реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Принципы хозяйственного процессуального права

реферат
p align="left">Материально-правовой аспект принципа законности состоит в том, что хозяйственный суд должен разрешать правовые споры в точном соответствии с действующими на территории Республики Беларусь нормами материального законодательства, содействовать укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Установив при рассмотрении дела несоответствие акта соответствующего государственного или иного органа Конституции или другим законодательным актам, хозяйственный суд должен вынести решение в соответствии с правовыми нормами, имеющими большую юридическую силу, и поставить в установленном порядке вопрос о признании соответствующего нормативного акта неконституционным либо принять меры по признанию ненормативного акта недействительным.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные правоотношения, хозяйственный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

В предусмотренных законодательством случаях хозяйственный суд может применять нормы права других государств.

Процессуальный аспект принципа законности заключается в том, что хозяйственный суд должен строго и неукоснительно соблюдать порядок разрешения правовых споров, выносить законные и обоснованные судебные акты, исполнять их. В него входят также требования к сторонам и другим участникам процесса строго соблюдать правила хозяйственного судопроизводства.

Реализация принципа законности в хозяйственном процессе обеспечивается системой процессуальных гарантий, которые, в свою очередь, составляют содержание других принципов хозяйственного процессуального права.

К таким гарантиям относятся:

независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону;

равенство сторон перед законом и хозяйственным судом;

состязательность и равноправие сторон;

диспозитивность, гласность, непосредственность и т.д.

В системе гарантий принципа законности важное место занимают право на кассационное обжалование судебных актов, не вступивших в законную силу, а также возможность пересмотра в порядке надзора и по вновь от-крывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов и др.

Приоритет норм и принципов международного права (ст. 15 ХПК). Если в международном договоре Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательном акте, то применяются правила международного договора.

В ХПК содержатся нормы о приоритете международных договоров, в которых участвует Республика Беларусь, перед национальным законодательством. Однако эти нормы должны применяться с учетом соответствующих норм Конституции Республики Беларусь (ст. 8) и норм, имеющихся в материально-правовых актах. Так, согласно ст. 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта. При этом нормы международного договора имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Принцип осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности только хозяйственным судом (ст. 5 ХПК). Этот принцип вытекает из конституционного принципа осуществления правосудия только судом. Он означает, что хозяйственные суды в Республике Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений. Хозяйственные суды как специально созданные для этих целей государственные органы осуществляют правосудие путем разрешения в строго определенном порядке, с соблюдением установленных форм хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Ни один другой государственный или иной орган не вправе рассматривать аналогичные споры в таком же порядке и по таким же формам. Рассмотрение же отдельных экономических споров третейскими судами и органами исполнительной власти (например, некоторых земельных споров) не является правосудием. Более того, например, защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 3 ст. 10 ПС).

Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии в различных видах судопроизводства. В каждой из них правосудие осуществляется в формах, соответствующих характеру и назначению решаемых задач. Причем в хозяйственном судопроизводстве задачи нередко отличаются от задач, стоящих перед другими судами.

Этот принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебного акта допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия. «Для обеспечения устойчивого мира в правовой сфере, утвердившегося после периода сомнений в ценности права, особенно важны решения органов правосудия, рассчитанные на стабильность. Юридическая, сила судебных решений выступает при этом как соответствующий конституции элемент правовой государственности»1.

В ХПК этот принцип изложен в качестве основного организационного правила: «Правосудие в хозяйственном судопроизводстве осуществляется только хозяйственным судом. Дела рассматриваются судьями хозяйственного суда, назначенными в установленном законодательством Республики Беларусь порядке» (ст. 5).

Дела рассматриваются судьями хозяйственного суда, назначенными в установленном законодательством порядке. Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этого суда, а также судей Высшего Хозяйственного Суда, как уже указывалось, назначает Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Другие судьи хозяйственных судов назначаются непосредственно Президентом Республики Беларусь (п. 8, 9 и 10 ст. 84 Конституции).

Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде (ст. 6 ХПК). Этот общий принцип осуществления правосудия предусмотрен Конституцией Республики Беларусь (ст. 113).

В хозяйственных судах Республики Беларусь дела рассматриваются только профессиональными судьями. Участие народных или присяжных заседателей в осуществлении правосудия по экономическим спорам ХПК не предусматривает. Вместе с тем используется сочетание единоличного и коллегиального составов суда при рассмотрении дел.

Дела в первой инстанции, как правило, рассматриваются судьями единолично. При этом судья действует от имени хозяйственного суда, а решение выносит от имени Республики Беларусь. Учитывая ходатайство лиц, участвующих в деле, сложность споров и иные заслуживающие внимания обстоятельства, председатель хозяйственного суда или его заместитель вправе принять решение о рассмотрении дела судом первой инстанции в коллегиальном составе.

Единолично председателем хозяйственного суда области и приравненного к нему суда рассматриваются также некоторые дела в надзорной инстанции.

Только коллегиально рассматриваются дела в кассационных инстанциях хозяйственных судов областей и города Минска, а также в надзорных инстанциях Высшего Хозяйственного Суда (коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, Президиуме и Пленуме Высшего Хозяйственного Суда). При коллегиальном рассмотрении дел в состав суда должно входить трое или иное нечетное количество судей (ст. 18,183, 201 ХПК). Например, в состав Президиума Высшего Хозяйственного Суда входит 9 судей, а в состав Пленума - 27 судей.

При рассмотрении дел хозяйственным судом в коллегиальном составе все вопросы разрешаются судьями большинством голосов. От голосования никто из судей не вправе воздержаться. Судья, имеющий иную точку зрения, чем большинство, обязан подписать судебное поста-новление и изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу. Особое мнение судьи не оглашается, и с ним не знакомят лиц, участвующих в деле. Оно может быть учтено при пересмотре судебного постановления.

Принцип независимости судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия и подчинения их только закону. Независимость суда должна сводиться к совокупности двух основных элементов: институциональной (организационной) и функциональной независимости судебной власти.

Основной идеей концепции институциональной независимости судебной власти является идея о том, что суды не должны подчиняться ни законодательной, ни исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Верховенство права требует также, чтобы законодателю не разрешалось принимать законодательные акты, аннулирующие, с эффектом обратной силы, решения судов или иным образом вторгающиеся в судебную функцию.

Функциональная независимость суда означает, что сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений, требований рассмотрение и разрешение спора, в том числе и выражение своих убеждений по делу при совещании судей.

При осуществлении правосудия судьи хозяйственного суда независимы и подчиняются закону. Независимость является не личной привилегией судьи как гражданина, а особенностью его должности, статуса. Такой статус пре-доставляется судье в интересах народа, общества, государства, от имени которого судья осуществляет правосудие.

Подлинная независимость судей при осуществлении правосудия может быть обеспечена лишь при строгом соблюдении ими требований материального и процессуального законодательства. Судья должен осуществлять разбирательство дел беспристрастно и выносить судебные акты в соответствии со своей оценкой фактических обстоятельств и своим толкованием применяемых актов законодательства. Судья не имеет права делать публичные заявления по рассматриваемому делу, предоставлять кому бы то ни было сведения о таком деле, за исключением руководителей своего суда и вышестоящих судов. Связанность судьи только законом позволяет ему быть независимым, не давая в то же время возможности перерасти этой независимости в произвол.

Данный принцип означает, что судьи хозяйственных судов при осуществлении правосудия, т.е. при исполнении своих судейских обязанностей, независимы, самостоятельны и должны подчиняться в своей деятельности только закону.

Это правило закреплено и в Основных принципах независимости судебных органов, принятых седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности 26 августа - 6 сентября 1985 г. в Милане и одобренных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН № 40/32 от 29 ноября 1985 г. и № 40/146 от 13 декабря 1985 г. В них указывается, что судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основании фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам. Отмечено также, что судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением случаев открытого судебного разбирательства, и не должны принуждаться к даче показаний по та-ким вопросам1.

Требование о независимости судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия адресовано в первую очередь к самим судьям. Они должны быть самостоятельны при принятии решения и не поддаваться какому-либо влиянию со стороны. Судья при рассмотрении дела обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению, посторонним командам, указаниям, рекомендациям и целесообразности. Принцип независимости судей и подчинения их только закону обязателен для всех без исключения на всех стадиях хозяйственного процесса.

Одновременно это требование распространяется на государственные и иные органы, организации, должностных лиц и граждан, которые могут оказать влияние на судью. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность недопустимы и влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.

Действительное подчинение только закону возможно лишь в условиях подлинной независимости судей, обеспеченной системой экономических, политических и правовых гарантий, когда правосудие осуществляется в услови-ях, исключающих постороннее воздействие на судей.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую и иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

К правовым гарантиям независимости судей хозяйственных судов относятся несменяемость судей, установленный законодательством порядок отбора и наделения судей полномочиями, право судей на отставку, запрет вышестоящему хозяйственному суду при отмене постановления хозяйственного суда давать указания о достоверности доказательств, какое решение следует вынести, и др.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.