p align="left">Это позволяет базовой теории дистанцироваться от специфических процессов становления и проявления государства и права, однако она отнюдь не игнорирует такие и им подобные особенности. И поэтому вряд ли можно разделить мнение об отстраненности общей теории от рассмотрения конкретных отличий между государственными и правовыми явлениями различных государств. Так, высказывается мнение о том, что в задачу теории не входит описание специфики государства и права в отдельной стране, что она не занимается страноведением. Либо обосновывается существование общей теории государства и права, предметом которой должны быть закономерности развития государственных и правовых явлений вообще, и специальной теории государства и права, ставящей целью изучение национального государства и права, в частности, отечественной теории государства и права. В этой связи целесообразно вновь подчеркнуть существование единой общетеоретической юридической науки, которая, конечно же, не может не фиксировать в своих анналах особенности как той страны, в которой она формируется в качестве научной и учебной дисциплины, так и специфические черты определенного региона, организационно объединенного в соответствующую группу правовых семей. В то же время важно отметить, что она представляет собой совокупность общих закономерностей проявления государства и права. В современном мире насчитывается почти 200 государств со своими собственными, подчас весьма своеобразными, правовыми системами. Национальные юридические науки не могут не отражать реальности бытия того конкретного государства и права, в котором они взрастают и «оперяются», и потому в действительности найти кристально очищенную от «страноведческих примесей» теорию государства и права практически не возможно. Важнее другое: в новое тысячелетие она должна входить как действительно фундаментальная юридическая наука, повсеместно снимающая с себя налеты идеологических догм и политизированных установок. Именно на таком основании возможно вести речь об общей теоретической научной дисциплине о государстве и праве, которая, несмотря на различия отдельных государств в юридической действительности, формах правления и территориального устройства, источниках права и процессе их практической реализации, носит универсальный характер для большинства стран с демократическими режимами осуществления власти. Не менее важным представляется вопрос о структуре теории государства и права, ее содержании. Вряд ли стоит оспаривать, что в рамках единой общетеоретической юридической науки существуют два важнейших ее компонента, которые в реальной жизни весьма тесно переплетены: теория государства, заключающая в себе важнейшие закономерности формирования, развития и функционирования государства, и теория права, включающая общие и специфические закономерности познания социально-правовой реальности. Между ними множество неразрывных связей, поскольку государство и право в действительности весьма тесно соприкасаются, тем не менее представляя собой различные явления жизни, которые познаются как в рамках общего процесса, так и в отдельности. В свою очередь, каждая из составляющих единую теорию государства и права содержит ряд специфических систем знаний, сформированных на основе изучения определенных сфер проявления государства и права. Так, в теории государства объединяются: а) юридическое государствоведение, которое вбирает в себя комплекс общих государствоведческих проблем, рассматриваемых через призму юридических подходов к сути и назначению государства, его признакам и функциям, соотношению с иными социальными институтами и явлениями, формами выражения и т. п.; б) политологическое государствоведение, в предмет которого входят выявление общего и особенного в политических ре жимах различных государств, изучение проблем осуществления принципа разделения властей и соотношения государственной и политической власти, исследование роли и места государства в политической системе общества, взаимосвязей государства и гражданского общества и т. д.; в) сравнительное государствоведение, предполагающее ис следование моделей государственности и различных институтов государств с учетом их типологии и форм (правления и государственного устройства, в их числе), выделяемых в зависимости от способов организации, устройства и функционирования государственной власти на основе мирового опыта. В теории права представляется возможным выделить: а) философию права как науку, познающую суть права, его смысл и социальную ценность, содержащую философско-правовые учения, которые имеют методологическое значение для общетеоретической юридической науки; б) юридическую догматику как науку, вырабатывающую общеправовые понятия на основе познания права в качестве специфической формы общественных отношений, науку о том, каково действующее в данном обществе официальное право, что оно есть с точки зрения должного, а не сущего; в) социологию права, имеющую предметом изучения права сущего, т.е. процессов его фактического функционирования в обществе, исследования общих социальных закономерностей, обусловливающих действие права, и механизмов взаимодействия права и общества; г) сравнительное правоведение, изучающее общие и специфические закономерности в праве различных государств и юридических семей путем сопоставления определенных аспектов правовых систем и их проявления в целом. Структура теории государства и права не ограничивается приведенным списком. Так, в литературе указывается на возможность включения в содержание академической юридической дисциплины таких составляющих элементов, как политическая компаративистика, политология права, психология права, этнология права, юридическая деонтология, антропология права (юридическая антропология) и др. Не исключается, что в обозримом будущем в качестве компонентов теории государства и теории права появятся другие частные дисциплины, которые будут представлять собой системы знаний, отражающие иные спектры и стороны взаимосвязи государства и права, их взаимодействия с личностью и обществом. Определенные структурные элементы базовой юридической науки могут быть рассмотрены (и нередко рассматриваются) как прикладные дисциплины других общественных наук и в то же время как самостоятельные научные направления, имеющие собственный предмет исследования и специфический категориальный аппарат. В частности, сравнительное государствоведение признается не только как вспомогательная прикладная наука в рамках теории государства и права, но и как создаваемое коллективными усилиями специалистов ряда отраслей знания «новое направление в исследовании государственности». А современная политология как наука о политике во всех ее проявлениях традиционно отводит ведущее место в учении о политических институтах политологическому государствоведению, т. е. исследованиям государства как ядра политической организации общества, анализу его сущности, причин возникновения, современного устройства и типологии, возможных путей дальнейшего развития и проявления публичной власти и ее правового оформления. Продолжает оставаться дискуссионным как в философской, так и в юридической науке вопрос о соотношении философии и теории права. Помимо признания существования философии права как составной части теории права, специализирующейся на проблемах юридической мысли и методологии юридической науки в целом, отстаиваются взгляды на философию права как части общей философии, распространяющей свои исследования на правовую проблематику. А также акцентируются ее самостоятельные функции как особого направления исследования на стыке правоведения и философии. Столь же полифонично расцениваются значения современной социологии права, которая в специальных исследованиях представлена как наряду с теорией права, так и «внутри» ее в качестве вспомогательной дисциплины; также отстаивается ее место в рамках общей социологической науки или же социология права признается новым научным направлением, которое рассматривает правовую систему в связи с жизнью, социальной практикой. В настоящее время сравнительное правоведение все чаще заявляет о себе не только как составная часть теории права или метод социально-правового показания реальности, но и как научная дисциплина в целом, и как практическая юридическая компаративистика. Сравнительное правоведение как наука представляет собой совокупность знаний, дающих возможность, сопоставляя различные правовые системы, получить поливекторную картину современной юридической реальности, увидеть и проанализировать то правовое многообразие, которое как отличает, так и сближает страны и регионы. Нахождение государств в мировом юридическом сообществе вызывает актуальную необходимость исследований общего и особенного в правовых процессах стран, вступивших в новое тысячелетие, попыток преодоления различий, которые препятствуют сходному правовому регулированию, и в то же время поисков путей сохранения национально-специфического в собственном законодательстве. Внутренняя дифференцированность теории государства и права, включение в нее целого ряда более частных дисциплин, изучение собственно «ее» проблем другими науками служат общему делу - обогащению знаний о предмете базовой юридической науки и расширению системы концептуальных подходов к анализу 1й объяснению государства и права, форм и способов их познания. 3.2 Современное состояние и перспективы развития теории государства и права Теория права и государства и история права и государства изучают одни и те же объекты (право и государство), но предметы исследования в этих объектах у них разные: если задача истории - в хронологическом порядке и во всей полноте конкретики реконструировать процессы, происходящие с правом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов, очищенные от наслоений случайных исторических фактов. Вместе с тем именно историческая наука дает теории права и государства материал для обобщений. Теория права и государства и политическая наука (политология) контактируют по поводу, прежде всего, государства. Разница в их подходах к этому объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм и т. п.), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества. Вместе с тем оба эти подхода взаимно обогащают друг друга. Кроме того, в рамках политической науки разрабатываются весьма важные как для теории государства, так и для теории права вопросы политической власти. Серьезное значение для теории права и государства имеют ее связи с экономической теорией. Без анализа экономической структуры общества, материальных факторов понять природу права и государства невозможно. В этом марксистская теория, безусловно, права. Интересный материал дают теории права и государства археология и этнография. Развитие теории государства и права необходимо и для того, чтобы совершенствовать правовой механизм государства с учетом мирового опыта, накопленного в области государствоведения; совершенствовать практическое законодательство, с тем, чтобы оно соответствовало уровню демократического правового государства; создать подлинно самостоятельную ветвь судебной власти, способной решать юридические дела на основе справедливости; справедливости такой ветви исполнительной власти, которая функционировала бы только на основе законов и стала бы эффективным инструментом исполнения и обеспечения соблюдения законов; организовать правопросветительскую работы со всем населением в целях обучения граждан свободно пользоваться своими правами и защищать свои интересы. Заключение Теория государства и права стоит особняком в общей системе юридических наук. Она не изучает правовые системы отдельных государств, те или иные части (отрасли, институты) права одной или нескольких стран. На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Сказанное относится прежде всего к бывшим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и правовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании. Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с результатами проведения перестройки и реформ. Широкое использование в проводимых преобразованиях метода "проб и ошибок", бездумное заимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм и самонадеянность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомнение и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии И тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и правовым регулированием. В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве. Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность. Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение. Список использованной литературы 1. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права. - М.,2001 2. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова.- Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2008 3. Нарсесянц В. С.Общая теория права и государства: учебник для ВУЗов.- М., 2001 4. Теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина. - М., 2003 5. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 2002 6. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. - М., 2004
Страницы: 1, 2, 3, 4
|