реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Привлечение лица в качестве обвиняемого

реферат
p align="center">1.2. Особенности привлечения в качестве обвиняемых

отдельных категорий лиц

Действующее законодательство предусматривает дополнительные гарантии за-конности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемых отдельных ка-тегорий граждан. К ним относятся депутаты представительных органов законо-дательной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также судьи всех су-дов Российской Федерации.

Из п. 2 ст. 122 Конституции Российской Федерации вытекает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, опре-деляемом федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия соответст-вующей квалификационной коллегии. Отсюда следует, что до вынесения поста-новления о привлечении судьи в качестве обвиняемого необходимо предвари-тельно получить согласие определенной квалификационной коллегии судей на привлечение лица, обладающего судейской неприкосновенностью, к уголовной ответственности.

Согласно п. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, аресто-ваны, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это пре-дусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

В п. 2 указанной выше статьи Конституции Российской Федерации сказа-но, что вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ге-нерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Феде-рального Собрания.

В соответствии с данной нормой Конституции Российской Федерации для привлечения члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в качестве обвиняемого Генеральный прокурор Российской Федерации должен внести представление в соответствующую палату Федерального Собрания о лишении данного лица неприкосновенности. При условии, если Совет Федера-ции или Государственная Дума примут решение о лишении указанного лица неприкосновенности и дадут согласие на привлечение его к уголовной ответст-венности, возможно вынесение постановления о привлечение такого лица в ка-честве обвиняемого по уголовному делу.

Вопрос о даче согласия на привлечение в качестве обвиняемых депутатов органов представительной власти субъектов Российской Федерации решается указанными органами власти в порядке, предусмотренном законодательными актами соответствующих субъектов Российской Федерации.

1.3. Отстранение от должности

Статья 153. Отстранение от должности

При привлечении должностного лица в качестве обвиняемого следователь в случае необходимости отстранить обвиняемого от должности выносит об этом мотивирован-ное постановление, подлежащее санкционированию прокурором или его заместителем. По-становление направляется для исполнения по месту работы обвиняемого.

Отстранение от должности отменяется постановлением следователя, когда в при-менении этой меры отпадает дальнейшая необходимость.

Необходимость отстранения от должности возникает при наличии оснований по-лагать, что обвиняемый может:

а) продолжать преступную деятельность с использовани-ем служебного положения;

б) препятствовать установлению истины (изъять документы, воздействовать на свидетелей из числа подчиненных и т. д.).

Постановление об отмене этой меры не требует утверждения прокурором (кроме случаев, когда она была принята по его указанию).

Обязанность исполнения постановления об устранении от должности вытекает из ч. 5 ст. 127. По делу, расследуемому несколькими следователями (ч. 3 ст. 129), постанов-ление выносит следователь, принявший дело к производству

В постановлении об отстранении от должности указываются конкретные на то основания Недостаточно общей ссылки на «возможность помешать ходу следствия». Доказательства в постановлении не приводятся.

Прокурор (или его заместитель) санкционирует постановление своей резолю-цией. Другие должностные лица, перечисленные в п. 6 ст. 34, такого права не имеют. До санкционирования постановления оно не может быть направлено для исполнения.

Следователь вправе предоставить по просьбе администрации время для сдачи дел лицом, отстраняемым от должности.

Постановление может быть обжаловано вышестоящему прокурору обвиняемым, защтником, а равно учреждением, предприятием, организацией, в которой работает обвиняемый.

Вопрос об увольнении лица, отстраненного от должности, решается в соответст-вии с трудовым законодательством

Статья 153 неприменима в отношении подозреваемого

Исходя из смысла действующего закона судебная практика не признает должно-стными лицами служащих частных предприятий, учреждений, организаций. Поэтому следователь должен вносить в этих случаях предложение, разрешаемое руководящим ор-ганом фирмы и т. п. Но он вправе принять иные меры обеспечения доказательств, на-пример, осуществить выемку документов, к которым имеет доступ обвиняемый и фаль-сификации которых следователь опасается, либо опечатать помещение, где они хранятся, и т. п. Вместе с тем представляется, что служащие смешанных предприятий, учреждений, организаций, в которых имеется доля собственности федерации, субъекта федерации, местного самоуправления должны рассматриваться как должностные лица, если они со-ответствуют определению, имеющемуся в УК.

2. Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого

Статья 144. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должно быть указано: время и место его составления, кем составлено постановление, фамилия, имя и отчество при-влекаемого в качестве обвиняемого, преступление, в совершении которого обвиняется дан-ное лицо, с указанием времени, места и других обстоятельств совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела; уголовный закон, предусматривающий дан-ное преступление.

Если обвиняемому вменяется совершение нескольких преступлений, подпадающих под действие разных статей уголовного закона, в постановлении о привлечении в качестве об-виняемого должно быть указано, какие конкретные действия вменяются обвиняемому по каждой из статей уголовного закона.

Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Ввод-ная часть содержит указание на день, месяц, год его составления, населенный пункт, где постановление составлено; указываются также должность и фамилия лица, составивше-го постановление, и дело, по которому оно вынесено.

Описательная часть постановления должна содержать изложение обстоя-тельств совершенного преступного деяния, признанного доказанным, с указа-нием времени, места, способа преступления, мотива и цели деяния, характера и размера ущерба, причиненного преступлением, и других обстоятельств содеян-ного. После описания содеянного дается квалификация преступления по соот-ветствующей статье уголовного закона.

В резолютивной части формулируется решение следователя о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого с указанием его фамилии, имени и отчества, а также статьи уголовного закона, по которой квалифицировано со-вершенное им преступление.

Требование мотивировки означает, что описательная часть постановления долж-на содержать изложение конкретных фактических обстоятельств, обосновывающих вы-вод о наличии преступления и квалификацию его (всех существенных признаков данного состава преступления).

Если преступление состоит из нескольких эпизодов, даже охватываемых общей квалификацией, отдельно излагаются обстоятельства каждого эпизода

Обязательно указывается статья, часть, пункт уголовного закона, по которому квалифицированы действия обвиняемого. Неуказание в резолютивной части постанов-ления, по какому уголовному закону лицо привлекается к ответственности, является существенным нарушением процессуального закона (ст. 345), поскольку лицо фактически не привлечено в качестве обвиняемого в конкретном преступлении БВС РСФСР, 1980, №6, с. 8.

При вменении обвиняемому нескольких преступлений обстоятельства каждого из них излагаются отдельно и указывается, по какому закону квалифицируется каж-дое из преступлений. Если деяние представляет совокупность нескольких составов преступлений, указываются все статьи уголовного закона, которыми оно предусмот-рено

Если преступление совершено группой лиц, в постановлении указывается, какие именно действия совершены каждым. Повторение одного и того же текста в постанов-лениях о привлечении в качестве обвиняемых лиц, игравших различную роль в подго-товке, совершении, сокрытии преступления, противоречит ст. 144.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого по делу о преступлении, связанном с нарушением должностных или профессиональных обязанностей, необхо-димо указать, какие именно нормативные акты, регулирующие соответствующую дея-тельность, нарушены БВС СССР, 1977, № 1, с. 27..

При наличии необходимых, подтвержденных доказательствами фактов, указыва-ется, что обвиняемый - особо опасный рецидивист.

Закон не требует обязательного изложения в постановлении доказательств обви-нения. Необходимо и достаточно изложить фактические обстоятельства деяния, по-скольку они установлены, и его квалификацию. Однако все утверждения в постановле-нии должны основываться на имеющихся в деле доказательствах, а не на предположени-ях.

Момент предъявления обвиняемому доказательств и получения показаний относи-тельно них определяет следователь. Не обязательно предъявлять доказательства одно-временно с предъявлением обвинения или в начале допроса.

По делам частного обвинения правила ст. 144, как и других статей настоящей главы, применяются только в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 27 и ч.2 ст. 126. В ос-тальных случаях применяются правила ст. 109.

Привлекаемое лицо рассматривается как обвиняемый с момента вынесения по-становления

Датой привлечения к уголовной ответственности считается дата вынесения по-становления о привлечении в качестве обвиняемого, а не дата постановления приговора.

УПК не требует приводить в постановлении о привлечении в качестве об-виняемого доказательства, подтверждающие виновность лица в совершении преступления, поскольку к моменту его вынесения предварительное расследо-вание еще не закончено. Однако многие ученые считают, что требование закона о мотивировке данного постановления нельзя выполнить иначе как посредством приведения в данном процессуальном акте собранных доказательств Стецовский Ю. И., Ларин А. М. Конституционный принцип обеспечения обвиняе-мому права на защиту. - М., 1988. С. 193 - 194..

На практике в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого дока-зательства, подтверждающие обстоятельства преступления и совершения его обвиняемым, не приводятся.

3. Вызов обвиняемого

Статья 145. Порядок вызова обвиняемого

Обвиняемый, находящиеся на свободе, вызывается к следователю повесткой, кото-рая вручается обвиняемому под расписку с указанием времени вручения. Повестка может быть передана также телефонограммой или телеграммой.

В повестке должно быть указано, кто вызывается в качестве обвиняемого, куда и к кому, день и час явки, а также последствия неявки.

В случае временного отсутствия обвиняемого повестка для передачи ему вручается под расписку кому-либо из совместно с ним проживающих взрослых членов семьи, жилищ-но-эксплуатационной организации или администрации по месту его работы, исполнитель-ному комитету поселкового или сельского Совета народных депутатов.

Обвиняемый, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места заключения.

Обвиняемый не может нести ответственность за последствия неявки, если его вы-зов был произведен способом, не указанным в ст. 145.

Телефонограмма или телеграмма представляют разновидность повестки. На со-держание и порядок вручения распространяются правила ст. 145.

При необходимости немедленной явки повестка может быть вручена через по-сыльного, администрацию по месту работы и т. д.

Расписка с указанием времени вручения повестки возвращается следователю. Ес-ли повестка вручена не обвиняемому, разборчиво указывается фамилия лица, ее при-нявшего, и его должностное положение или отношение к обвиняемому Дубинский А.Я., Сербулов В.А. Привлечение в качестве обвиняемого. - Киев, 1989. С. 14 - 19..

Администрация учреждения, в котором содержится задержанный или заключен-ный под стражу, обязана доставить обвиняемого в место, в котором будет произво-диться его допрос.

Неявка обвиняемого без уважительных причин, если факт вручения повестки ус-тановлен, - основание для привода или изменения меры пресечения (ст.ст. 101, 147).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.