октрина, созданная Ш.-Л. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в одних руках. Не менее важно и то, что Монтескье также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести. Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права// М., “Юрист”, 1996, - С. 348. .2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ2.1 Основное содержание принципа разделения властейКакими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание.«Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей».Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - М.: Зерцало, 1998, С. 315.. При разделении властей исполнительные, законодатель-ные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролиру-ют друг друга и препятствуют опасной для демократичес-ких процессов концентрации власти в руках представите-лей какой-либо одной ее ветви. Исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с законодательными институтами, т. е. органами народного представительства: отчитываться перед ними, а если речь идет о парламентских республиках, то получать от них мандат на осуществление своих функций. В то же время уже на ранних стадиях разработки правовых актов парла-менты согласовывают их содержание с правительственны-ми инстанциями.В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на те или иные законода-тельные акты или требовать их доработки. В свою очередь, парламент способен затормозить и даже отменить какие-то решения исполнительной власти. В разных государствах конкретное содержание, особенности функционирования системы разделения властей отличаются друг от друга, но долгая практика их взаимодействия и обоюдного контроля способствовала становлению достаточно эффективно дей-ствующего правового и административного механизма со-гласования и координации их действий.В правовом государстве значительные функции падают на долю судебной власти. Без полнокровной и независи-мой судебной власти невозможно ни разделение властей, ни существование самого правового государства. В развитых странах надзор за соблюдением конститу-ции, соответствием ей актов законодательной и исполни-тельной власти возлагается либо на специально создава-емый орган, либо на организационно обособленное само-стоятельное судебное учреждение Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997..Во Франции эти функции выполняет Конституционный совет. Он следит за правомочностью действий президента и парламента, свидетельствует соответствие конституции международным договорам и соглашениям, разрешает спо-ры, связанные с национальными выборами и референду-мами. В Конституционный совет могут обращаться поли-тические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с тем или иным решением государствен-ных органов, если, по их мнению, нарушен основной закон государства. Конституционный совет обязан давать ответы на подобные обращения в определенный срок. Причем в этом ответе должно содержаться ясное и недвусмыслен-ное юридическое обоснование правомочности или непра-вомочности того или иного решения, договора или закона. '' В последнем случае государственные органы обязаны или отменить, или внести соответствующие коррективы в ранее принятое решение.Еще более широкими полномочиями обладает Феде-ральный конституционный суд в ФРГ. Своими решениями, которые обязательны для всех государственных органов федерации и земель, он регулирует принципиальные вопро-сы политической жизни страны. Конституционный суд на-делен правом толкования основного закона при возникно-вении споров об объеме прав и обязанностей федерации и земель, разрешения высказанных федеральным прави-тельством, правительствами земель или бундестагом сомнений в соответствии федерального права и прав земель основному закону.В США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд. Про-верка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит логическим раз-витием системы «сдержек» и «противовесов», призванной блокировать любые проявления политического экстремиз-ма и попыток чрезмерной концентрации власти.2.2 Парламенты в разных странахВысшим законодательным органом государства явля-ется парламент -- общенациональный представительный, институт, избираемый в современных демократических странах на началах всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования.В средние века представительные собрания имели три палаты по числу сословий (духовенство, дворянство и третье сословие). В Англии духовенство требовало для себя права самостоятельно определять порядок налогооб-ложения и в работе парламента участия не принимало, а представители высшего духовенства как крупные земель-ные собственники заседали вместе с дворянством. В результате английский парламент сложился как двух-палатный.В настоящее время парламенты состоят, как правило, из двух палат.В федеративных государствах наличие двух палат поз-воляет сочетать принцип представительства населения страны в целом с представительством земель, штатов или иных административно-территориальных образований, входящих в состав федерации. В США, во Франции создание двух палат в парламенте выражало стремление господствующих слоев ввести дополнительные сдерживаю-щие начала внутри самой законодательной власти, не до-пустить «чрезмерного демократизма» законодателей.Нижние палаты парламентов формируются посредст-вом выборов, способы формирования верхних палат более многообразны. В Англии в верхнюю палату парламента -- палату лордов -- входят наследст-венные пэры, пожизненные, не передающие свой титул по наследству пэры и высшие иерархи англиканской церкви. По язвительному замечанию одного из парламентариев, в Англии «палата лордов -- пример тому, как надо заботиться о престарелых». В США в сенат -- высшую палату Конгресса избираются по два представителя от каждого штата независимо от численности населения США: Конституция и законодательные акты / Пер. с англ. Сост. В. И. Лафитский; Под ред. О. А. Жидкова. М., 1993.. В ФРГ де-путаты высшей палаты назначаются правительствами земель. В большинстве случаев на выборах в верхнюю па-лату применяется система многоступенчатых, непрямых выборов. Депутаты частично избираются, а частично на-значаются или получают место в верхней палате по на-следству.Во многих странах разделение властей законодатель-но предусматривает лишение определенной категории лиц права быть избранными в парламент. Обычно это правило распространяется на государственных служащих, лиц, со-стоящих в вооруженных силах, судей. Той же цели -- обеспечить независимость депутата, не допустить оказа-ния на него нажима со стороны исполнительной власти служит и запрещение (с незначительными исключениями) членам парламента в течение срока действия их полномо-чий занимать должность на государственной службе и в частных фирмах Конституции зарубежных государств: учебное пособие. М., 1997..С тем чтобы обеспечить материальную независимость парламентариев, им выплачивается денежное вознаграж-дение, зачастую соответствующее жалованью государст-венных служащих высокого ранга. В бюджете предусмат-риваются и специальные ассигнования на оплату труда помощников законодателей, экспертов, разрабатываю-щих рекомендации для парламентских комитетов, сотруд-ников аналитических и информационных служб парла-мента, технических служащих.Среди политологов, как и в общественном мнении демо-кратических стран, существуют две точки зрения относи-тельно того, насколько зависим депутат от поддерживаю-щих его на выборах избирателей. Одни политологи счита-ют, что депутат жестко связан с избирателями обязатель-ствами его предвыборной программы и должен поддержи-вать с ними постоянные контакты, выражать в парламен-те их мнения, взгляды, настроения. Другие видят в депу-тате скорее доверенное лицо, которому избиратели предо-ставляют право защищать в законодательном органе их интересы и.действовать, полагаясь на собственные знания, опыт, здравый смысл. В большинстве стран не существует права отзыва депутата, а свое отношение к его деятель-ности избиратели имеют возможность выразить в день вы-боров, не переизбрав его на новый срок, если он не оправ-дал их доверия. В период же выполнения обязанностей депутат рассматривается как представитель интересов страны, народа, а не только своих избирателей и потому не должен подвергаться с их стороны угрозе досрочного прекращения полномочий.Руководство деятельностью законодательного собрания (парламента) осуществляет выбираемый парламентария-ми (партией большинства или по соглашению правящей партии и оппозиции) спикер -- председатель палаты и его заместители или коллегиальный орган. Председателем верхней палаты в США и некоторых других странах явля-ется вице-президент страны или, как в Великобритании, лорд-канцлер. Спикер палаты регулирует ход прений, ко-ординирует работу парламентских комитетов и комиссий, представляет парламент на международной арене.Для эффективной организации работы парламента в нем из числа депутатов создаются постоянные комитеты, подкомитеты, комиссии Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.. В большинстве стран -- в Авст-рии, Италии, США, Швеции и многих других -- комитеты имеют специализированный, «отраслевой» характер. Важ-нейшие из них -- комиссии по бюджету, промышленности, труду и социальному обеспечению, юстиции, обороне, ино-странным делам. Работа в специализированной комиссии, знакомство с рекомендациями и заключениями экспертов дают депутату возможность стать знатоком определен-ной отрасли государственного управления, квалифициро-ванно оценивать представляемые законопроекты, устанав-ливать постоянные и тесные контакты с руководством со-ответствующих министерств и контролировать их деятель-ность. Оборотной стороной «профессионализации» парла-ментариев становится сужение круга лиц, причастных к подготовке важнейших законодательных решений, посколь-ку палата обычно следует рекомендациям комиссий и при-нимает одобренные ими документы. В парламенте Вели-кобритании и законодательных органах стран, испытав-ших влияние английской парламентской традиции и прак-тики, постоянные комитеты не имеют специализированного характера, они создаются для рассмотрения конкретных законопроектов и после того, как билль принят или окон-чательно отклонен парламентом, распускаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|