защитить свои интересы», когда речь идет об исках прокуроров в интересах других лиц. Таким же образом необходимо закрепить процессуальную правоспособность прокуроров, участвующих в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров (вправе ли, например, помощник прокурора отозвать исковое заявление, отказаться от иска, изменить исковые требования, требуется ли подтверждение его полномочий в процессе и т.д.). Очевидно, что следует законодательно подтвердить право прокурора на предъявление в суды заявлений о признании неправомерными не только актов государственных и иных органов, но и действий (бездействия) государственных органов, юридических и других лиц, ущемляющих права и законные интересы граждан и юридических лиц. Необходимо также определить в ГПК Республики Беларусь критерии, по которым суд может признать участие прокурора в деле обязательным. Целесообразно установить механизм предусмотренного права прокурора вступить в процесс, когда он сам посчитает необходимым, обязательно участвовать в деле или отказаться от этой декларации. Так, в качестве концептуального подхода для дальнейшего развития гражданского процессуального законодательства можно рассматривать такой подход: прокурор обязан принести кассационный протест на незаконное и необоснованное решение суда по гражданскому делу, когда речь идет о защите государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, имеющих по объективным причинам ограниченные возможности для кассационного обжалования судебных актов. В других случаях -- это право прокурора. Юридические и физические лица имеют достаточную возможность получить квалифицированную юридическую помощь в этом вопросе. Такой подход соответствовал бы принципу диспозитивности. Следует установить, вправе или обязан прокурор участвовать в суде кассационной инстанции, особенно по делам, когда в суде первой инстанции его участие было обязательным. Как видим, критерии детализации полномочий прокурора при пересмотре гражданских дел в порядке надзора в законодательстве могут быть различны. Заслуживают внимания такие направления, как: четкое определение общих и непосредственных задач участия прокурора в стадии надзорного производства; закрепление в законе этапов прокурорского надзора в названной стадии гражданского процесса с указанием конкретных задач, выполняемых прокурором на каждом этапе; обязательная взаимосвязь полномочий участников надзорных правоотношений по принципу: праву одного соответствует обязанность другого. Представляется возможным, что ни в законодательстве, ни в юридической литературе не нашли своего отражения отдельные задачи участия прокурора в надзорном производстве, в частности направление практики прокурорского надзора. Далее в ГПК Республики Беларусь нужно предусмотреть, что дела из судов могут потребоваться не только для принесения протеста в порядке надзора, но и для изучения судебной (прокурорской) практики, внесения предложений по совершенствованию законодательства и определить точный момент начала надзорного производства, возможно через вынесение соответствующего определения. Целесообразно исключить из ГПК Республики Беларусь норму (ст. 437), предусматривающую в качестве повода и основания для принесения протеста в порядке надзора инициативу должностных лиц, обладающих правом принесения надзорного протеста, как нарушающую принцип диспозитивности. Необходимо предусмотреть в ГПК Республики Беларусь процессуальные последствия, если надзорный протест принесен без повода и оснований. На законодательном уровне следует установить, кто из должностных лиц органов прокуратуры и суда рассматривает надзорные жалобы (правильнее их назвать ходатайства о принесении надзорного протеста). Тот факт, что надзорные протесты и ответы на ходатайства подписывают должностные лица, имеющие право принесения надзорного протеста, не является определяющим для рассмотрения самого ходатайства. Гражданско-процессуальный кодекс необходимо дополнить нормой следующего содержания: «Должностные лица судов и органов прокуратуры, принявшие решение об отклонении ходатайства о принесении протеста в порядке надзора, обязаны сообщить об этом лицу, обратившемуся с ходатайством. В сообщении об отказе в принесении протеста должны содержаться: * наименование лица, которому адресуется сообщение; * указание на судебные акты, в опротестовании которых отказано; * вывод о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов; * мотивы, по которым отвергнуты доводы ходатайства и отказано в принесении протеста; * указание о прилагаемых к сообщению документах; * разъяснение, кому из должностных лиц может быть обжалован отказ в принесении протеста;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|