реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Профилактика беспризорности и безнадзорности, как социального явления

реферат
p align="left">Наличие безнадзорных детей нельзя считать сугубо современным явлением. Они существовали и раньше, но наибольшее распространение безнадзорность получает в период социально-экономических изменений и кризисных обстановок в стране.

Статистических данных, которые позволили определить масштабы безнадзорности в нашей стране пока нет, и получить их трудно. По некоторым данным, сейчас в России 230 тыс. безнадзорных детей, причем их численность постоянно растет, в том числе в очень значительной степени из-за социально-экономической нестабильности.

Единственной достоверной величиной является численность подростков, доставленных в детские приемники распределители. В 2004 году число детей, доставленных в приемники-распределители составило 57.2 тыс., в том числе 11.8 тыс. оставшихся без попечения родителей, 32.4 тыс. самовольно ушедшие из семьи, 4.9 тыс. самовольно ушедших из детских домов и школ - интернатов, 0.7 тыс. ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений.

Исследование, которое было проведено мною в приюте, подтвердили это дети из неблагополучных семей, из них около 40 %, жили в неполных семьях.

Обследование детей, попавших в приемники-распределители, проведенное в ряде районов России дает основание составить социальный портрет современного беспризорника. Результаты исследования подтвердили, что 162.51 - это из неблагополучных семей. Из них 43.7% жили в неполных семьях, 31% - жили с бабушками и дедушками или с другими родственниками, так как родители лишены родительских прав. Лишь каждый 4-ый беспризорник жил в полной семье Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 1999, №1. с. 78.

В основном родители безнадзорных детей имеют низкий образовательный уровень и невысокую профессиональную квалификацию.

Выяснение причин безнадзорности показало следующую картину. Практически каждый третий убежал из-за жестокого с ним обращения. У детей, испытавших жестокое обращение со стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежеланны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости разнообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессию, низкое самочувствие, сексуальное криминальное поведение.

В особенно тяжелом положении оказываются дети, живущие в семье с отчимом. Часто они уходят из дома, чтобы выразить протест своей матери против появления отчима.

Достаточно большую группу безнадзорных детей составляют дети из семей, где родители алкоголики, причем это не единственная причина, обычно ей сопутствуют конфликтные отношения с родителями, учителями, сверстниками.

Вместе с тем, ни один из опрошенных детей не отметил в качестве причины ухода из дома отсутствие любви к своим родителям и родственникам. Такая подсказка имелась, ей не воспользовались даже дети из семей алкоголиков, то есть для ухода из дома у основной массы детей были веские причины. Практически каждый ребенок дорожит своим домом и лишь, в крайнем случае, покидает его.

Около 10% убежавших детей - это любители попутешествовать, но даже они часто в качестве дополнительной причины выдвигали «плохие отношения с родителями». Лишь 5% беглецов покинули дома временно в поисках романтики и приключений.

При обследовании, которое проводилось в России, установлено, что более 305 от общего числа бездомных детей (37.5%) составляют дети, убежавшие из детских домов, приютов, интернатов и т.п.

Основная причина, по которой дети убегают из детских домов, - стремление вернуться домой, ее отметили 87% из опрошенных, не смотря на то, что их там ждет тяжелая жизнь. 25% детей убежали из-за плохих отношений с родителями и жестокого обращения с ними.

Беспризорники - это дети разного возраста, в данном обследовании наименьший возраст 5 лет. Самая значительная группа из них - дети в возрасте - 9-15 лет. На их долю приходится 58% от общей численности попавших в приют, дети в возрасте 6-8 лет составили 31.1% группы подростков, 15-17 лет -10.3%.

Анализ полового состава безнадзорных детей показывали, что в нем преобладают мальчики, их доля = 78.6 %, девочки составляют 21.4%.

Большинство безнадзорных детей (почти 70%) - горожане, селяне составляют чуть более 30%. Очевидно, сельские жители менее разобщены, там, в большей мере, чем в городе, развита взаимопомощь. В дело неблагополучной семьи могут включаться соседи, способные помочь ребенку в решении его проблем и не допустить того, чтобы единственным выходом из создавшегося положения стало бегство.

Убежавший из дома беспризорник, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску, стать жертвой насилия, ограбления, оскорбление. Так, по некоторым данным, от 20 до 40% детей переживают физическое насилие, около 8% - сексуальное.

В полуролевом поведении безнадзорных отмечают две крайности. С одной стороны, половая распущенность, с другой - полное непонимание отношений между полами.

Особенно тяжело приходится девочкам. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все ее воспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям.

Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Безнадзорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы; задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают, неадекватны ситуации. Беспризорники страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Подростковый возраст характеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие подростка, индивидуализация и самореализация личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако этот контакт у безнадзорного ребенка частично отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается.

Безнадзорные дети обычно плохо учатся. Они плохо читают, не умеют считать. Почти 50% из опрошенных при обследовании детей ответили, что учиться им не интересно.

Здоровье беспризорников расшатано. Среди наиболее частых заболеваний - энурез, невротическое развитие или задержки нервно-психологического развития (вплоть до олигофрении в стадии дебильности); пограничные психические расстройства; поражение бронхолегочной системы, у многих большой стаж курения, наркомании; аномалии развития и заболевания мочеотделительной системы; нарушения опорно-двогательного аппарата; аллергические заболевания (астматические бронхиты риниты, аллергодерматиты). Причем все болезни в основном имеют запущенную или хроническую форму. Часть безнадзорных детей - носители и распространители опасных инфекционных заболеваний. Педикулез, венерические заболевания - обычное для них явление.

Попадая в приют, безнадзорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение Детская беспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 1999, №1. с.16.

Статистика подтверждает, что помещение детей в социальные учреждения снижает число правонарушений среди подростков. Однако, в настоящее время, после принятия ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимо подготовиться ко второму всплеску роста числа безнадзорных детей. Он связан с прекращением приема безнадзорных в ЦВИНПы органов внутренних дел. Ведь введение закона предусматривает содержание в таких учреждениях только детей, совершивших правонарушения. В этой связи, на мой взгляд, необходимо обратить внимание на категорию безнадзорных детей.

Важно, чтобы в подростковом возрасте, когда еще можно что-то исправить, ребенок - беспризорник имел возможность пообщаться со специалистом, способным выслушать его и помочь разрешить возникшие проблемы.

Таким образом, в качестве заключения первой главы можно сделать следующие выводы: нет такого общества, в котором не существовала бы детская безнадзорность и жестокое обращение с детьми, а стало быть, и безнадзорные дети. Однако, по-видимому, есть условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управлением их нравственным, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят:

1. Особая структура семьи (неполные семьи, с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности;

2. Представление о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумение воспринимать его как личность со своими особенностями и потребностями;

3. Высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для соседского контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты или правопорядка;

4. Низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества; не

мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия;

5. Неэффективная деятельность государственных социально контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты).

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ

Для осмысления причин и особенностей старших подростков, ставших безнадзорными была изучена литература, где представлено несколько классификаций по разным основаниям (по возрасту, по времени безнадзорности, по полу и др.). В ходе исследования изучены группы подростков, склонных к безнадзорности. Полученные данные позволили выделить типичные группы безнадзорных подростков по следующим основаниям: среда преимущественного обитания подростков; адаптивность подростков к среде; социальные отклонения подростка; проявление антисоциального поведения и др.

Первая группа - «благополучные» подростки, живущие непосредственно в семьях, но лишенные внимания, любви, надзора близких им людей (родителей, учителей, родственников и т.д.). Равнодушие семьи к судьбе своего ребенка, пренебрежение его интересами приводит к разрыву отношений подростка с семьей, создавая тем самым, условия для его психической и нравственной депривации. Причины подобных проявлений многие авторы видят в ослаблении российской семьи, в связи со значительным сокращением ее экономических, образовательных, культурных возможностей. К причинам безнадзорности относятся также педагогическая несостоятельность, некомпетентность родителей, что приводит либо к излишней уступчивости в отношениях с подростками, либо к неоправданной требовательности. Среди «благополучных» подростков, относящихся к безнадзорным условно можно выделить две подгруппы:

1) одаренные подростки, не получившие признание в семье и нуждающиеся в этом;

2) нормальные подростки, контроль за поведением, времяпрепровождением, учебной деятельностью, кругом общения которых осуществляется родителями и (или) замещающими их лицами слабо или вовсе отсутствует.

Вторая группа - «проблемные» подростки. К ней можно отнести подростков, равнодушно относящихся к учебе и школе, для которых характерны периодические нарушения дисциплины (прогулы, драки), у которых проявляются такие отрицательные качества личности, как: грубость, лживость, нечестность и т.д. Основными причинами отклонения в поведении «проблемных» подростков - нарушения в физическом и психическом здоровье; нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярны, не приняты, пренебрегаемы, изолированы в классном коллективе, конфликтны, бесконтрольны, выталкиваемы из семей); ошибки семейного воспитания; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний; конфликты в семье; ошибки педагогов (лишение подростков индивидуальных стимулов, наказания, связанные с унижением личности, противоречивость предъявляемых требований и т.д.).

Ко второй группе следует отнести следующие подгруппы:

1) подростки, имеющие какие-либо проблемы, мешающие им и их окружению в самореализации: из семей «группы риска»; имеющие проблемы во взаимоотношениях с родителями; имеющие проблемы во взаимоотношениях с учителями; имеющие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

2) подростки, относящиеся к категории с особыми нуждами: подростки-инвалиды, имеющие различные дефекты от рождения (хромота, глухота и др.);

Третья группа - «педагогически запущенные» подростки. «Педагогически запущенный» это - подросток, который не получил (недостаточно получил) соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, других воспитателей. Такая запущенность обусловлена, прежде всего, отсутствием (недостатками) воспитательно-образовательной работы с подростком, следствием которых является его социальная несформированность (недостаточная в формировании) личности подростка, ее отдельных сторон как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями являются недостаточное развитие, невоспитанность, упущения в развитии и воспитании, непосещение школы (необученность), низкая успеваемость и, как следствие, отсутствие или недостаток запаса знаний, низкая мотивация к обучению, не сформированные навыки и активность в обучении. Выделяют следующие основные подгруппы «педагогически запущенных» подростков:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.