еятельность администрации двойственна. В ней главное - созидательное начало, организация нормальной жизни и развития общества, его систем образования, здравоохранения, связи, транспорт и др. Но важна и охранительная работа: защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества, граждан. Соответственно предметом административного права являются обе стороны функционировании публичной администрации: созидательная и охранительная.Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных договоров и актов правосудия.Публичная администрация и суды выступают в отношениях с гражданами, разнообразными организациями. Административное право регулирует не деятельность, а отношения, возникающие при этом. Оно закрепляет обязанности и права сторон всех общественных отношений: и властных, и невластных субъектов.Публичная административная, организующая деятельность существует во всех сферах общественной жизни, она велика и разнообразна. Во многих случаях она настолько специфична, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, властную деятельность администраций государственных и муниципальных предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, отношения, связанные с финансами - финансовое право. Поэтому административное право регулирует все отношения, возникающие в процессе функционирования публичной администрации, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права.Административное право закрепляет систему средств административного принуждения.К предмету административного права относятся и отношения, связанные с рассмотрением жалоб граждан во внесудебном порядке. Государственные и муниципальные органы, предприятия и учреждения, суды, органы прокуратуры и иные субъекты, работающие с административными жалобами, вступают в административно - правовые отношения с их авторами между собой.Все административно - правовые отношения можно разделить на три вида:внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;неаппаратные отношения. Взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами;отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства. Административное судопроизводство - это рассмотренное судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права.Обобщая, видно, что административное право - это система общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров, а также при осуществлении административного судопроизводства.Главная составляющая предмета административного права, его ядро - система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права - правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно определить и как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятельностью, а также при осуществлении административного судопроизводства.6. Метод и функции административного праваМетод административного права - это совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения.Считается, что в административном праве используются три юридических возможности:Предписание - возложение на лиц прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;Запрет - возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.К основным функциям административного права традиционно относятся:1. Право-исполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть форма реализации исполнительной власти;2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;3 Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права;4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.7. Система административного праваКаждой самостоятельной отрасли права присущи ее целостность, системность и структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределяли взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.Административное право - целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существуют субординация норм разной юридической силы: общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования общественных отношений.К числу основных принципов отрасли относятся эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимная ответственность государства и личности.Основные цели административного права можно определить так:Создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;Создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;Создание условий для развития экономики, материальной базы существования общества и всех его институтов;Обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, своеволия публичной исполнительной власти.Для существования и развития граждан и государства очень важно то, как административно-правовое регулирование способствует достижению названных целей.Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Она в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная часть состоит из специализированных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования публичной исполнительной власти.Каждая из частей состоит из нескольких административно-правовых институтов. В общую часть входят две группы институтов:Институты, регулирующие административно-правовые статусы граждан, административно-правовые статусы органов и служащих публичной администрации, административно-правовые статусы государственных и муниципальных организаций, административно-правовые статусы частных организаций, формы и методы воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов.Институты, регулирующие: обеспечение законности деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц, принуждение по административному праву, административное судопроизводство.В особенной части административного права выделяются 4 подотрасли, объединяющие институты, регулирующие: административно-политическую по обеспечению безопасности граждан, организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти, социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью, деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).8. Источники административного праваИсточниками административного права являются внешние формы выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).Источники административного права классифицируют на:Межгосударственные соглашенияЗаконодательные акты (конституция, законы)Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов)А также по административно-территориальному уровню на:1) Федеральные акты2) Акты субъектов федерации3) Акты местного самоуправления.9. Место административного права в правовой системе Российской ФедерацииВ любом процессе познания поиск контуров и граней явления облегчается, когда исследователь устанавливает его связи с другими явлениями. Так и административное право в нем трудно обнаружить, распознать и охарактеризовать вне общеправовых характеристик.Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.Административное право играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно сказать следующее: а) сокращение масштабов централизованного административно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функции административного регулирования.Во-вторых, характеризуя служебную роль административного права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательства на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, правоохранительных и т.п.Наконец во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но может выступать и в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Ими определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-судебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр).Итак, административное право строгих границ правового регулирования не имеет. В свою очередь сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает взаимодействие различных правовых отраслей.Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В Частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина Гл. 2 Конституции РФ практически в значительной мере также реализуется через сферу государственного управления.Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания).Аналогично решается вопрос и об отношении норм административного и трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственна ему правовыми средствами.Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.ЗаключениеСистема российского административного права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время правотворчества в сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно. Оно сдерживается "внешними" факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.Однако есть основания надеяться, что комплексное развитие всех сфер административно-правового регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способы приблизить эту отрасль российского права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать в российских условиях.Административное право - очень важная отрасль права, так как роль публичной администрации в России велика. От его состояния в немалой степени зависят построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.Литература 1. Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. Админстративное право М.: НОРМА, 2004 2. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2006 3. Административная ответственность (общая часть). Учебное пособие. Екатеринбург: УИЭУиП, 2004 4. Административное право и процесс: Полный курс - Тихомиров Ю.А., Москва, 2001 5. Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция, 2005
Страницы: 1, 2, 3
|