реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Превышение полномочий частных охранных и детективных служб

реферат
p align="left">Частная детективная и охранная деятельность отличается от правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами по следующим признакам:

а) по своему характеру частная детективная и охранная деятельность, осуществляется на договорной основе и рассчитана на получение прибыли;

б) частная детективная и охранная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко определены пределы и время возникновения и прекращения этих отношений;

в) лица, осуществляющие частную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей, несут ответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственных правоохранительных органов;

г) государственная правоохранительная деятельность регулируется уголовным, уголовно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным, оперативно-розыскным законодательством, а негосударственная уголовным, административным и гражданским законодательством, что накладывает определенный отпечаток на основополагающие принципы деятельности этих структур в целом;

д) частная детективная и охранная деятельность носит в основном превентивный характер. Компетенция данных структур заканчивается (переходит к государственным правоохранительным органам) в случае совершения преступных действий в отношении клиента. Солнышкова О.В. Соотношение частной охранной и детективной и правоохранительной деятельности //"Журнал российского права", N 9, сентябрь 2001 г.

Таким образом, на основании вышеизложенного представляется возможным сформулировать следующее определение частной детективной и охранной деятельности в РФ: Частная детективная и охранная деятельность - это деятельность, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иных услуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями, действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка.

Отсутствие выработанной государством единой правовой концепции цивилизованного функционирования негосударственных (частных) охранных структур, их взаимодействия с иными субъектами правоохранительной деятельности и жесткого контроля со стороны государственных органов привело к тому, что многие положения Закона РФ от 11 марта 1992г. "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", а также ряда подзаконных нормативных правовых актов перестали соответствовать сложившимся общественным отношениям, что привело к проявлению в данной сфере тенденции получения экономических преимуществ посредством использования реального и потенциального насилия и стало одной из причин криминализации рынка охранных услуг.

Практика применения закона, более поздних подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных актов МВД России, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, выявила факторы, затрудняющие нормальное становление этого института.

Дальнейший рост числа частных детективных и охранных предприятий создал предпосылки появления новых, как положительных, так и отрицательных, тенденций в этой сфере. Появилась, следовательно, необходимость дальнейшего правового регулирования и совершенствования контроля органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью.

15 января 2003 года вступил в силу Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ и в связи с принятием Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Данный закон вносит изменения и дополнения в Федеральные законы "О милиции", "О частной детективной и охранной деятельности", "Об оружии".

Изменения в Федеральном Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности" носят весьма значимый характер. Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам.

1.2.Обязанности и права частных детективов и охранной деятельности

Законом "О частной детективной и охранной деятельности" (далее Закон) предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг (ст. 3):

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Немаловажным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, "не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется" ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» .

Согласно Закону сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, таким образом, законодатель приближает частного детектива к работнику правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать службу с иными способами заработка.

Исчерпывающий перечень сыскных действий, путем выполнения которых может вести расследование частный детектив, определен в ст. 5 Закона. Согласно этой статье в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания детективных услуг, перечисленных в ст. 3 Закона.

Допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, а также средств оперативной радио- и телефонной связи, однако в данном случае для осуществления этих действий существует определенное ограничение: частным детективам запрещается осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц.

Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…".

Наконец, ст. 7 Закона установлен целый ряд прямых ограничений в сфере частной детективной деятельности. Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений. В данном случае ограничение предписывает совершение определенных действий частными детективами. В случае если частному детективу стали известны факты готовящихся или совершенных преступлений, он обязан незамедлительно сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел. Также прямой обязанностью частного детектива является оказание помощи и содействие следственным органам внутренних дел в установлении фактов совершения преступления и его раскрытии;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Выдающий себя за сотрудника правоохранительных органов частный детектив может понести ответственность лишь в том случае, если это действие совершено им в корыстных целях, а также если при совершении этого действия был причинен вред жизни, здоровью и имуществу граждан;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, а именно:

- нарушать и препятствовать гражданину в осуществлении прав и свобод, связанных с полом, расой, национальностью, языком, происхождением, имущественным или должностным положением, местом жительства, отношением к религии и т.д. (Конституция РФ);

- производить арест, заключать под стражу и содержать под стражей гражданина. Данные меры пресечения допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);

- вмешиваться в частную жизнь граждан, а также нарушать их права на неприкосновенность личной, семейной тайны и на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ);

- нарушать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

- собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ);

- проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ);

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Таким образом, законодателем установлены, с одной стороны, самостоятельность и независимость (автономность) частной детективной деятельности, а с другой - обязательность осуществления этого вида деятельности в рамках действующего законодательства.

Частный детектив вправе вести расследование только на основании письменного договора об оказании детективных услуг. Такой договор должен обязательно содержать сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дату выдачи частному детективному предприятию (объединению) лицензии на осуществление детективной деятельности, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочную сумму денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дату заключения договора.

В договоре также обязательно должна быть предусмотрена обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, к которому прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения).

Частный детектив, заключая с клиентом договор на оказание услуг обязан в соответствии с этим договором предоставить полную и достоверную информацию по интересующим клиента вопросам. Все интересующие клиента вопросы изначально прописываются в договоре. В том случае, если частный детектив предоставил недостоверную информацию и тем самым ввел в заблуждение клиента, он несет ответственность, предусмотренную договором. Захарова В. И. Комментарий к закону "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. -М.: Юстицинформ, 2003.

В процессе дискуссий в средствах массовой информации, при принятии законов и в других случаях нередко возникает вопрос, почему государство не предоставляет частным детективам больших возможностей для защиты частных интересов, являющихся в соответствии с Конституцией РФ приоритетными?

Например, почему лицам, занимающимся частной детективной деятельностью, нельзя осуществлять "прослушку" в интересах клиента, вызвать на опрос (допрос) лицо, обладающее определенными сведениями, выполнять другие подобные действия в интересах частного лица?

При этом забывается, что один частный интерес не может преобладать над другими частными интересами, как и быть "абсолютно приоритетным" по отношению к публичным интересам, а значит, он может защищаться только до тех пределов, за которыми начинаются другие интересы, тоже охраняемые законом.

Необходимо отметить, что результаты детективных расследований, проводимых с нарушением Закона, не имеют юридической силы. Кроме того, за подобные действия детектив может быть привлечен к ответственности, вплоть до уголовной.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.