реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Приватизация в гражданском законодательстве

реферат
p align="left">-- преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности;

-- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

-- отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций. Чижов М. Способы приватизации государственного и муниципального имущества // Актуальные проблемы частного, экологического и трудового права. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. -- Челябинск: Изд--во Челяб. юрид. ин--та МВД России, 2006. -- С. 55--60

Таким образом, приватизацией государственного и муниципального имущества называется возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц (частную собственность) установленными законодательством о приватизации способами.

2.3 Принципы приватизации государственного и муниципального имущества

В Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» впервые законодательно сформулированы основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178--ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. -- № 4. -- ст. 251

Исходя из положений ст. 2 данного Закона, законодательно закреплены четыре основных принципа приватизации государственного и муниципального имущества:

равенство покупателей государственного и муниципального имущества при приватизации государственного и муниципального имущества;

открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при приватизации государственного и муниципального имущества;

возмездность отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц;

самостоятельность осуществления органами местного самоуправления приватизации муниципального имущества в сочетании с соблюдением порядка, предусмотренным комментируемым Законом.

Следует отметить, что в первоначальном проекте Закона вместо последнего из сформулированных принципов предлагалось закрепить следующее: государственное регулирование отношений, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества, строится на общих принципах гражданского законодательства Российской Федерации, за изъятиями, установленными настоящим Федеральным законом. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» / Под ред. Вайпана В.А. -- М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.-- С. 11.

Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества при приватизации государственного и муниципального имущества.

Первый из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества означает, что покупатели государственного и муниципального имущества при приватизации имеют равные права. Однако следует иметь в виду, что не всякое лицо может быть покупателем государственного и муниципального имущества. Согласно п. 1 ст. 5 Закона покупателями государственного и муниципального имущества не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (см. ст. ст. 5 и 25 Закона).

Кроме того, п. 2 ст. 5 Закона предусмотрена обязательность соблюдения при приватизации государственного и муниципального имущества установленных федеральными законами ограничений участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Тем же п. 2 ст. 5 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»установлено, что открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с комментируемым Законом.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на претендента (лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество). В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

2. Принцип открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при приватизации государственного и муниципального имущества.

Второй основной принцип приватизации государственного и муниципального имущества выражен в содержащихся в ст. 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» положениях об информационном обеспечении приватизации государственного и муниципального имущества.

Так, согласно ст. 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях:

прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества;

отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год;

решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.

Статьей 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлена обязательность опубликования в средствах массовой информации:

информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества;

информации о результатах сделок приватизации государственного и муниципального имущества.

В статье 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлены сроки опубликования указанной информации и перечень сведений, подлежащих включению в указанную информацию.

Пунктом 6 ст. 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество, имеет право предварительного ознакомления с информацией о подлежащем приватизации имуществе.

3. Принцип возмездности отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц.

На возмездность отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц указано непосредственно в определении понятия приватизации государственного и муниципального имущества.

В пункте 2 ст. 2 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» дается пояснение, что означает возмездность отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц:

либо отчуждение имущества за плату;

либо передача в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

Как установлено п. 1 ст. 34 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», законным средством платежа при продаже государственного и муниципального имущества признается валюта Российской Федерации. В случае продажи государственного имущества за пределами территории Российской Федерации в качестве средства платежа может использоваться валюта иностранных государств.

Пунктом 2 ст. 34 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет, за исключением случаев, установленных Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», на:

передачу кредиторам государственного или муниципального имущества в зачет государственных внутренних заимствований Российской Федерации, государственных заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований;

обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество.

Другими статьями гл. VI «Оплата и распределение денежных средств от продажи имущества» Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен порядок:

распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли--продажи государственного или муниципального имущества (ст. 33);

оплаты государственного или муниципального имущества (ст. 35);

возврата денежных средств по недействительным сделкам купли--продажи государственного или муниципального имущества (ст. 36).

4. Принцип самостоятельности осуществления органами местного самоуправления приватизации муниципального имущества в сочетании с соблюдением порядка, предусмотренного Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Последний из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества, продекларированных в комментируемой статье, выражен в следующих положениях Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

как установлено п. 3 ст. 4 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;

согласно п. 2 ст. 6 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется правовыми актами органов местного самоуправления;

в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно;

пунктом 4 ст. 14 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

Глава III. Становление законодательного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества

3.1 Историко-правовые аспекты развития приватизации

В настоящее время актуальность с теоретической и практической точек зрения приобретает вопрос, связанный с правовым анализом процесса приватизации и его правовых последствий. Примечательно, что ст. 217 «Приватизация государственного и муниципального имущества» ГК РФ расположена в главе 13 «Общие положения» раздела II «Право собственности и другие вещные права» и не названа в числе оснований возникновения или прекращения права собственности. Во многом это объясняется тем, что приватизация является основанием прекращения права собственности на объекты государственного и муниципального имущества и возникновения права частной собственности физических и юридических лиц.

На наш взгляд, правовой анализ последствий процесса приватизации государственного и муниципального имущества имеет особое значение по следующим причинам: во-первых, для выявления недостатков правового регулирования отношений, связанных с передачей государственного и муниципального имущества в частную собственность; во-вторых, для определения возможности и целесообразности использования этого института в дальнейшем; в--третьих, для устранения недостатков и пробелов в действующих нормативных правовых актах и принятия новых (необходимых).

Кроме того, правовой анализ указанных отношений позволяет выявить механизм взаимодействия публично-правовых образований как собственников государственного и муниципального имущества.

Правовой анализ приватизации государственного и муниципального имущества невозможен без исследования историко-правовых аспектов ее развития. Некоторые авторы выделяют следующие этапы приватизации: 1) спонтанная (1987 -- 1991 гг.); 2) массовая (1992 -- 1994 гг.); 3) денежная (1994 -- 1997 гг.); 4) залоговые аукционы (1995 -- 1996 гг.); 5) точечная (2001 г. -- по настоящее время) Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. 2004. № 6. С. 58..

Особенностью первых четырех этапов приватизации является то, что они начались значительно раньше принятия основных законодательных актов, необходимых для осуществления соответствующих мероприятий. Такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995 г.), Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.), Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.), Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999 г.) и др., были приняты уже после окончания залоговых аукционов. Бережной А.А. Этапы приватизации государственного и муниципального имущества // Право и политика. - 2007. -- № 8. -- С. 106.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.