реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование исполнения судебных актов

реферат
зыскание может быть обращено на любое имущество должника, фактически находящееся у других лиц, кроме имущества, перечисленного в ст. 446 ГПК РФ.

Закон об исполнительном производстве не раскрывает понятия имущество, поэтому под имуществом должника согласно ст. 128 ГК РФ может пониматься вещь или совокупность вещей, включая деньги и ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Круг лиц, у которых может находиться имущество должника, также не определен законодателем. Это могут быть как физические, так и юридические лица.

Для того чтобы судебный пристав-исполнитель обратил взыскание на имущество должника, находящееся у других лиц, необходимо [31]:

- обнаружить имущество должника и его местонахождение;

- установить физическое (фамилию, имя, отчество, адрес регистрации или фактического проживания) либо юридическое лицо (организационно-правовую форму, полное название, юридический или фактический адрес), у которого это имущество находится.

Имущество должника, находящееся у других лиц, может быть обнаружено как судебным приставом-исполнителем, так и взыскателем.

Судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства, в целях обнаружения имущества должника, если последний в добровольном порядке не предоставляет необходимую информацию, направляет запросы во все организации, осуществляющие государственную регистрацию имущества (регистрационную палату, БТИ, ГИБДД, земельный комитет и т.д.). В обязательном порядке также направляются запросы в Сберегательный банк РФ и в банк или его отделение, расположенные в районе, в котором возбуждено и ведется исполнительное производство.

Так, например, в результате получения из ИФНС бухгалтерского баланса юридического лица - должника судебный пристав-исполнитель может установить, что на балансе числится автотранспортное средство, которое находится в залоге у Банка.

Каким образом взыскатель может обнаружить имущество должника и получить необходимую информацию, действующее законодательство не раскрывает.

Следует отметить, что обнаружить имущество должника, которое не подлежит государственной регистрации, довольно сложно, в отличие от имущества, которое подлежит такой регистрации.

Судебный пристав-исполнитель, установив, что у должника имеется имущество, которое находится у третьего лица, выходит по месту нахождения такого имущества и отбирает объяснения у такого лица. В случае, если объяснения получить не удалось, судебный пристав-исполнитель направляет лицу, у которого находится имущество должника, требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие такого имущества и устанавливает срок для предоставления документов. При неисполнении требования судебного пристава-исполнителя лицо может быть подвергнуто административному наказанию по ст. 17.8. или 19.7 КоАП РФ.

Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, осуществляется только на основании судебного акта. При несоблюдении указанного положения закона акт описи и ареста, составленный судебным приставом-исполнителем, может быть признан незаконным в судебном порядке.

Для получения судебного акта взыскатель или судебный пристав-исполнитель обращается в суд, выдавший исполнительный документ с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта путем обращения взыскания на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у третьих лиц.

Заявление взыскателя или судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления заявления. Рассмотрение заявления осуществляется в процессуальном порядке, с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Результатом рассмотрения заявления судебного пристава-исполнителя является определение, в котором суд постановляет обратить взыскание на конкретное имущество должника, с обязательным указанием на то, у кого это имущество находится в данный момент [31].

Вступившее в законную силу судебное постановление об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит немедленному исполнению. Исполнение указанного постановления осуществляется в рамках уже возбужденного исполнительного производства.

Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (ст. 80 Закона об исполнительном производстве), изъятия (ст. 84 Закона об исполнительном производстве) и принудительной реализации (ст. 87 Закона об исполнительном производстве). Поэтому, после того как определение суда вступит в законную силу, судебный пристав-исполнитель выходит по месту нахождения имущества должника и накладывает на него арест в порядке ст. 80 Закона об исполнительном производстве с обязательным участием понятых. Составляется акт описи и ареста имущества, после чего имущество должника передается на ответственное хранение в порядке, предусмотренном ст. 86 Закона об исполнительном производстве. Лицо, которому передается имущество на хранение, предупреждается об уголовной ответственности за растрату по ст. 312 УК РФ.

Особенностью обращения взыскания на имущество должника, находящегося у третьих лиц, является необходимость получения еще одного судебного постановления в рамках уже возбужденного исполнительного производства.

Законом предусмотрено три случая, при которых правила, предусмотренные п. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве, не применяются:

1) в первом случае обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах, во вкладах или денежные средства, находящиеся на хранении в банках и иных кредитных организациях производится без получения дополнительного судебного постановления, по правилам, предусмотренным ст. 70 Закона об исполнительном производстве;

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые осуществляют следующие виды деятельности: брокерскую, дилерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринг, депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра ценных бумаг и организации торговли на рынке ценных бумаг (глава 2 ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

В случае обращения взыскания на ценные бумаги и денежные средства должника, которые находятся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в ст. 73 Закона об исполнительном производстве, взыскателю или судебному приставу-исполнителю нет необходимости обращаться в суд за вынесением дополнительного судебного определения. Обращение взыскания осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 70 Закона об исполнительном производстве.

3) также не надо получать дополнительное судебное определение в случае исполнения судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника. Арест имущества должника включает в себя запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом или изъятие имущества (ст. 80 Закона об исполнительном производстве).

ГЛАВА 3 Проблемы исполнения судебных актов

3.1 Проблемы исполнения судебных актов и перспективы института частных судебных приставов-исполнителей в России

Низкий уровень фактически исполненных судебных актов и актов иных юрисдикционных органов не только нарушает права граждан и организаций, но и порождает ряд других негативных явлений.

Эффективность судебной защиты в значительной степени зависит от того, насколько успешно выполняют свою функцию органы принудительного исполнения. Ведь лица, защищающие свои права, нуждаются не в декларативном судебном решении или констатации факта нарушения своих прав, а в реальной их защите [21. с.444].

Именно судебные приставы-исполнители завершают цикл защиты нарушенных прав граждан и организаций, что и предопределяет особую значимость их эффективной деятельности. В России в настоящее время не создан эффективный механизм исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов, в связи с этим вопрос о форме организации Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и всей системы принудительного исполнения в России в целом все еще относится к числу наиболее дискуссионных.

Несмотря на проводимые реформы значительного улучшения дел в сфере исполнительного производства не произошло. Главной проблемой, как справедливо отмечает В.В. Ярков, остается низкая исполнимость судебных и иных предъявляемых к исполнению решений во многих субъектах Российской Федерации. В частности, в Уральском федеральном округе в 2003 г. фактическим исполнением исполнительного документа оканчивалось лишь около 30% исполнительных производств [53. с.293].

В 2008 г. в Республике Кабардино-Балкария по оконченным производствам фактическая сумма взыскания составила 3,4%, в Москве - 2,9, в Республике Калмыкия - 2,6, в Чукотском автономном округе и Читинской области - менее 2%. Большинство оконченных исполнительных производств завершалось, по существу, составлением акта о невозможности взыскания задолженности из-за отсутствия имущества у должника. В Москве по этой причине окончено около 82% исполнительных производств, в Чукотском автономном округе - 69, в республике Кабардино-Балкария и на Алтае - около 67% [47. с.4].

По данным ФССП России, в последнее время удалось значительно улучшить показатели деятельности органов принудительного исполнения. Планировалось, что в 2009 г. процент исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, составит 54,6%. Прогнозируемые результаты были достигнуты в Центральном (среднее значение составило 54,8%), Приволжском (55,6%), Южном (63,4%) федеральных округах.

Неисполнение судебных и иных юрисдикционных актов не только нарушает права граждан и организаций, но и порождает ряд других негативных явлений. Прежде всего дискредитируются судебная и исполнительная власти, укрепляется неверие во всеобщий правопорядок в государстве [40. с.62].

Важным фактором, требующим пристального внимания к системе принудительного исполнения, является постоянно увеличивающееся количество жалоб, поданных в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) против России в связи с неисполнением юрисдикционных актов ФССП. Только в 2004 г. и I квартале 2005 г. в ФССП России от Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека поступили материалы по 86 жалобам, которые касаются исполнительного производства [38. с.12-14]. По решениям ЕСПЧ Российская Федерация выплатила в 2002 г. 11 000 евро, в 2003 - 10 000 евро, в 2004 - 566 072 евро, в 2005 г. - 614 733 евро, 5 540 ф. ст., 140 546 руб. 25 коп. [10]. Динамика увеличения ежегодно выплачиваемых сумм также свидетельствует об отсутствии эффективных механизмов исполнения юрисдикционных актов.

Выбирая направление дальнейшего развития института принудительного исполнения, следует вначале решить, надо ли сохранять действующую модель системы исполнения юрисдикционных актов либо пора перейти к иной модели, обеспечивающей более эффективное решение задач, стоящих перед уполномоченными органами.

В настоящее время в различных правовых системах сложились три основные модели организации принудительного исполнения: публично правовая, частноправовая и смешанная (публично-правовая с элементами частноправовой). За основу классификации берется способ организации профессии судебного пристава-исполнителя, а также возможности и пределы участия негосударственных организаций в исполнительном производстве.

В связи с известными недостатками публично-правовой и смешанной систем все большее внимание привлекает частноправовая организация исполнения судебных решений и иных юрисдикционных актов.

Частноправовая организация принудительного исполнения судебных решений и иных юрисдикционных актов характеризуется тем, что профессия судебного исполнителя организована на либеральной основе, судебный исполнитель является свободным профессионалом, самостоятельно организующим свою деятельность и несущим при этом полную имущественную ответственность за ее результаты [41. с.29]. Подобным образом организованы системы принудительного исполнения Франции, а также Бельгии, Венгрии, Греции, Италии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии, Эстонии и ряда других стран, воспринявших французскую систему организации либеральных юридических профессий, как правило, без существенных изменений. Судебный исполнитель при такой модели организации системы принудительного исполнения наделяется полномочиями от имени государства, назначается на должность министром юстиции и действует в рамках законодательства, определяющего содержание и характер исполнительных процедур. Он действует под контролем суда (специального судьи по исполнению), прокуратуры, важную роль при этом играют профессиональные организации (объединения) судебных исполнителей. Такая система более приспособлена к потребностям общества и государства, к осуществлению хозяйственной деятельности субъектами гражданского оборота, она гарантирует своевременное исполнение актов органов гражданской юрисдикции обязанными лицами и обеспечивает в большей степени защиту прав взыскателей. Все это и обусловливает, на наш взгляд, ее привлекательность для многих стран, реформирующих свои системы принудительного исполнения (Белоруссии, России, Украины и др.).

Несомненно, частноправовая организация системы принудительного исполнения заслуживает пристального внимания. Важно осознавать, что переход к альтернативной (либеральной) модели организации органов принудительного исполнения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К числу первых, несомненно, можно отнести то, что государство снимает с себя бремя финансирования органов принудительного исполнения, и оно ложится исключительно на должников. Данная модель предполагает оплату результатов деятельности судебного пристава-исполнителя не за счет средств федерального бюджета, а ставит ее в прямую зависимость от результатов его деятельности, направленной на исполнение юрисдикционных актов, что позволит повысить эффективность системы принудительного исполнения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.