реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовые проблемы недропользования

реферат
чень часто недропользование по своей сути ограничивает или делает невозможным - длительное время или кратковременно - право землепользования. В этой связи обоснованно напрашивается вопрос: «Какое из прав должно признаваться приоритетным - недропользование или землепользование?»

По мнению Б.В. Ерофеева, недропользование в этом случае является основным, ведущим по отношению к землепользованию. Необходимость в земельном участке возникает только в связи с тем, что в пользование предоставляются недра для тех или иных нужд, т.е. землепользование служит тому, чтобы создать условия для осуществления права недропользования. Действительно, объективная востребованность ресурсов, залегающих в недрах земли и все еще являющихся на современном этапе основой развития экономики и обеспечения потребностей человеческого общества, свидетельствует о необходимости признания недропользования ведущим видом природопользования.

Однако, такой, казалось бы, понятный приоритет в российском законодательством к самостоятельной категории земельного фонда России, не отграничиваются от других земель по особому назначению для целей недропользования, и включаются с итсостав земель специального назначения (промышленности, транспорта, связи и иного назначения).

В законе "О недрах" законодательные положения об отношениях недропользователей и землепользователей находят развитие в ст. 25.1. Согласно Закону земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством. Решение об отчуждении таких законодательстве не находит должного закрепления.

Земельные участки, предоставленные для разработки недр, не отнесены земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разделением их полномочий.

Однако не совсем понятно, исходя из перечня оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, приведенного в Земельном кодексе РФ, распространяется ли эта норма на недропользователей субъектов коммерческой деятельности.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из приведенных позиций, перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не является исчерпывающим. Однако цели недропользования не рассматриваются в законе как повод отчуждения соответствующих земель и их обладателей. Кроме того, учитывая то, что в настоящее время большинство предприятий, участвующих в изучении и разработке недр, основаны на частных инвестициях, вряд ли они вправе настаивать на изъятии земельных участков, необходимых для их деятельности, по основанию для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, в настоящее время лица, имеющие лицензию на право пользования недрами, должны самостоятельно приобретать права на земельные участки: ходатайствовать о предоставлении земель в аренду в органах государственной власти или местного самоуправления (если земли относятся к государственной или муниципальной собственности), либо заключать гражданско-правовые договоры с физическими или юридическими лицами (аренды, купли-продажи) - частными собственниками земли. При этом законодательство не наделяет недропользователей какими-либо гарантиями в приобретении прав на земельные участки. В связи с этим нередко на практике недропользователи и правообладатели земельных участков не могут договориться об условиях предоставления прав на земельные участки, например, когда стоимость арендной или выкупной платы необоснованно завышается.

Закон не и не наделяет недропользователя гарантиями на приобретение прав на земельный участок, необходимый для реализации права пользования недрами, вообще. Речь идет о том, что правообладатель земельного участка, в частности, его собственник, на практике может своими действиями создавать препятствия недропользователям, формально не нарушая положений Конституции РФ о пределах правомочий собственника земли. Как максимум он может отказаться от предоставления земли для пользования недрами вообще, поскольку за это не установлено никакой ответственности. Как минимум - настаивать о высокой договорной цене, требовать обязательного выкупа земли, причем по его "договорной" цене. С точки зрения гражданского законодательства отношения землеобладателя и недропользователя будут строиться на общих принципах обязательственного права и договорных отношений. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Основная проблема заключается в том, что нигде в законе нет указания на обязательность заключения договора для правообладателя земельного участка, когда его земельный участок необходим другим лицам для реализации права пользования недрами.

В отношениях недропользователей с органами государственной власти или местного самоуправления, когда они выступают представителями собственника земли - государства или муниципального образования, помимо недостаточной правовой регламентации отношений по поводу предоставления прав на землю нередко прослеживаются сложности организационного характера. Имеются в виду наличие противоречий в полномочиях по предоставлению прав на землю, а также зачастую - существенное нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений и оформления договорных отношений. Федорова Ю.Н. Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами. // Право и экономика. 2007. №1. С. 82.

Глава V. Проблема государственной регистрации прав на участки недр

Принятие Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) ознаменовало новый этап в развитии российского гражданского права. Возникли новые институты, в том числе институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Статья 130 ГК РФ определяет понятие недвижимости, к которой относятся природные ресурсы (участки недр, земельные участки, обособленные водные объекты, леса), а также все, что прочно связано с землей. В ГК РФ к имуществу отнесены не только единичная вещь, но и совокупность вещей. Следовательно, под недвижимым имуществом нужно понимать, в том числе совокупность недвижимых вещей. Например, земельный участок и расположенные на нем объекты природы.

Соответствующие статьи ГК РФ, содержащие положения о праве собственности и других вещных правах, в основном являются комплексными понятиями, так как речь идет об имуществе. Следовательно, ГК РФ и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) предусматривают в основном необходимость государственной регистрации права на недвижимое имущество, состоящее из нескольких недвижимых вещей, как на единый объект недвижимого имущества. В ст. 12 Закона о государственной регистрации принцип единого объекта недвижимого имущества определяется в качестве основополагающего применительно к вопросам, связанным с порядком ведения Единого государственного реестра прав. Основанием для такой регистрации может быть любое иное осуществляемое собственником юридически значимое действие, совершаемое до государственной регистрации и подтверждающее возможность объединения нескольких объектов недвижимого имущества для придания им единого правового статуса.

В соответствии со ст. 17 Закона о государственной регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. При этом кадастровый номер - это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Таким образом, иным юридически значимым действием, осуществляемым собственником и совершаемым до государственной регистрации соответствующего права, может быть получение в соответствующем уполномоченном органе государственной власти технического паспорта на сложный объект недвижимого имущества. Присвоение единого учетного номера новому сложному объекту недвижимого имущества будет достаточным основанием для осуществления государственной регистрации прав на него как на единый имущественный комплекс. Следовательно, если комплекс недвижимого имущества индивидуализирован, то и государственная регистрация соответствующего права должна осуществляться именно на данный комплекс.

В соответствии с Законом о государственной регистрации к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации, относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы. Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлена в ст. 131 ГК РФ. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация) является особенностью гражданско-правового режима недвижимости. Порядок ее осуществления установлен в Законе о государственной регистрации.

В соответствии со ст. 2 Закона государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Единственное доказательство возникновения или прекращения права на недвижимое имущество - государственная регистрация, которая проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Законом о государственной регистрации единой системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

В настоящее время уполномоченные органы по осуществлению государственной регистрации набрали достаточный опыт по успешной реализации положений указанного Закона. Однако, как это всегда бывает на практике, перед регистрационными органами встают новые вопросы о применении тех или иных положений законодательства. К таким проблемным вопросам относится и государственная регистрация прав на природные объекты, в частности участки недр. Нормативное регулирование отношений в области природопользования осуществляется нормами гражданского и природоресурсного законодательства, которые в некоторых случаях не стыкуются друг с другом. Поэтому осуществление государственной регистрации прав на природные ресурсы нуждается в устранение таких противоречий. Например, Закон РФ "О недрах" (далее - Закон о недрах) не содержит прямого указания на необходимость государственной регистрации прав на недра в учреждениях юстиции. Статья 28 данного Закона предусматривает, что "государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами". Закон признает объектом государственной собственности недра в целом как часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - как часть земной поверхности и дна водоема. Участки же недр в виде горного отвода Законом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование только после проведения учетных работ. При этом речь идет не о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренной ГК РФ и Законом о государственной регистрации, а о специальной учетной регистрации в уполномоченном органе государственной власти. Статья 28 Закона о недрах предусматривает учет специально уполномоченными федеральным органами управления государственным фондом недр. Однако наличие специализированного учета не исключает необходимость государственной регистрации прав на участки недр. По мнению А.Р. Кирсанова, "права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой оборот допускается федеральными законами".

В статье 131 ГК РФ установлено, что помимо государственной регистрации может предусматриваться и иная специальная регистрация либо учет отдельных видов недвижимого имущества, которые не имеют правоустанавливающего значения. Это необходимо для осуществления дополнительного контроля над некоторыми видами недвижимого имущества. По мнению О.Л. Дубовик, "во всех случаях независимо от субъектной принадлежности или формы собственности пользование природными объектами должно соответствовать соблюдению экологических и иных интересов общества"

Необходимо отметить, что только государственная регистрация носит правоустанавливающий характер, так как представляет собой юридически значимое действие, являющееся основанием для возникновения, перехода и прекращения права на недвижимое имущество. Такая же запутанная ситуация (двойная регистрация) имеется и в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с использованием водных объектов. ГК РФ (ст. 340) и Земельный кодекс РФ (ст. 1 и 35) устанавливают в качестве основополагающего принципа оборота недвижимого имущества единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. В настоящее время только в Лесном кодексе РФ указана необходимость государственной регистрации прав пользования участками лесного фонда в соответствии с гражданским законодательством (ст. 32).

Заключение

В настоящее время дискуссии по вопросам, связанным с дальнейшими путями совершенствования и развития российского законодательства о недрах являются весьма активными и острыми, что вполне объяснимо и связано с тем, что минерально-сырьевые ресурсы в значительной мере влияют на экономическую и социальную стабильность в стране.

Дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы государства, особенно по таким имеющим устойчивый спрос полезным ископаемым, как нефть, газ, благородные и цветные металлы, имеет хорошие перспективы за счет изучения континентального шельфа Российской Федерации, районов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Однако, проведение геологоразведочных работ, вовлечение в освоение новых месторождений полезных ископаемых требует стабильности и предсказуемости развития законодательства о недрах.

Можно констатировать, что в настоящее время сложилась развитая, но не лишенная противоречий и наличия не решенных проблем, правовая база, регулирующая отношения, связанные с правами собственности на недра и порядком пользования недрами. Современное законодательство о недрах включает в себя огромное количество нормативно-правовых актов различного уровня. Анализ вышеуказанных законодательных положений позволяет сделать вывод о серьезных пробелах в правовом регулировании отношений землеобладателей и недропользователей.

Несмотря на внешне всестороннее внимание законодателя к вопросам недропользования, без должного внимания остается сфера взаимодействия двух важнейших форм природопользования - земле- и недропользования. Ценность ресурсов недр земли уже давно не вызывает сомнения, однако все больше возрастает осознание гражданами и ценности самих земельных ресурсов. Земля выступает не только в качестве средства производства, пространственного базиса для размещения различных объектов и живых ресурсов, но и все больше приобретает статус объекта с высоким стоимостным потенциалом.

Именно поэтому в настоящее время требуется четкая законодательная детализация правового режима земель, необходимых для реализации права недропользования. Представляется, что недропользователь должен быть наделен правовыми гарантиями приобретения прав на соответствующие земельные участки. В законе должно быть закреплено, что землеобладатель не вправе воспрепятствовать реализации права недропользования. Необходимо сформулировать положение об обязательности заключения договора аренды земельного участка в целях применения его для пользования недрами. В то же время принципы построения правоотношений между этими двумя субъектами должны быть также определены в нормах права. С одной стороны необходимо установить пределы возможных претензий землеобладателя относительно расчета причиненных земельному участку убытков, с другой стороны - стимулировать механизмы недропользования с причинением наименьшего ущерба земельным ресурсам.

Сегодня институт государственной регистрации прав на природные объекты как недвижимое имущество, нуждается в развитии. Право на природные объекты становится правом только после государственной регистрации, а государственная регистрация прав - это государственная гарантия прав, поэтому целесообразно предусмотреть в действующем гражданском законодательстве и законодательстве о недрах РФ нормы о государственной регистрации прав на участки недр как объектов недвижимости, осуществляемые исключительно учреждениями юстиции. И только иная - техническая - регистрация может осуществляться в других специализированных органах государственной власти.

Для целей гражданско-правового регулирования необходимо различать недра и участки недр. Данный тезис тем более справедлив, если мы говорим о том, что горное законодательство должно быть направлено на регулирование двух типов отношений: частноправовых и публично-правовых. Действительно, недра, в отличии от участка недр, объектом гражданских прав быть не могут, поскольку они не отвечают признакам вещи. Однако в ходе исследования мы установили, что участок недр обладает всеми признаками вещей и его можно отнести к непотребляемым вещам. Современному российскому законодательству не известны какие-либо вещные права на участок недр, за исключением права собственности. В будущем такого рода скудность правового регулирования было бы целесообразно устранить. В определенном виде мог бы быть заимствован институт сервитутов, который ведет свое начало из Германии и существовал в Дореволюционной России. Отсутствуют и теоретические препятствия для конструкции договора аренды участка недр.

Список литературы

1.
Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.//Рос. газ. - 1993. - 25 дек.

2. О недрах: закон от 21 фев. 1992 г. №2395-1// Собр. Законодательства РФ. - 1995. - №10. - Ст.832.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 12 дек. 1994 г. №51-ФЗ//Собр. законодательства РФ. - 1994 - №32. - Ст. 3301.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 29 ноябр. 2001 г. №136-ФЗ//Собр. законодательства РФ. - 2001. - №44 - Ст. 4147.

5. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ//Собр. законодательства РФ. - 1997. - №30. - Ст. 3594.

6. Башмаков Г.С. Право пользования недрами в СССР/Г.С.Башмаков. - М.: Наука, 1974. - 174 с.

7. Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. I. M., - 1999. - 631 с.

8. Гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. Т. I. М., 2005. - с. 816.

9. Дикусар В.М. Государственная регистрация прав на природные объекты.//Законодательство и экономика. - 2006. - №2. - С.31-35

10. Дроздов И.А. О развитии правового регулирования недропользования.//Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. - 2007. - №8. - С. 30-44.

11. Недропользование на территории Российской Федерации и её континентальном шельфе: Федеральное законодательство о недрах и практика его применения. - М.: Олита, 2004. - 1240 с.

12. Певзнер М.Е. О горном праве//Государство и право. - 1996. - №8. - С.52-57.

13. Салиева Р.Н. Правовое обеспечение предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики/ Р.Н. Салиева - Новосибирск: Наука,2001. - 232 с.

14. Теплов О. Развитие федерального законодательства о недрах//Право и экономика. - 2003. - №2. - С.3-10.

15. Удинцев Вс. Русское горно-земельное право/Вс.Удинцев. - Киев: Тип. Чоколова, 1909. - 371 с.

16. Федорова Ю.Н. Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами. // Право и экономика. - 2007. - №1. - С. 80-86.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.