реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

реферат

Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

3

Вариант 3

Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских
(фермерских) хозяйств

План:

  • 1. Общая характеристика земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. 2
  • 2. Основания возникновения прав на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. 5
  • 3. Формы и виды собственности на землю у крестьян (фермеров), кооперативов, хозяйственных обществ. Их законодательное закрепление. 6
  • 4. Аренда земельных участков сельскохозяйственными коммерческими организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. 9
  • 5. Использование земли: права и обязанности пользователей. 11
  • 6. Охрана окружающей природной среды в связи с использованием земли. 13
  • 7. Возмещение вреда при загрязнении окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов: порядок и условия. 15
  • Задача 18
  • Литература и нормативные акты 21

1. Общая характеристика земель
сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестья
нских (фермерских) хозяйств.

Сельскохозяйственные организации используют в настоящее время
основную часть земель сельскохозяйственного назначения, к которым
относятся земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или
предназначенные для этих целей.

Земля в сельскохозяйственном производстве является незамени-
мым фактором в силу ряда особенностей, среди которых можно назвать
следующие: ограниченность (неизмененность количества); неперемеща-
емость; невоссоздаваемость; неуничножаемость; практически неисчер-
паемость производительной силы.

Земли сельскохозяйственного назначения не случайно ставятся на
первое место среди выделяемых в законодательстве семи категории зе-
мель земельного фонда страны. Основное их назначение -- производст-
во сельскохозяйственной продукции. Иначе говоря, здесь земля высту-
пает не только в качестве базиса для производственной деятельности,
но и производительной силы, главного средства производства. Поэтому
при характеристике данных земель выделяется такое важнейшее их
свойство, как плодородие. При отсутствии плодородия невозможно про-
изводство сельскохозяйственной продукции.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, которое четко
выделяло две основные формы сельскохозяйственного производства --
колхозы и совхозы, и довольно подробно определяло правовой режим зе-
мель сельскохозяйственного назначения, действующее законодательст-
во и практика свидетельствуют о наличии многих неопределенностей в
этой сфере.

Отсутствует прочная нормативная база, определяющая правовой
режим земель сельскохозяйственных предприятий. Так, Указом Прези-
дента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 “О приведе-
нии земельного законодательства Российской Федерации в соответствие
с Конституцией Российской Федерации” отменены многие статьи Зе-
мельного кодекса 1991 г., в том числе и те, которые затрагивают право-
вой режим земель сельскохозяйственного назначения, а взамен не при-
няты соответствующие акты. В Федеральном Собрании Российской Федерации обсуждались два конкурирующих проекта федерального закона
о земле (один из них внесен Правительством, а другой -- фракцией
Выбор России”).

На их базе разработан объединенный проект Земельного
кодекса РФ, последний вариант которого принят в мае 1996 г. Государст-
енной Думой в третьем чтении. Президент РФ наложил на Кодекс вето.

При рассмотрении конкретных вопросов мы будем ссылаться не
только на действующие нормативные акты, в том числе на неотмененные
статьи Земельного кодекса 1991 г., но и на имеющийся проект.

Традиционно интересы сельского хозяйства в области землепользо-
вания обставлялись особыми гарантиями. И ныне действующее законо-
дательство, и указанный законопроект устанавливают приоритет сель-
скохозяйственного землепользования, строго ограничивают возмож-
ность изменения целевого назначения этих земель, в том числе изъятие
их из сельскохозяйственного оборота. Земли, пригодные для сельскохо-
зяйственного использования, должны предоставляться прежде всего для
сельскохозяйственных целей. Иначе говоря, при наличии нескольких
претендентов на определенный участок предпочтение должно быть от-
дано тому, кто будет использовать участок для сельскохозяйственных
целей. Правда, при предоставлении участка для сельскохозяйственных
целей закон не предусматривает каких-либо преимуществ для тех или
иных форм ведения хозяйства. Закон исходит из необходимости обеспе-
чения свободы выбора форм использования земли. Поэтому при реше-
нии вопроса о том, кому конкретно должен быть предоставлен участок
для сельскохозяйственных делей, по смыслу закона необходимо учиты-
вать не форму ведения хозяйства, а то обстоятельство, насколько умело
и рачительно будет использовать участок соответствующий претендент.

Приоритет сельскохозяйственного землепользования выражается и
в тех требованиях, которые должны учитываться при изъятии земель для
несельскохозяйственных нужд. Ранее действовавшее земельное законо-
дательство особо жесткий режим охраны земель при их изъятии уста-
навливало в отношении пашни, орошаемых и осушенных земель. Дейст-
вующее законодательство (ст. 24 ЗК РСФСР) применительно к изъятию
земель для государственных и муниципальных (несельскохозяйствен-
ных) нужд выделяет наиболее продуктивные земли двух видов по другим
признакам:

1) сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой выше сред-
него районного уровня;

2) особо ценные для данного района продуктивные угодья (в том
числе опытные поля).

Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше
среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяй-
ственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных
с выполнением международных обязательств, разработкой месторожде-
ний ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры
истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов , линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объек.
тов.

Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель в
том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреж-.
дений и учебных заведений, а также других особо охраняемых террито.
рий, не допускается. Перечень участков таких земель устанавливается
органами власти субъектов Российской Федерации.

В случае изъятия земель сельскохозяйственного назначения для не-
сельскохозяйственных нужд, кроме убытков, причиненных таким изъ-
ятием, возмещаются потери сельскохозяйственного производства.

Последние возмещаются также при ограничении использования зе-
мель сельскохозяйственного назначения, вызванного деятельностью
каких-либо предприятий и организаций.

Земельное законодательство содержит подробный перечень субъек-
тов сельскохозяйственного землепользования. Земли сельскохозяйст-
венного назначения предоставляются гражданам и организациям. В
частности, гражданам земли предоставляются для ведения крестьянско-
го (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводст-
ва, животноводства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяй-
ственного производства.

Подавляющая часть земель сельскохозяйственного назначения ис-
пользуется предприятиями -- колхозами и совхозами, которые упоми-
наются и в проекте Земельного кодекса, иными государственными, ко-
оперативными, общественными предприятиями, акционерными общест-
вами, совместными сельскохозяйственными предприятиями, научно-ис-
следовательскими учреждениями и учебными заведениями. В качестве
субъектов права сельскохозяйственного землепользования могут высту-
пать также несельскохозяйственные предприятия, религиозные органи-
зации, использующие земли для ведения подсобного сельского хозяйст-
ва. В настоящее время формы сельскохозяйственных организации при-
водятся в соответствие с новым Гражданским кодексом Российской Фе-
дерации и Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. “О сельскохозяй-
ственной кооперации”, т.е. они преобразуются в хозяйственные обще-
ства (акционерные, общества с ограниченной ответственностью), това-
рищества, кооперативы.

2. Основания возникновения прав на землю
сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестья
нских (фермерских) хозяйств.

Действующее законодательство предусматривает несколько видов
прав, на которых может базироваться использование земли сельскохо-
зяйственными предприятиями: собственность, бессрочное (постоянное)
пользование, временное пользование, аренда.

Конституция Российской Федерации (ст. 9, 36) затрагивает только
проблему собственности на землю, устанавливая, что “земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муни-
ципальной и иных формах собственности”. Оставляя в стороне спорный
вопрос о понятии “форма собственности”, введенном еще Конституцией
СССР 1936 г., мы будем говорить не о разнообразии форм, а о множестве
субъектов права собственности. До недавнего времени единственным
субъектом права собственности на землю было государство. Сейчас вы-
деляется и частная собственность на землю, к которой относится не
только собственность отдельных граждан, но и юридических лиц. Иначе
говоря, всякая земельная собственность, не являющаяся государствен-
ной или муниципальной, относится к частной собственности, независи-
мо от того, кто является ее субъектом (граждане или юридические лица).

Государственное сельскохозяйственное предприятие не может
иметь землю на праве собственности, ибо у государственного предпри-
ятия земля может быть только государственной. Другие, т.е. негосудар-
ственные сельскохозяйственные предприятия, могут использовать
землю как на праве собственности, так и на праве бессрочного (посто-
янного) пользования землей. Собственность и право бессрочного (посто-
янного) пользования землей -- это два основных титула, на которых
зиждется право владения и пользования земельными участками сельско-
хозяйственных предприятий. На праве аренды возможна организация
сельскохозяйственного производства. На практике сельскохозяйствен-
ные предприятия берут земли в аренду или во временное пользование
обычно дополнительно к тем, которые они используют на праве собст-
венности или бессрочного (постоянного) пользования.

Закон “О сельскохозяйственной кооперации” предусматривает, что
при реорганизации сельскохозяйственной организации ее член вправе
передать свой участок или свою земельную долю в паевой фонд коопе-
ратива (с условием возврата или без такового в случае выхода из коопе-
ратива) либо передать участок кооперативу в аренду.

Итак, согласно действующему законодательству, собственником зе-
мельного участка может быть любое негосударственное сельскохозяйст-
венное предприятие. Теоретически таким собственником может быть и
колхоз. В связи с принятием нормативных актов о реорганизации колхо-
зов и совхозов (см. Указ Президента Российской Федерации от 27 декаб-
ря 1991 г. № 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной
реформы в РСФСР” и постановление Правительства Российской Феде-
рации от 29 декабря 1991 г. № 86 “О порядке реорганизации колхозов и
совхозов”) начался и практически в основном завершен процесс преоб-
разования колхозов и совхозов в сельскохозяйственные кооперативы,
акционерные общества, в другие формы хозяйствования.

Этими актами было предписано завершить преобразование указан-
ных хозяйств и привести их статус в соответствие с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” (ныне отменен) в течение 1992 г. Однако постановление Правительства Россий-
ской Федерации от 6 марта 1992 г. “О ходе и развитии аграрной реформы
в Российской Федерации” (п. 6) не исключило сохранение такой формы
предприятия, как колхоз, на основе коллективной формы собственности
на землю, если этого пожелает общее собрание колхозников.

3. Формы и виды собственности на землю у крестьян (фермеров), кооперативов, хозяйственных обществ. Их законодательное закрепление.

Многие колхозы пока не пожелали перейти в другие формы хозяй-
ствования. Они остались негосударственными предприятиями, хотя их
деятельность базировалась на государственной земле, которая в силу
упомянутых актов подлежала приватизации. Самым простым способом
приватизации земли могла бы быть передача ее в собственность пред.
приятиям. Однако законодательство пошло по другому пути.

В негосударственных сельскохозяйственных предприятиях законо-
дательство предусмотрело введение так называемой коллективной соб-
ственности. Понятие “коллективная собственность” было введено еще
союзным Законом о собственности, а затем законами РСФСР “О земель-
ной реформе” и “О собственности в РСФСР”. В ст. 5 ныне отмененного
Закона от 23 ноября 1990 г. “О земельной реформе в РСФСР” было пре-
дусмотрено право передачи земель сельскохозяйственных предприятий
в коллективную собственность. Понятие “коллективная собственность”
юридически некорректно, и в принципе никто из ученых не дал вразуми-
тельного его толкования.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.