реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования). Государственное регулирование в отраслях культуры

реферат
о всех названных видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без исполнительных органов, что вытекает из ранее изложенных позиций, управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, практически peaлизовать в исполнительном варианте государственную власть. Поэтому такого рода отношения не могут возникать между гражданами, между общественными объединениями и внутри них. Отношения между государственными предприятиями, а также коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регламентируются не административным, а гражданским правом, так как они связаны не с управленческой, а с хозяйственной (имущественной) деятельностью.

ТЕСТЫ

1. Каким образом субъекты исполнительной власти подчиняют поведение иных участников общественных отношений?

А) Волеизъявлением

Б) Приказом

В) Командованием

2. Без участия кого отношения не могут относиться к предмету административного права?

А) Субъектов законодательной власти

Б) Судебная власть

В) Органов исполнительной власти

3. Как называется сфера, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами?

А) Сфера предпринимательского управление

Б) Сфера государственного управления

В) Сфера общественного управления

4. Какой характер присущ при практической реализации властных полномочий исполнительных органов?

А) Командно-распорядительный характер

Б) Либеральный характер

В) Распорядительный характер

5. Общественные отношения опосредуются в регулируемой сфере закрепленная в:

А) Конституции РФ

Б) Административном Кодексе

В) Уголовном Кодексе

2. Государственное регулирование в отраслях культуры

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Это: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на "свободную профессию"; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны. В Доктрине информационной безопасности РФ, подписанной Президентом в 2000г., особо подчеркнута важность информационной деятельности. Интересы государства состоят в том, чтобы обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на информацию, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Важное значение для управления в области культуры имеют Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991г., федеральные законы "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 1 декабря 1995г., "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22 августа 1996г., "О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998г., постановление Правительства "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" от 25 марта 1999г. и другие нормативные правовые акты.

Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В этих целях Правительством 14 декабря 2000г. принято постановление "О федеральной целевой программе "Культура Россия (2001-2005 годы)". Основными целями Программы являются: [2, с.584]

сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;

обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных категорий страны и представителей разных социальных групп;

формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Особое внимание государством уделяется контролю за деятельностью телевизионных и радиовещательных компаний независимо от форм собственности. Государственная политика в области телевизионного вещания и радиовещания состоит в том, чтобы обеспечить приоритет интересов России, объективность и полноту информации обо всех сторонах жизни общества как России в целом, так и каждого субъекта РФ, условия для соблюдения правил предвыборной агитации электронными средствами массовой информации, формирования у детей и молодежи нравственных идеалов, воспитания у них патриотизма, гражданской ответственности за судьбу государства.

Управление на определенных участках культурного строительства осуществляют такие федеральные органы исполнительной власти, как: Министерство культуры, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Федеральная архивная служба России. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъектах Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. "О мерах по оздоровлению государственных финансов"1 в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов культуры федерального подчинения.

Объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, театры, кинотеатры, цирки, музеи, архивы, средства массовой информации, издательства и т.д.

Органы управления в области культуры. Министерство культуры Российской Федерации (Минкулътуры России) согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 6 июня 1997 г.1, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства.

Постановлением Правительства от 16 июня 2000г. проведена реорганизация структуры центрального аппарата Минкультуры, включая:

образование отраслевого блока (службы кинематографии) из подразделений Министерства, обеспечивающих осуществление функций отраслевого регулирования в сфере кинематографии;

образование отраслевого блока (службы по сохранению культурных ценностей) из подразделений Министерства и его территориальных органов по сохранению культурных ценностей, обеспечивающих осуществление функций специально уполномоченного органа государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей, порядка реализации предметов антиквариата, правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей, а также функций по сохранению культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ;

образование в структуре центрального аппарата Министерства департаментов по основным вопросам его деятельности.

Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например, Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника "Московский Кремль") определяется, как правило, Правительством РФ3. [2, с.587]

Основными задачами Министерства являются:

осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;

содействие развитию национальных культур народов России;

определение целей и приоритетов в развитии видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;

управление деятельностью подведомственных организаций; координация развития инфраструктуры кинематографии. Одной из важнейших задач Службы по сохранению культурных ценностей, образованной в составе Министерства, является выполнение требований Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации".

Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых правовых условий для реального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам России и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры. [2, с.588]

С учетом позитивных тенденций, наметившихся в отечественном кинематографе к концу 90-х гг., постановлением Правительства от 14 декабря 2000г. утверждена Подпрограмма "Кинематография России" до 2005г. Ее основными целями являются:

обеспечение условий для создания художественно и общественно значимых кинопроизведений, усиление социальной направленности российского киноискусства;

расширение производства и повышение конкурентоспособности отечественных фильмов в условиях массового проката на экранах страны зарубежной кинопродукции, изменение структуры репертуара показа в пользу национальных фильмов;

создание мощной российской киноиндустрии как целостной, сбалансированной системы производства, проката и демонстрации аудиовизуальных произведений, играющей существенную роль в хозяйственной жизни страны, в социально-экономическом развитии субъектов Федерации;

совершенствование механизма распространения отечественной кинопродукции, создание оптимальных условий для широкого доступа к произведениям киноискусства всех возрастных и социальных групп общества, возрождение показа фильмов в кинотеатрах.

Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" предусмотрено, что кинематография должна сохраняться и развиваться при поддержке государства, во многом определяющей активность внебюджетных инвесторов, наличие альтернативных бюджету источников финансирования.

Правовой базой сохранения и развития библиотек служит Федеральный закон "О библиотечном деле" от 24 декабря 1994 г., который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26 мая 1996 г.2 определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации" от 12 февраля 1998 г. установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России) выполняет задачи согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства от 10 сентября 1999 г.2 Основными задачами Министерства являются:

разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования, печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукций; регулирование производства и распространения аудио - и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в указанных областях деятельности;

разработка и реализация государственной политики в процессе производства рекламы, а также ее распространения средствами массовой информации и массовых коммуникаций;

разработка и осуществление в пределах своей компетенции мероприятий в сфере развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы;

регулирование деятельности, включая разработку и реализацию политики и соответствующих процедур, в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для целей радиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения массовой информации.

Министерство является органом, координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в указанных сферах, и в пределах своей компетенции имеет право разрабатывать и утверждать нормативные документы, обязательные к исполнению всеми физическими и юридическими лицами независимо от формы собственности.

Конституция (ч.5 ст.29) гарантирует свободу массовой информации - одно из условий становления и развития России как правового государства. Поэтому информационная открытость является сердцевиной государственной политики в области СМИ. [2, с.590]

Деятельность СМИ регламентируется Законом РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) 1 и другими нормативными правовыми актами.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под распространением средств массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио - или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограммы (вещание), демонстрация кинохроникальных программ. Свобода распространения информации через средства массовой информации гарантируется отсутствием цензуры, недопустимостью наложения запрета на распространение сообщений и материалов и их отдельных частей.

Государство поддерживает СМИ посредством совокупности организационных, организационно-технических, экономических и иных мер, устанавливаемых в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также независимости средств массовой информации. Наряду с этим государственные СМИ обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации" от 13 января 1995 г.2

Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" от 4 июля 1996 г.3 имеет своей целью создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках мирового информационного пространству, защиты интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Важное значение для успешной деятельности СМИ имеет реализация мер, предусмотренных федеральными законами "Об экономической поддержке районных (городских) газет" от 24 января 1995 г.1 и "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации" от 1 декабря 1995 г.2 Законы предусматривают существенные льготы всем средствам массовой информации независимо от форм собственности.

3 декабря 2001г. Правительством принята подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 годы)" федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)". Основными целями Подпрограммы являются: реализация конституционного права граждан РФ на получение и распространение информации в виде печатных изданий; обеспечение разнообразия издательского портфеля, включая выпуск изданий образовательного, научного и культурного назначения; повышение конкурентоспособности отечественной полиграфической промышленности на внутреннем и внешнем рынках полиграфических работ; укрепление материально-технической базы российского книгоиздания на основе применения современных наукоемких технологий. Помимо государственных предприятий, непосредственно находящихся в поле зрения Министерства, действуют также предприятия ведомств, общественных организаций, акционерных обществ, подразделения и участки оперативной полиграфии промышленных предприятий, научных и иных учреждений, банков, а также салоны-магазины полиграфических услуг. [2, с.591]

В области культуры и средств массовой информации активно действуют разнообразные организации творческих работников - творческие союзы, ассоциации, компании, комиссии и т.п. Государство обеспечивает социальную защиту творческих работников, не вмешиваясь в их деятельность.

ТЕСТЫ

1. Какой первоочередной задачей является для государства в культурной сфере?

А) Стимулирующие налоговые льготы инвесторам

Б) Сокращение устаревших культурных ценностей

В) Реставрация культурных памятников

2. Один из основных задач Министерства культуры РФ является:

А) Перемещение исторических памятников

Б) Содействие развитию национальных культур народов России

В) Содействие развитию национальных культур народов СНГ

3. Постановление Правительства от 16 июня 2000 года была проведена:

А) Реорганизация структуры центрального аппарата Минкультуры

Б) Объединение всех культурно-отраслевых боков

В) Охрана и использование историко-культурного наследия

4. Что гарантирует Конституция в области массовой информации?

А) Осуществлять деятельность в пределах своей компетенции

Б) Ограничение в распространение информации

В) Открытость и свобода

5. Министерство культуры РФ в пределах своей компетенции имеет право:

А) Сокращать число культурных ценностей

Б) Эксплуатировать и разрушать культурные ценности ограничивающих свободу граждан

В) Разрабатывать и утверждать нормативные документы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система российского административного права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время правотворчества в сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно. Оно сдерживается такими “внешними” факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.

Однако есть основания надеяться, что комплексное развитие всех сфер административно-правового регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способны приблизить эту отрасль российского права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать и в российских условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гойман Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Правоведение: Учебник / Под ред. доктора юр. Наук, профессора В.И. Червонюка. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 336 стр.

Попова Л.Л. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. - 697 стр.

ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 31 ноября 2003 года

ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" от 28 марта 1998 года

ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года

ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" от 28 июля 1997 года

Закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 года

Положение о службе в органах МВД РФ. Утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года

Указ Президента РФ "Об утверждении дисциплинарного устава таможенной службы РФ 16 ноября 1998 года

Налоговый кодекс Российской Федерации: Чисти первая и вторая: (по состоянию на 25 января 2006г) - м.: Юрайт-Издат, 2006.639 стр.

Справочно-информационная система Гарант

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.