реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Принципы арбитражно-процессуального права: понятие и система

реферат
p align="left">Важно, что ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявление о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в таком же порядке, как и другие заявления и ходатайства участвующих в деле лиц. Одновременно установлено, что при рассмотрении заявления о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя суд обязан проверить обстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Наличие этих обстоятельств является основанием отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. В таком случае суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру в общем порядке.

Стоит здесь повторить, что при рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи, что судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами, но арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Если арбитражный судья рассматривает дело единолично, он действует от имени суда. Это же относится и к случаям рассмотрения дел коллегиально, когда в состав суда, рассматривающего дело, должно входить трое или другое нечетное количество судей; все они при рассмотрении дел пользуются равными правами.

Закон прямо и однозначно устанавливает, что все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются коллегиально.

Как формируется состав суда для рассмотрения конкретного арбитражного дела? Ответ на этот вопрос закреплен в ст. 18 АПК, где указано, что этот состав формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе разбирательства. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда, а замена судьи или одного из судей возможна в случае: заявленного и удовлетворенного в установленном порядке самоотвода или отвода судьи; длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе. Но После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов, при этом никто из судей не вправе воздержаться от голосования, а судья -- председательствующий в заседании -- голосует последним. В то же время судья, не согласный с мнением большинства, обязан подписать судебный акт и вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое -- в особом конверте -- приобщается к делу, но не оглашается.

Закон прямо не указывает на недоступность особого мнения судя другим судьям, участвующим в коллегиальном рассмотрении данного дела, не говоря уж о председателе того судебного состава, в который входит эта «тройка» судей, председателя судебной коллегии, в которую входит этот состав, и председателя данного арбитражного суда, Но если и этим лицам особое мнение судьи недоступно, то для кого оно пишется? Для вышестоящей судебной инстанции? Бесспорно, что институт особого мнения судьи в арбитражном процессе законодателем недоработан, да и теоретическое его обоснование оставляет желать лучшего -- практике остро необходим ясный и отчетливый процессуальный режим особого мнения арбитражного судьи (арбитражного заседателя) по рассмотренному в арбитражном суде делу.[ Павленко В.В., Таранцова Е.И. Арбитражное процессуальное право. Конспект лекций.- Ростов н./Д: Феникс, 2004. - 256 с.]

Принцип независимости судей - правило, правило по которому постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. При этом гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Принцип независимости отражен в ст.120 Конституции РФ и представляет собой такое правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня. Данный принцип имеет международно-правовые источники, поскольку закреплен в ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Законом установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность арбитражных судов при разрешении споров, угрозу по отношению к судье, его оскорбление; установлена административная ответственность за проявление неуважения к суду, непринятие мер по определению суда, невыполнение иных указаний суда или судьи; ус-тановлены гарантии неприкосновенности судей и др. . Есть и еще одна грань принципа независимости арбитражного судьи. Даже в тех случаях, когда спор разрешают трое судей (либо один профессиональный судья и два арбитражных заседателя) и их мнение о решении не совпадает, каждый из них сохраняет независи-мость: решение принимается по мнению большинства судей, а тре-тий, не согласный с ним, излагает письменно свое особое мнение, прилагаемое к решению. Это же относится и к мнению судьи выше-стоящей арбитражно-судебной инстанции.

Наконец, арбитражный судья независим и от мнения, точки зре-ния средств массовой информации, которые не должны пытаться воз-действовать на судью ни при рассмотрении им конкретного дела, ни при вынесении судебного акта.

Принцип обязательности судебных актов арбитражного суда - правовой базой этого принципа служат ст.7 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Никакой иной орган и должностное лицо не вправе не только изменить или отменить судебный акт арбитражного суда, но даже в своих действиях исходить из предложений, что этот акт неверен и незаконен. Неисполнение судебных актов, а также не выполнение требований арбитражных судов влечет за собой, установленную законом ответственность.

Нужно отметить, что термин «судебный акт» -- сравнительно новое, применяемое лишь с 1995 г. собирательное понятие, включает в себя понятия «решение», «определение» и «постановление» -- или Формы судебных актов. Так, судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, имену-йся решением. Судебные акты, принимаемые арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций по результатам рассмот-рения апелляционных и кассационных жалоб, а также судебные акты, принимаемые Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по результатам пересмотра судебных актов в порядке надзора, именуются постановлениями. Все же иные судебные акты арбитражных судов; принимаемые в ходе судопроизводства, именуются определениями.

3.4. Функциональные (судопроизводственные) принципы арбитражного судопроизводства

Принцип равенства перед законом и арбитражным судом организаций и граждан - правило, в соответствии с которым арбитражное правосудие осуществляется на началах равенства организаций и граждан независимо от каких - либо признаков и критериев.

Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую - либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Данный принцип сформулирован в ст. 19 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Согласно нормативным предписаниям правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Обеспечение равной судебной защиты всем лицам, участвующим в деле, является одной из процессуальных обязанностей суда. [ Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) /Под ред. В. В. Яркова - М.: Волтерс Клувер, 2004. с. 1-32.]

Принцип гласности судебного разбирательства - правило, согласно которому разбирательство дел в арбитражных судах - открытое.

Принцип гласности является конституционным (ч.1 ст.123 Конституции РФ)

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в следующих случаях:

- если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны;

- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

- при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

При разбирательстве в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях - эксперты, свидетели и переводчики.

АПК допускает слушание дела в закрытом заседании -- в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. При этом о Разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение -- в отношении всего судебного разбирательства или его части.

Но в любом случае разбирательство дела в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражных судах, а судебные акты арбитражным судом объявляются публично. Вместе с тем важно учесть, что разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

Таким образом, принцип гласности обусловливает правовые возможности свободного доступа в зал судебных заседаний всех желающих граждан, их право делать письменные заметки по ходу судебного заседания и т.д. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускаются только с разрешения судьи -- председательствующего в судебном заседании. Такие грани принципа гласности реализуются не только непосредственно в процессе судебного заседания, но и при оглашении судебного акта; не только в заседании суда первой инстанции, но и в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Но у принципа гласности судебного разбирательства есть и обратная сторона. Дело в том, что в соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, и ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Как принцип гласности в арбитражно-судебном разбирательстве совместить с обязанностью обеспечить безопасность судей, их помощников, арбитражных заседателей, специалистов суда, участников судебного процесса и вообще всех присутствующих в зале судебного заседания, особенно сегодня, в условиях усиливающегося терроризма, больше того, как его сопрячь с прямым требованием п. 3 ст. 154 АПК 2002 г., указывающим, что судебное заседание проводится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда, безопасность участников арбитражного процесса (характерно, что в АПК РФ 1995 г. такого требования не было); с конституционным принципом неприкосновенности частной жизни?

В первом случае налицо проблема организационного, а не процессуального толка. Второй случай -- сугубо процессуален: личная, например, переписка, содержание телефонных и иных переговоров, телеграфных, факсовых и иных сообщений граждан в открытом судебном заседании могут быть оглашены только с согласия лиц -- отправителей и адресатов корреспонденции. Если такого согласия нет, оглашение и исследование переписки, сообщений должны проводиться в закрытом заседании арбитражного суда.

Наконец, следует иметь в виду, что иногда, например при возникновении угрозы разглашения в открытом заседании государственной тайны, арбитражный суд переводит заседание из открытого в закрытое по собственной инициативе.

Сама же закрытость заседания арбитражного суда означает, что после вынесения и оглашения определения зал судебного заседания покидают все присутствующие граждане, но остаются: судьи, стороны (их представители), третьи лица (их представители), прокурор, а также представители государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, предъявивших иск в защиту государственных или общественных интересов. Процедура ведения заседания в режиме закрытости распространяется до конца, за исключением момента объявления судебного акта.

Принцип законности в арбитражном процессе в соответствии с этим принципом законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдения всеми судьями правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.