реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Преступления в сфере предпринимательской деятельности

реферат
орядок реализации права на осуществление предпринимательской деятельности устанавливается государством. Ст.232 УК Республики Беларусь устанавливает уголовную ответственность за нарушение конституционного права юридических и физических лиц на осуществление предпринимательской деятельности. В соответствии с названной статьей ответственность наступает за неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи им специального разрешения или лицензии на осуществление определенной деятельности, либо противозаконное ограничение их прав и интересов или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, при отсутствии признаков более тяжкого должностного преступления [5, с. 125].

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Объектом воспрепятствования законной предпринимательской деятельности являются установленные сохраняемые законом права]и интересы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Объективная сторона данного преступления выражается:

· в неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо в уклонении от их регистрации;

· в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения(лицензии) на осуществление определенной деятельности либо в уклонении от его выдачи;

· в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;

· в ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации [13, c. 25].

Термин «неправомерный», с которого начинается диспозиция ст.232 УК РБ, относится ко всем формам воспрепятствования деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и означает действие (бездействие), противоречащее закону или иным нормативным актам, регламентирующим эту деятельность [9, c. 123].

1. Неправомерный отказ в регистрации - это принятие отрицательного решения по вопросу о регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации при отсутствии к тому законных оснований и доведение этого решения до сведения заинтересованных лиц. Уклонение от регистрации представляет собой действия либо бездействие должностного лица, состоящие в неисполнении им обязанностей по регистрации данного заявителя, либо действия должностного лица, направленные на неисполнение им данных обязанностей, что может выражаться в неправомерной передаче материалов некомпетентному лицу, запросе документации, не предусмотренной законом или нормативными актами, и др. Уклонение имеет место, если должностное лицо не исполняет соответствующие обязанности в течение длительного времени после истечения срока, установленного законом для принятия решения о регистрации.

2. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности имеет место в том случае, если вид деятельности, которую избрал предприниматель, подлежит лицензированию, и последний представил в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, необходимые документы для получения специального разрешения (лицензии), но должностное лицо, рассматривающее этот запрос, вынесло решение об отказе в его (ее) выдаче и оно было доведено до сведения заявителя.

Уклонением от выдачи лицензии является непринятие соответствующего решения в течение длительного периода после истечения срока, предусмотренного для выдачи лицензии.

3. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности - помещение предпринимателя или коммерческой организации в такие условия, в которых их права и законные интересы не могут быть реализованы в полном объеме. Если ограничиваются права и законные интересы предприятия, то это ограничение образует преступление лишь в случае, если осуществляется по мотивам принадлежности предприятия к той или иной организационно-правовой форме или форме собственности.

Ограничения предпринимательской деятельности, как и ограничения прав и свобод человека и гражданина, в целом могут устанавливаться только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Органы местного самоуправления не вправе своими актами создавать препятствия для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Гражданам в сфере предпринимательской деятельности разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Действия по ограничению прав и законных интересов могут, в частности, состоять в запрещении заключать с определенными индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями договоры отчуждения товаров предприятий либо договоры на выполнение работ, на возмездное оказание услуг, в навязывании дополнительных условий при заключении договора, ставящих данное лицо в заведомо неравное положение, создании препятствий к производственной или организационно-управленческой деятельности, принуждении к назначению определенных лиц на различные должности либо включению их в органы коммерческой организации, а также представлять собой незаконное воздействие на реальных и потенциальных контрагентов защищаемых законом субъектов, в частности, запрещая им совершение сделок с ним.

4. Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации - лишение всех или частных законных полномочий. Ограничение самостоятельности не связывается законом с формой собственности или иными особенностями защищаемого субъекта и состоит в неправомерной передаче должностным лицом правомочий индивидуального предпринимателя или коммерческой организации любому лицу либо в незаконном осуществлении субъектом преступления этих правомочий как своих собственных либо в установлении незаконного контроля за деятельностью предпринимателя или коммерческой организации таким образом, что у последних отсутствует возможность реализовать в полной мере их правоспособность и дееспособность.

5. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может выражаться в таких противоречащих закону действиях, которые мешают им выполнять свои функции [5, с. 130].

Преступление является оконченным в момент создания должностным лицом условий, препятствующих предпринимателю (коммерческой организации) использовать юридические возможности ведения предпринимательской деятельности. Наступления вредных последствий не требуется.

Глава 2 Проблемные аспекты при расследовании преступлений в сфере предпринимательской деятельности

2.1 Актуальные вопросы защиты прав граждан при расследовании незаконного предпринимательства

В сфере регулирования экономической деятельности одной из задач нового законодательства является помощь в развитии и укреплении рыночных отношений в Республике Беларусь с соблюдением прав граждан, юридических
лиц и интересов государства. Однако несовершенство законодательства вызывает у правоприменителя трудности в применении статей ныне действующего Уголовного кодекса.

По мнению многих ученых-юристов, положение по-прежнему таково, что «вряд ли стоит криминализировать предпринимательскую и банковскую деятельность, осуществляемую без лицензии, если это сопряжено с изъятием дохода более 200 минимальных окладов оплаты труда. Такие деяния следовало бы рассматривать как административное правонарушение» [10, с. 90].

Так, вернемся к фабуле п. ч. 2 ст. 233 УК РБ квалифицирующий признак которой -- преступное деяния, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере. По мнению доктора юридических наук А.Э. Жалинского «Крупный доход конкретно не определен уголовным законом. При его исчислении следует учитывать факторы, влияющие на уменьшение объекта налогообложения». В экономике очень широко трактуется понятие «доход» и существует множество определений и градаций дохода. Тут и валовой доход, и доход в виде процента, доход собственников и другие. В этом случае не работает один из основных юридических постулатов: «Юридическое правило есть то, что оно есть, и нет двух способов понимать его» [19, с. 29].Гражданский кодекс РБ, давая определение предпринимательской деятельности, определяет, что она осуществляется с целью извлечения прибыли, логично под доходом понимать именно прибыль, отдельные ученые юристы отмечают, что для понятия «доход» необходимо обратится к налоговому законодательству.

Поскольку состав незаконного предпринимательства является относительно новым, заполнение пробелов предполагается дополнить правоприменительным органам. Проблема также усложняется возможностью субъектов издавать подзаконные нормативные акты, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности.

Субъектами преступления, предусмотренного ст.233 УК, могут являться граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица юридического лица независимо от формы собственности.

Действия лиц, которые сами не занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, однако умышленно оказывают виновному содействие в ее осуществлении, следует квалифицировать как соучастие в незаконной предпринимательской деятельности по соответствующим частям ст.16 и ст.233 УК.

Прибыль юридического лица и доход физического лица -- понятия различные как юридически, так и экономически. Обвиняют директора, а прибыль считают предприятия, и даже если рассматривать доход физического лица -- директора, как одного из учредителей фирмы, получающего доход от владения активами, а не заработную плату, то нужно учитывать, что владельцев, получивших доход, пять человек. По смыслу необходимо учитывать конкретный доход именного обвиняемого физического лица, притом может быть еще несколько лиц, не являющихся субъектами указанного состава. При том, что лица, не получающие дохода в результате незаконного предпринимательства, а работающие за зарплату, к примеру главный бухгалтер или менеджер, не несут за данное деяние ответственности, если только они не были пособниками или соучастниками противоправного умышленного деяния.

При всех тех белых пятнах, недоработках и пробелах, существующих в законодательстве, все же должен применяться юридический постулат -- положение личности не может быть ухудшено из-за пробелов в юридическом материале.

Уголовное право применительно к деяниям, совершаемым в сфере экономической деятельности, берет на себя не присущую ему регулятивную функцию по попытке вернуть в цивилизованное правовое русло отдельные виды хозяйственной и предпринимательской деятельности путем установления за них уголовной ответственности. Для соблюдения правил такой деятельности существуют налоговые органы, торговые инспекции, регистрирующие и лицензионные органы. В сферу уголовного права должны попадать лишь исключительные случаи такой деятельности, характеризующиеся злостностью, т.е. продолжением такой деятельности после уведомления соответствующими органами о ее дальнейшей недопустимости без регистрации или без получения лицензии, после наложения административного взыскания. Только при наличии приведенных условий предпринимательство будет незаконным и за него следует устанавливать уголовную ответственность.

2.2 Частные унитарные предприятия и незаконная предпринимательская деятельность

28 июня 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 302, которым утверждено Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности (далее по тексту, соответственно, «Указ № 302» и «Положение»).

Выход этого документа не стал неожиданностью для его целевой аудитории - индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности наемный труд посторонних лиц. О возможности (или даже необходимости) принятия подобного документа неоднократно говорилось. И более того - заинтересованные могли также разыскать различные варианты проектов этого нормативного правового акта.

Хотя справедливости ради надо сказать, что действие Указа № 302 затрагивает не только индивидуальных предпринимателей, отнесенных нами к целевой аудитории Указа. Затрагивает он куда более широкие круги, как субъектов хозяйствования, так и обычных физических лиц. Последних мы особо касаться не будем, поскольку их интерес, в первую очередь, обывательский. А вот что касается субъектов хозяйствования, то Указ № 302 напрямую затрагивает тех из них, кто имеет договорные отношения с индивидуальными предпринимателями и выступает в их отношении в роли кредиторов. Будет предприниматель переводить свой бизнес в форму юридического лица - кредитор должен будет выбирать: рисковать ли, давая согласие на перевод обязательств предпринимателя перед ним на вновь создаваемое предпринимателем юридическое лицо, либо требовать досрочного исполнения этих обязательств.

В соответствии с пунктом 13 Положения, обязательства индивидуального предпринимателя, в том числе кредитные (за исключением таможенных), не прекратившиеся на дату государственной регистрации унитарного предприятия, в течение тридцати календарных дней с даты его государственной регистрации должны быть переуступлены в соответствии с гражданским законодательством (перевод долга, уступка требования) унитарному предприятию, созданному этим индивидуальным предпринимателем.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.