реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Принципы организации судебной власти

реферат

Принципы организации судебной власти

ВВЕДЕНИЕ

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно ко-торому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свобод-ные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специ-альным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium).

В тоталитарном обществе население не испытывает доверия к судебной вла-сти. Во-первых потому, что уголовный процесс лишен настоящей состязатель-ности, а суды не обладают подлинной независимостью. Во-вторых, в связи с ограниченностью гражданской правосубъектности в сфере имущественных от-ношений и возможности оспорить противоправные действия властей. Суды по-этому воспринимаются исключительно как орудие репрессий, мало считающее-ся с правом человека на защиту, презумпцией невиновности и другими демо-кратическими принципами судебного процесса.

Правовое демократическое государство придерживается совершенно иных представлений о роли судебных учреждений. Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободе предпринимательства, безмерно расширяет сферу действия судов. Важнейшая задача государственной власти - охранять

3

права и свободы человека- требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование дей-ствий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсаль-ный характер, ибо становится участником осуществления всех функций госу-дарства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим вет-вям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону испол-нительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократи-ческие законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контро-лируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. При-знание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регу-лирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью го-сударственной власти. К томе же эта власть - власть, а не ординарная деятель-ность судебных органов - непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принци-пов. Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл воз-ведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приго-воров, а также - гарантировать независимость и высокий статус деятелей юсти-ции.

В Конституции РФ термин "судебная власть" раскрывается через ряд поло-жений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы

4

деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РФ употребляется термин "правосудие", которым обозначается содержание судебной деятельно-сти, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.

Одна из статей главы "Судебная власть" посвящена прокуратуре, что может создать впечатление о вхождении прокуратуры в число органов, осуществляю-щих судебную власть. Но такое впечатление ошибочно, ибо прокуратура и суд абсолютно независимы друг от друга и являют собой системы с различными функциями, хотя прокуратура оказывает существенное содействие осуществле-нию судебной власти. Включение статьи о прокуратуре в главу о судебной вла-сти следует скорее объяснить данью традиции.

Место судебной власти в системе органов государственной власти Россий-ской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и II Конституции РФ. Судебная власть призна-ется как разновидность государственной власти наряду с законодательной и ис-полнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятель-ность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиня-ются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществле-нию правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим Судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст. II Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государст-венной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоя-тельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с за-конодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА

их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью само-стоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение от-носится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжа-лования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов ис-полнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким обра-зом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей вла-сти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный кон-троль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы зако-нодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем су-дебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятель-ности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; бо-лее того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных це-лей.

Положение судебной власти в системе разделения властей начинает выгля-деть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, что поскольку из смысла ст. 10, и 11 Конституции РФ вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы су-дебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны природа судебной власти в отличие от двух других такова, что она может функционировать только при существовании унитарной вертикали

6

судебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу. Данная проблема присуща многим федеративным государ-ствам. В США, например, она решается с помощью дуализма (двойственности) судебной системы, когда на территории каждого субъекта федерации (штата) действуют одновременно федеральные суды, возглавляемые Верховным судом США, и суды данного штата, возглавляемые Верховным судом штата. При от-носительно четком и устоявшемся разделении юрисдикции между судами такая система в целом действует удовлетворительно. Но в России судебный федера-лизм признается не соответствующим ее конкретным условиям, с чем, однако, не совсем согласны многие субъекты РФ, оказавшие определенное противодей-ствие судебной реформе. Законодательство о судах, принятое в субъектах РФ, настолько разноречиво, что Президент РФ издал Указ J401 от 20 марта 1996 г., в котором предложил органам государственной власти субъектов РФ привести законодательство в части, касающейся деятельности судов, в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством о судах общей юрисдик-ции, включая военные суды, и об арбитражных судах.

В 90-е годы произошла значительная демократизация судебной системы. В декабре 1996 г. был принят Федеральный закон "О судебной системе Россий-ской Федерации", в июле 1997 - Федеральные законы об исполнительном про-изводстве и о судебных приставах. Необходимо существенное обновление уго-ловно- процессуального и гражданского процессуального кодексов. 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третей-ские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действущие на постоянной ос-нове. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процес-суальных правил. Конституция РФ закрепляет четкое правило: правосудие в

Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Следова-тельно, только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привле-каемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия пред-ставители народа (народные заседатели, присяжные заседатели) вправе рас-сматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и реше-ния, обеспеченные государственным принуждением.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Феде-рации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конститу-ционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил. Так, конституционное судопроизводство регулируется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., гражданское - Гражданским процессуальным кодексом, ад-министративное - Кодексом об административных правонарушениях, уголовное - Уголовно-процессуальным кодексом. Конституция РФ фактически учреждает еще один вид судопроизводства - арбитражное судопроизводство, которое регу-лируется Арбитражным процессуальным кодексом, но этот вид судопроизвод-ства все же закрепляется отдельно (ст. 127).

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, 1фоме федерального конституци-онного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной сис-темы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принци-пах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти

8

суды называются федеральными судами.

Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Фе-дерации" от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установлен-ных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм междуна-родного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Фе-дерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования фе-деральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию рф. Другие федеральные суды созда-ются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесен-ные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.