реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовой статус гражданина - предпринимателя

реферат
p align="left">Основными проблемами, которые требуют решения, являются:

Во-первых, необходимо усовершенствовать взаимоотношения между субъектами предпринимательства и контролирующими органами (налоговой службой, таможенными органами, органами контрольно - ревизионной службы), а также взаимоотношения между субъектами предпринимательства и исполнительными органами местного самоуправления. Эти вопросы следует решать на законодательном уровне, и прежде всего, упорядочение контрольно - ревизионных функций контролирующих органов, начиная с обозначения перечня этих функций: установление регламентных сроков, периодичности и последовательности контрольных проверок, разработки единого механизма ответственности контролирующих органов и должностных лиц за нарушения, обеспечение предприятий нормативными документами, которые регламентируют деятельность соответствующих контролирующих органов.

Во-вторых, при конкретном, но четко в рамках законодательства, контроле за предпринимательской деятельностью следует кардинально уменьшить административные давление со стороны государственного аппарата за субъектами предпринимательства. Для этого необходимо осуществить ряд правовых мер, направленных на координацию деятельности государственных органов по вопросам либерализации режима предпринимательства в стране.

В - третьих, необходима смена налогового законодательства с целью уменьшения налогового давления на субъектов предпринимательства, количества и видов налогов, а также упрощения порядка их уплаты. Для этого необходимо как можно быстрее принять Налоговый кодекс Украины.

Следует отметить, что процесс усовершенствования законодательства о предпринимательстве требует устранения ограничений, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности. Это упрощение порядка образования, регистрации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности; сокращение перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию и патентованию, требуют получение сертификатов и других разрешений на осуществление предпринимательской деятельности; лимитирование проверок и контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности; упрощение процедуры таможенного оформления грузов при осуществлении экспортно-импортных операций; обеспечения последовательности и стабильности нормативно - правового регулирования предпринимательской деятельности.

Названные меры являются необходимыми на сегодняшний день, поскольку развитие рыночных отношений в экономике Украины требует ликвидировать так называемый правовой «беспредел», попытки коррупции со стороны должностных лиц органов власти, которые наделены контрольными функциями по отношению к субъектам предпринимательской деятельности и принятие огромного количества ведомственных нормативных актов.

Таким образом, становление здорового предпринимательства, особенно сферы малого бизнеса, происходит с активной помощью государства. Вместе с тем, государство не должно грубо вмешиваться в предпринимательскую деятельность, чрезмерно регламентировать предпринимательство. Правовое регулирование и регламентирование предпринимательства - актуальная проблема не только сегодня, но и, возможно, отдаленного будущего. Оно требует совместных усилий науки и практики в интересах создания оптимального экономико-правового механизма хозяйствования.

Кроме того, систематизация законодательства о предпринимательстве является весомым шагом на пути к образованию новой отрасли права - предпринимательского права, предметом регулирования которого являются отношения, связанные со сферой предпринимательской деятельности. Формирование такой отрасли права, как предпринимательское - это актуальный шаг на пути к построению рыночной экономики.

Глава 2. Условия осуществления предпринимательской деятельности

2.1 Процедура государственной регистрации физических лиц - предпринимателей

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. Наряду с государственной регистрацией элементом легитимации предпринимательства следует признать лицензирование отдельных видов деятельности, так как без него участие субъектов предпринимательства в большинстве сфер экономики зачастую оказывается невозможным.

Установленные государством и закрепленные в законодательстве необходимые требования прохождения определенных процедур, а именно, государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства, являются условиями осуществления предпринимательства.

В соответствии с действующим законодательством необходимым условием осуществления всех видов предпринимательской деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательства, а отдельных видов деятельности - лицензирование. Государственную регистрацию регулируют ст. 58 Хозяйственного кодекса Украины и Закон Украины « О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 15.05.2003 г. [16]. Лицензирование регулирует Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. [17], а также многочисленные ведомственные нормативно - правовые акты, определяющие особенности лицензирования соответствующих видов деятельности.

Кроме того, некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента - государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного подразделения заниматься ими. В соответствии с Законом Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. [18] торговая деятельность за наличные средства, с использованием других форм расчетов и кредитних карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютних ценностей, а также деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, требует получения торгового патента.

Основное предназначение государственной регистрации видится в первичной легитимации участников хозяйственного оборота в целом, состоящей из трех основных элементов: 1) государственного учета субъектов предпринимательской деятельности; 2) сбора публично - достоверных данных об их правовом, имущественном и организационном положении; 3) осуществлению контроля за законностью возникновения, изменения и прекращения правового статуса предпринимателя.

Государственная регистрация устанавливается не только в интересах государства, но и для создания так называемой прозрачности рынка, то есть возможности не только для государства, но и для других участников рыночных отношений знать о своих будущих партнерах и контрагентах, производителях продукции.

В литературе неоднократно отмечались существенные недостатки, сложившиеся в практике государственной регистрации и лицензирования в Украине, многочисленные нарушения при осуществлении государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности.

Причинами несовершенного обеспечения легитимации субьектов предпринимательства являются, в частности, слабость организационных средств, в том числе рассредоточении процедуры легитимации в различных государственных органах, что затрудняет этот процесс, а также правовой нигилизм государственных чиновников.

Ученые - юристы отмечают, что вопросами, непосредственно связанными с полномочиями органов государственной регистрации, являются вопросы проверки объема правоспособности и дееспособности физического лица, которое имеет намерение зарегистрироваться как субъект предпринимательства.

В связи с этим поднимаются вопросы необходимости урегулирования механизма проверки правоспособности и дееспособности физического лица в процессе государственной регистрации и возложении на органы государственной регистрации полномочий относительно этого. «Известно, что на практике невозможно проверить все основания, по которым закон запрещает физическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность или ограничивает их право на эту деятельность. Например, человек может скрыть факт занимания им некоторых должностей или наличие судимости за умышленные преступления. Это же касается и проверки факта ограничения по решению суда (злоупотребление алкоголем, наркотиками)» [19].

В научной литературе юридическая процедура государственной регистрации субъектов предпринимательства в соответствии с Законом о государственной регистрации определяется как система, которая:

· ориентирована на достижение конкретного правового результата;

· состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения и внутренне структурирована правовыми отношениями;

· постоянно находится в динамике, в развитии;

· выступает средством реализации основного, главного для нее правового отношения по реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность.

Для решения этих задач процедура государственной регистрации в целом соответствует требованиям эффективности, доступности, оптимальности, надежности и последовательности. «В основном процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности… следует признать эффективной, поскольку она предлагает различные варианты реализации основных положений Закона и предоставляет субъектам право выбирать варианты осуществления своих прав и исполнения обязанностей. Процедура регистрации не является излишне сложной и формализованной» [20].

Представляется, что исследование данных проблем является актуальным в настоящее время, так как от эффективности и совершенства указанных процедур зависят перспективы развития предпринимательства в Украине; путем совершенствования регистрации, лицензирования, патентования - для их упрощения и доступности - может решаться ряд проблем предпринимательства в Украине.

Таким образом, мы определили законодательную базу регулирования государственной регистрации, лицензирования и патентования предпринимательской деятельности, выявили ее значение для государства и формирования прозрачности рынка предпринимательской деятельности в целом, а также указали ряд проблем, которые поднимаются исследователями в указанной сфере правоотношений.

2.2 Порядок осуществления деятельности субъектами хозяйствования

Порядок проведения государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей регулируется Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 15.05.2003 г. [16] и включает, в частности:

- проверку комплектности документов, представляемых государственному регистратору, и полноты сведений, указанных в регистрационной карточке;

- проверку документов, представляемых государственному регистратору, на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации;

- внесение сведений о юридическом лице или физическом лице - предпринимателе в Единый государственный реестр;

- оформление и выдачу свидетельства о государственной регистрации и выписки из Единого государственного реестра (ч.2 ст.4 Закона).

Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц - предпринимателей проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по месту жительства физического лица - предпринимателя (ч.1 ст.5 Закона).

Для проведения государственной регистрации физическое лицо, имеющее намерение стать предпринимателем, должно представить лично государственному регистратору по месту жительства следующие документы:

заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации физического лица - предпринимателя;

копию справки о включении заявителя в Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей;

документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации физического лица - предпринимателя.

Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведения государственной регистрации физического лица - предпринимателя, если они не предусмотрены Законом.

Государственный регистратор при отсутствии основания для представления документов, представленных для проведения государственной регистрации, без рассмотрения обязан проверить эти документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации, предусмотренных Законом.

При отсутствии оснований для отказа в проведении государственной регистрации физического лица - предпринимателя государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации на основании сведений регистрационной карточки на проведение государственной регистрации физического лица - предпринимателя.

Дата внесения в Единый государственный реестр записи о проведении государственной регистрации физического лица - предпринимателя является датой государственной регистрации физического лица - предпринимателя.

Свидетельство о государственной регистрации должно быть оформлено государственным регистратором и выдано заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации физического лица - предпринимателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.