реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Проблемы борьбы с терроризмом

реферат
p align="left">В соответствии с законом террористической группой признаётся группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности (ст. 3).

Террористической организацией признаётся организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации (ст. 3)1.

«Традиционный терроризм предполагает героический жест, готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идеи»1, однако трудно назвать героическим поступок человека, распространяющего бактерии ботулизма или сибирской язвы.

Поскольку большинство террористических групп стремится привлечь к себе общественное внимание, а публика наверняка будет реагировать на массовые отравления или на применение ядерного оружия гораздо острее, чем на террористический акт с использованием обычного оружия, браться за оружие массового уничтожения будут только те террористы, для кого общественное мнение не имеет значения.

В целом можно сказать, что террористы не будут прибегать к мощным видам оружия, если будут считать достаточными для продолжения борьбы и достижения целей традиционные виды оружия - автомат или бомбу. Однако решение о террористическом акте

1 См. ФЗ от 21.11.1995 №170 «Об использовании атомной энергии».

2 См. ФЗ от 25.07.1998 №130 «О борьбе с терроризмом».

не всегда принимается рационально. Если бы было так, терроризма был бы гораздо менее распространён, поскольку террористические акты редко достигают поставленной цели.

Многие считают новым и опасным явлением совершение террористических актов добровольцами-самоубийцами, так как такие акты невозможно предотвратить. Однако это отчасти миф, поскольку люди, которые готовы и даже жаждут себя взорвать, были во все времена и во всех цивилизациях. Они исповедовали самые разные взгляды, от левых взглядов банды Баадер-Майнхофа в Германии в 70-х гг. до правого экстремизма. Когда японской армии в конце второй мировой войны потребовались лётчики-камикадзе, на эту роль объявились тысячи добровольцев. Так что молодые арабские террористы, взрывающие себя, не более чем звено той же самой цепи.

Важной особенностью современного терроризма является его хорошо структурированный и организованный характер. Террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, планирующие подразделения. Отмечены совещания и встречи руководителей наиболее крупных группировок, координация деятельности организаций различной национальной принадлежности. Для создания большего морально-психологического эффекта и общественного резонанса налажено информационно-пропагандистское обеспечение. Ведется работа по отбору и подготовке сторонников, активных функционеров и боевиков в целях их целенаправленного использования в кризисных районах, где одной из конфликтующих сторон являются радикальные мусульманские организации. Террористические методы стали их наиболее излюбленным оружием.

1 Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999, с. 38.

Важное предупредительное значение имеет примечание к ст. 205 УК РФ, которое содержит поощрительную норму: «Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления».

Данная норма даёт возможность лицу добровольно отказаться от совершения акта терроризма без боязни быть привлечённым к уголовной ответственности, а соответствующим правоохранительным органам реализовывать данное право в рамках уголовного закона.

Примечание к ст. 205 УК РФ распространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо, действующее в составе группы. В литературе высказывается мнение об ограничении применения данного примечания в отношении единоличной подготовки к акту терроризма.

Однако это не обоснованно. Добровольный отказ от совершения преступления, предусмотренный статьёй 31 УК РФ, как институт Общей части носит универсальный характер, т. е. распространяется на все случаи совершения преступления кроме тех, которые специально оговорены в Особенной части.

Примечание к статье 205 УК РФ обладает статусом специального вида освобождения от уголовной ответственности, предусмотренного Особенной частью УК РФ. В случаях соблюдения соответствующих условий оно распространяется на всех лиц, причастных к совершению именно этого преступления. В данном случае мы имеем дело с конкуренцией общей (статья 31 УК РФ) и специальной (примечание к статье 205 УК РФ) нормы, которая разрешается по правилам квалификации в пользу специальной нормы.

Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает при совершении преступления как в случаях пассивной (непродолжение подготовки акта), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке, сообщение о намечающемся акте соответствующим органам и т. д.).

При групповой подготовке акта терроризма отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме.

Согласно закону освобождение лица от уголовной ответственности возможно при наличии двух обязательных условий:

1. своевременного предупреждения органов власти или иного способствования предотвращению осуществления акта терроризма;

2. отсутствия в действиях лица иного состава преступления.

Своевременным предупреждением следует считать такое предупреждение органов власти, которое предоставляет им реальную возможность предотвратить грозящий акт терроризма. Органы власти - это любые государственные и общественные органы, имеющие отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и предотвращению чрезвычайных происшествий.

Иное способствование может выражаться в выполнении виновным любых действий, имеющих цель недопущения акта терроризм: изъятие или разрядка взрывного устройства, увод людей с места совершения преступления или предупреждение их о возможном взрыве, поджоге, психическое и физическое воздействие на других его участников, привлечение к предотвращению акта терроризма должностных лиц и граждан, дезинформация других участников акта терроризма, помешавшая осуществлению их планов, и т. п.

Не имеет значения форма, в которой сделано такое сообщение. Оно может быть как открытым, так и анонимным. Сообщение может быть сделано как лично, так и через других лиц, в том числе должностных, достаточно только, чтобы сообщивший об акте терроризма был уверен, что о его заявлении будет своевременно сообщено органам власти.

Принципиальное значение имеет решение вопроса о правовых последствиях добросовестной, но неудачной попытки предотвращения акта терроризма. Представляется, что если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам от него независящим (недостаточная квалификация сапёров или их отсутствие на момент разминирования, неблагоприятные погодные условия и т. д.) предотвратить акт терроризма не удалось, на данное лицо должно распространяться действие примечания к ст. 205 УК РФ. В случаях наличия в действиях лица состава иного преступления, например хищения взрывчатых веществ, лицо освобождается от ответственности по ст. 205 УК РФ, но подлежит наказанию по ст. 226 УК РФ (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств).

2.3 Борьба с терроризмом

Не подлежит сомнению тезис о том, что терроризм превратился

сегодня в серьезную проблему для всего мирового сообщества. И при организации эффективного противодействия ему необходимы совместные усилия различных государств, их специальных служб и правоохранительных органов. Однако следует четко осознавать, что подобное взаимодействие может иметь место лишь в ситуации, когда интересы различных государств в сфере борьбы с терроризмом совпадают. Примерами таких ситуаций могут быть: посягательство террористов на сложившуюся систему международных отношений и правопорядка; покушение на объекты совместной защиты (дипломатические представительства, официальные государственные делегации, совместные предприятия, транспортные средства международного сообщения и т. п.); наличие связей между национальными террористическими структурами и проведение ими операций, выходящих за рамки юрисдикции одного государства, и т. д. Таким образом, речь идет о взаимодействии в противоборстве с международным терроризмом.

Правовую основу борьбы с терроризмом в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности1 (ст. 3).

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

· законность;

· приоритет мер предупреждения терроризма;

· неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

· сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

· комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

· приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

· минимальные уступки террористу;

· единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

· минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций (ст. 2 ФЗ).

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в

целях:

· защиты личности, общества и государства от терроризма;

· предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

· выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности (ст. 5 ФЗ).

Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

· Министерство внутренних дел Российской Федерации;

· Служба внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральная служба охраны Российской Федерации;

· Министерство обороны Российской Федерации.

1 См. ФЗ от 25.07.1998 №130 «О борьбе с терроризмом».

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и

пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (ст. 6 ФЗ).

Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом, руководствуются в своей деятельности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также изданными на их основе нормативными правовыми актами (в том числе и межведомственными), регламентирующими эту деятельность.

Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели (ст. 7 ФЗ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого (ст. 9 ФЗ).

Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.