p align="left">С полным основанием можно констатировать, что кризис российского общества "спрограммировал" патологию на уровне индивидуального поведения, которое, как известно, встроено в контекст социальной среды. Сама социальная среда характеризуется повышенной предрасположенностью к асоциальное и конфликтное вследствие неадекватного удовлетворения потребностей населения. Последнее обстоятельство определило то, что отклоняющееся поведение становится сейчас не только формой фрустрации, но и неотъемлемым элементом все более распространяющегося деформированного образа жизни. 3.2 Анализ динамики преступности среди несовершеннолетних (на примере Новосибирской области) Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мериться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Особенно это становиться нетерпимым теперь, когда преобразование всех сторон бытия неизбежно и глубоко затрагивают вопросы культуры, духовной жизни. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным, или он бежит из него подальше от пьяного угара. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет. Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей. Несмотря на меры, принимаемые органами внутренних дел Новосибирской области, состояние и динамика преступности несовершеннолетних дает основание сделать вывод о продолжающихся негативных процессах, протекающих в подростковой среде. Так, по Новосибирской области за 2005год несовершеннолетними было совершено 3160 преступлений из них 2971 преступление тяжкое и особо тяжкое, за 2006 год 2982 преступлений, из них 2059 тяжких и особо тяжких. За эти годы поставлено на учет 19313 подростков из них 286 состоят на учете у врача нарколога за употребление наркотических средств, 236 подростков токсикоманы. Как уже говорилось ранее несовершеннолетние совершают преступления в группах, как правило группы сплоченны и хорошо организованны. Также в группах происходит распределение ролей и тщательная подготовка к преступлению. Так по Новосибирской области за 2005-2006 год в группе только несовершеннолетними было совершено 1315 преступлений, в группе со взрослыми 851 преступление (табл. 3.1, 3.2). Таблица 3.1 Сравнительная динамика преступности в НСО |
| 2004 год | 2005 год | 2006 год | | Количество преступлений совершаемых в НСО | 50173 | 42461 | 36760 | | Количество преступлений совершаемых несовершеннолетними | 3964 | 3160 | 2982 | | | Таблица 3.2. Сравнительная динамика тяжких и особо тяжких преступлений совершаемых несовершеннолетними в Новосибирской области|
| 2004 год | 2005 год | 2006 год | | Количество преступлений совершаемых в НСО | 36254 | 35924 | 26459 | | Количество преступлений совершаемых несовершеннолетними в НСО | 2657 | 2971 | 2059 | | |
Одна из причин попадания неопытных ребят в сети организованной преступности - поиск источников дохода, а также осознание невозможности утвердиться в обществе. И поэтому социальная база преступных группировок расширяется за счет безработных, а также подростков из малообеспеченных, обнищавших семей. Современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности. А современных «воров в законе», как правило, отличает изобретательность, деловитость и коммуникабельность, решительность и беспощадность, жестокость и мстительность. Сегодня элита преступности - это криминальные дельцы с атрибутами и манерами поведения преуспевающих бизнесменов. Этому способствуют и возрождаемые атрибуты субкультуры преступной среды с ее «романтическими» лозунгами. По этой же причине движение «сторонников» ислама без особых усилий вовлекает в свои ряды подрастающее поколение лекциями о газавате, о солидарности мусульман. Еще одним недостатком в борьбе с вовлечением несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность является то, что суды к взрослым соучастникам, организаторам или подстрекателям часто применяют необоснованно мягкое наказание. Таким образом, можно отметить, что по существу многие несовершеннолетние совершили преступление не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближались к правонарушению в процессе деградации личности. Возрастные характеристики школьников, вовлеченных в преступную деятельность, таковы: 8 -13 лет - 21%; 14 - 15 лет - 29%; 16- 17 лет-50%. Органами внутренних дел принимаются меры по защите прав законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению факторов, способствующих формированию у подростков навыков противоправного поведения. В этих целях 2005-2006г. сотрудниками милиции в органы власти и управления направлено 140 тыс. сообщений и представлений, касающихся соблюдения прав детей, устранения причин и условий совершения ими правонарушений и преступлений. В 2005-2006г.г. - 87 преступлений совершают несовершеннолетние находясь под следствием за совершение аналогичных преступлений, 510 преступлений совершено несовершеннолетними ранее судимыми. Несмотря на неисправимость подростков совершавших преступления и совершение преступлений неоднократно, количество преступлений совершаемых несовершеннолетними снизилось на 14,4 %, на 18,9 % снизилось совершение преступлений тяжких и особо тяжких, также произошло снижение на 27,1 % преступлений совершаемых несовершеннолетними, находясь под следствием и на 36% снизилось преступлений, совершаемых лицами ранее судимыми. Проведенный анализ преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что смягчение негативных тенденций, способствующих ее росту или снижению, маловероятно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах. Отрицательное влияние криминогенных факторов может быть нейтрализовано последовательным проведением законодательной и судебно-правовой реформы, реализацией программ, направленных на профилактику безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Заключение В результате проведённого исследования автор пришел к следующим выводам: Характеристика детерминантов преступности несовершеннолетних и механизма их действия - важная, но не единственная часть криминологической картины этой преступности. Другая ее составляющая - характеристика закономерностей самой преступности несовершеннолетних: качественно-количественных параметров ее уровня, структуры, динамики, личности преступников и потерпевших, мотивации поведения и их влияния на ситуацию в обществе. Причинами и условиями формирования преступности среди несовершеннолетних являются следующие криминогенные обстоятельства: 1. Отрицательное влияние в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. - Отсутствие (временное или постоянное) у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. 2. Отрицательные влияния в ближайшем окружении - бытовом, учебном и т. п. Со стороны сверстников или взрослых. - Подстрекательство со стороны взрослых преступников нередко связаное с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы «допреступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. - Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу. - Проникновение по разным каналам в среду молодежи, например, через средства массовой информации, бытовые контакты и т. д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков, половой распущенности как якобы, нормы современного подростка и т. п.). Указанные обстоятельства формирования преступности несовершеннолетних, еще более усиливают такие причины: - безнадзорность, как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних; - безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений; - резкие изменения в обстановке глубоких реформ в обществе системы ценностных ориентаций, замедленность и затруднительность их усвоения воспитывающей сферой; значительная опасность в этой связи воздействия на детей и подростков социально негативной информации; - низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.); - распад системы трудоустройства подростков и воспитания в трудовых коллективах; - отсутствие достаточной сети учреждений организующих культурный досуг несовершеннолетних, в том числе в летний период; - увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии. Исходя из сделанных выводов, предлагаются некоторые рекомендации по предупреждению преступности среди несовершеннолетних: Ш Органам государственной власти и муниципальным органам целесообразно обеспечить реальное планирование, правовое регулирование деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних, а также контроль за ее ходом и результатами. Ш Для эффективного участия семьи: Развивать помощь семьям, воспитывающим детей в условиях ниже прожиточного минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, осуществлять защиту семьям с детьми от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены места работы; Семья должна осознавать себя полноправным субъектом взаимодействия с государственными и общественными институтами социального воспитания, субъектом контроля за их деятельностью. Ш Образовательным учреждениям: Восстановить роль школы в жизни детей и подростков на основе диалога и сотрудничества, совместной деятельностью с семьей; Повысить квалификацию, культурный и нравственный уровень педагогов; Усилить консультирование школы психологами и психиатрами; Осуществлять информационный обмен с правоохранительными органами; Ввести должность «школьного» инспектора. Ш Органам способствующим трудоустройству несовершеннолетних: Содействовать трудоустройству подростков и их трудовой адаптации; Обеспечить преимущество в приеме на работу подростков и особый порядок их увольнения; Обеспечить наличие специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также моральную и материальную поддержку наставничества; Осуществлять профилактику криминогенных влияний и правонарушений в трудовом коллективе на несовершеннолетних. Ш Учреждениям организующим досуг несовершеннолетних: Выделить специальные задачи и программы в отношении детей и подростков из неблагополучных семей, других групп риска; Обеспечить необходимое количество мест для несовершеннолетних, в том числе в летний период. Ш Службе социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним: Осуществлять охрану и защиту прав семьи и несовершеннолетних; Оказание неотложной помощи (телефоны доверия, кабинеты анонимного приема, дома-убежища и т. п.); Проводить диагностику и оказание длящейся социальной, психологической, медицинской поддержки и помощи. Для предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних необходимо осуществлять следующие меры: Деятельность специализированных подразделений по делам несовершеннолетних, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, например, внесение представлений, частных определений, использование воспитательно-профилактического воздействия самого судопроизводства; Своевременное изъятие оружия и орудий преступления у ранее судимых подростков; Правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобождаемых из мест лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением. Применение к несовершеннолетним условного осуждения, систематического контроля за соблюдением такими осужденными общественного порядка и принятых обязательств, своевременной постановки вопросов об обращении приговора к исполнению в случае злостных нарушений, допущенных осужденными. Установление условий жизни и воспитания подростков, совершивших преступления, особенностей личности, влияния старших. Список использованных источников Нормативно- правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. -М. : Юнвес,- 2002 г. - 2. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. Текст: по состоянию от 05.01.2006 / КонсультантПлюс: Высшая Школа -выпуск 6. 3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999. -№ 26. - СТ. 3177. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03. 1999. № 270 (ред. от 09.02.2000 г. «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 гг. Литература 5. Антонян Ю.Н. Причины преступного поведения.- Москва,- 2006 г. - 500 с. 6. Баяхчев В.Г. Выявление и устранение причин преступного поведения несовершеннолетних на предварительном следствии: Москва, -1996 г. 7. Беляева Л.И. Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних: Москва, -2001 г. 8. Васильев В.П. Юридическая психология: Санкт-Петербург,- 2000г. 9. Верин В.В. Методологические основы статистического изучения преступности подростков и несовершеннолетних: Москва, - 1998 г. 10. Верин В.В. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен: Москва, -1999 г. 11. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., -1965 12. Гордон Л.А..Социальные исследования и структура безработицы в России/ 2005г.№1.-С.25. 13. А.И. Долгова. Преступность в России и ее изменения в конце ХХ века. Сб. Преступность в России и проблемы борьбы с ней. - М. , -2001, -С. 29 14. Забрянский Г.И., Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России: Москва,- 2005 г. 15. Кобзарь И.А. Противодействие преступности несовершеннолетних в переходный период» Москва, -2001 г. 16. Кузнецов В.К. Криминология: Учебно-методический комплекс / СибАГС. - Новосибирск, -2001. 17. Куфаев В. Борьба с правонарушениями несовершеннолетних. М., 1924 г. 18. Лиханов А. Трагедии детства / Советская Россия 2000г. 19. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. Социально-правовые очерки. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, -1923; 20. Минина С.П. Преступность несовершеннолетних: Санкт-Петербург, -1998 г. 21. Поздняков Э.А. Филосфия Государства и права. Москва, 1999г. 22. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних: Санкт-Петербург,- 2002 г, 23. Фойницкий И. Влияние времени года на распределение преступлений // Судебный журнал. -1873. № 1-2. 24. Фойницкий И. Влияние времени года на распределение преступлений // Судебный журнал. 1873. № 1-2; Он же. Факторы преступности / История русской правовой мысли. М., 1998. С. 575-601.25. Проблемы преступности. Сборник. Вып. 4. М.: Изд-во НКВД РСФСР, -1929. С. 39-57. Периодическая литература26. Вопросы статистики: научно-информационный журнал, -2000 г. № 4, - С.7.27. Состояние преступности и безнадзорности несовершеннолетних в России // Основы безопасности жизнедеятельности. -2000.- № 6.-С.6-8.деятельность» Саратов 1972 г.28. Капкан для шакалов // Санкт- Петербургские ведомости,- 1997г.22 марта №54.29.Независимая газета, -2000 г. 6 октября, С. 10.30.Сегодня / 2004 г. 27 марта, С.3.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|