p align="left">Диссертантом делается вывод, что в структуре деятельности любого государственного органа вопросам обеспечения прав трудящихся-мигрантов следует уделять большее внимание. Но решение данных вопросов не составляет основного содержания деятельности большинства органов государственной власти: реализации подлежат лишь основные задачи и функции в соответствии с государственными актами, регламентирующими их деятельность. Вместе с тем важность обеспечения законности, основных прав и свобод трудящихся-мигрантов диктует необходимость функционирования не только внутригосударственных правоохранительных органов, но и создания межгосударственного органа, непосредственно специализирующегося на реализации актуальных задач в сфере трудовой миграции. В работе автор отмечает, что роль правоохранительных органов ряда зарубежных государств в решении вопросов реализации прав и свобод трудящихся-мигрантов далеко не одинакова. Это объясняется различием задач и функций, ведомственной принадлежностью, формами, методами, условиями работы, а также силами и средствами, которыми эти органы располагают. В целом автор делает вывод о том, что основную нагрузку в реализации и защите прав трудящихся-мигрантов по выбору ими места пребывания и работы несут миграционные службы государств. В работе подчеркивается, что в сочетании с международными принципами и нормами, средствами, процедурами, формами и методами деятельности, система государственных органов составляет международно-правовой механизм, обладающий своими особенностями. Автор обосновывает положения о том, что международно-правовой механизм представляет собой сложный и многосторонний в организационно-политическом и в юридическом отношениях организм, за которым закреплены соответствующие полномочия. Это процедурно-правовой механизм осуществления охраны, который должен раскрываться через систему международно-правовых норм, деятельность субъектов и характер связей между ними. При этом указанный международно-правовой механизм автор рассматривает не в статике, а в динамике, ибо сущность любого механизма раскрывается в процессе его функционирования. Применительно к процессу превращения международно-правовых норм в сфере трудовой миграции речь идет о реализации конкретных юридических возможностей. Категорию «механизм» автор рассматривает с различных точек зрения: на терминологическом уровне - в качестве «механизма правового регулирования», «механизма правотворчества», «механизма формирования правомерного поведения», «механизма укрепления законности», «социально-юридического механизма обеспечения прав человека» и др. Диссертант раскрывает сущность «международно-правового механизма, регулирующего трудовую миграцию» в качестве системы международно-правовых норм, правомерной деятельности различных субъектов и характерных связей между ними, общих и специальных гарантий, а также разнообразных политико-правовых, социально-экономических и иных форм и методов, способов, условий и средств их осуществления в соответствии с установленными процедурами и действующими принципами и нормами международного права. Во втором параграфе - «Состояние международно-правового регулирования трудовой миграции в Содружестве Независимых Государств» - отмечается, что правовое регулирование в сфере трудовой миграции защиты прав трудящихся-мигрантов осуществляется на многосторонней и двусторонней основе. Одним из основополагающих документов здесь выступает Конвенция «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» (1995г.), принятая Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ для урегулирования процессов трудовой миграции в странах Содружества. Автор обосновывает необходимость и возможность заключения международного соглашения о создании межгосударственного органа государств-участников СНГ, а также государственной информационной системы миграционного учета и введения единых по форме, содержанию, срокам действия въездных документов (виз) для всех государств-участников. Диссертант приходит к выводу о том, что потребность в развитии экономики Российской Федерации вызывает необходимость притока трудящихся-мигрантов из государств-участников СНГ. При этом среди иностранных работников, труд которых используется в России, все еще велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав, нагнетанию ксенофобских настроений в обществе. Исследование показало, что законодательство, действующее в сфере регулирования миграционных процессов, не отвечает потребностям правоприменительной практики. Так, по степени детализации оно еще отстает от ряда зарубежных стран и не в полной мере соответствует международным стандартам. Автор предлагает меры по его дальнейшему совершенствованию. В третьей главе - « Правовой статус трудящихся-мигрантов и его закрепление в нормах международного права» - рассматривается содержание прав и обязанностей трудящихся-мигрантов, международно-правовые основания их ответственности за легальную трудовую миграцию. В первом параграфе - «Содержание прав и обязанностей трудящихся- мигрантов»,- на основе результатов анализа содержания международно-правовых стандартов, автор делает вывод о том, что основным правам и свободам трудящихся-мигрантов корреспондируют соответствующие обязанности государства, входящие в его правовой статус: во-первых, государство обязано признать права и свободы трудящихся-мигрантов; во-вторых, оно обязано соблюдать и защищать права трудящихся-мигрантов, т.е. брать на себя обязательство воздерживаться от вмешательства в сферу их экономических интересов, кроме случаев, установленных законом. Таким образом, обязанности государства, корреспондирующие с правами и свободами трудящихся-мигрантов, находят свое выражение в совокупности гарантий, зафиксированных в международно-правовых нормах, в тех условиях и возможностях, которые государство обязуется создать и предоставить трудящимся-мигрантам для их практического осуществления. Следовательно, процесс обеспечения государством прав и свобод трудящихся-мигрантов состоит в создании условий и предоставлении возможностей для реализации ими своих прав и обязанностей. Однако понимание отношений трудящегося-мигранта и государства как правоотношений вовсе не означает их детальной регламентации. Так, для трудящегося-мигранта смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства, в обязанности оказать такую защиту. В то же время трудящийся-мигрант и государство «выясняют отношения» по поводу обязанностей, и государство во имя правопорядка и в законных формах требует (нередко принуждает) соблюдать обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав трудящийся-мигрант остается относительно свободным. Раскрывая правовой статус трудящегося-мигранта, автор также рассматривает ряд соглашений, заключенных в рамках Международной организации труда (МОТ), одна из задач которой состоит в защите интересов трудящихся-мигрантов за границей, а также в реализации программ, обеспечивающих полную занятость путем «передвижения рабочих, включая миграцию в целях устройства на работу». Основными среди них являются Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (1949), Конвенция МОТ № 118 о равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962), Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975) и др. Диссертант отмечает, что все государства, ратифицировавшие указанные конвенции, обязаны соблюдать основные права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов, а также предоставлять им без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются их собственные граждане в отношении заработной платы, рабочего времени, оплачиваемых отпусков, возраста принятия на работу, профессионального обучения, жилищного вопроса, принадлежности к профессиональным союзам, социального обеспечения, налогов, судопроизводства. Вместе с тем согласно указанным конвенциям трудящиеся-мигранты и члены их семей обязаны соблюдать законы и правила государства, требования работы по найму, а также уважать исторические и культурные традиции местного населения. В работе подчеркивается, что совершенствование правового статуса трудящихся-мигрантов в Российской Федерации предполагает устранение существующих коллизий правовых норм, касающихся прав и обязанностей последних, преодоления неопределенности правового регулирования, которое нередко чревато последствиями, серьезно ухудшающими положение трудящихся-мигрантов. Наряду с избыточностью и усложненностью отдельных административных процедур в отношении трудящихся-мигрантов ряд процедур, напротив, либо вообще не получили надлежащего правового оформления, либо урегулированы далеко не в полном объеме. Так, не до конца урегулирована процедура приглашения в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, установленная ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации См.: ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (в ред. от 29 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. № 45. Ст. 4377.. Согласно этой статье работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в целях занятия трудовой деятельностью либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны направлять в ФМС России или ее территориальный орган, территориальный орган ФСБ России информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы (места пребывания). При этом ни сроки предоставления такой информации, ни вид ответственности за несоблюдение указанного правила в Законе не установлены. Диссертантом обосновываются предложения по изменению и дополнению норм Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части, касающейся установления в законе права иностранного гражданина на обжалование решения об отказе в выдаче разрешения на работу или его аннулировании. Во втором параграфе - «Международно-правовые основания ответственности за незаконную трудовую миграцию» - автор подчеркивает, что нелегальную трудовую миграцию мировое сообщество относит к числу основных вызовов и угроз национальной и международной безопасности, наряду с терроризмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия. Автор отмечает, что парадоксальная ситуация с развитием процессов трудовой миграции породила противоречие в дальнейшем совершенствовании их международно-правового регулирования. Так, если во второй половине XX в. усилия мирового сообщества, в основном, были направлены на формирование правовой базы защиты прав трудящихся-мигрантов, то в конце 1990-х годов активизировались международные усилия по созданию правового заслона для нелегальной трудовой миграции. В работе подробно анализируются меры по противодействию нелегальной миграции в США, ФРГ, Франции, Китае, а также в ряде государств-участников СНГ. Анализируя ход выполнения Плана противодействия нелегальной миграции в Российской Федерации на 2006-2008 гг., автор заключает, что нелегальная трудовая миграция приводит к: неэффективности реализации государственных программ по снижению уровня безработицы среди российских граждан; пополнению этнических организованных преступных групп новыми членами, созданию системы нелегальной торговли людьми и наркотиками; формированию теневого оборота финансовых средств для обеспечения преступной деятельности; внутренней криминализации и росту активности трудящихся- мигрантов, незаконно проживающих на территории России и др. Автор отмечает также, что нелегальная трудовая миграция порождает острейшие проблемы в стране из-за ее криминального воздействия на различные стороны жизни общества, нивелирующего положительное влияние легальной трудовой миграции на социально-экономическую и демографическую ситуацию в стране; предлагает меры по ее предупреждению. В заключении диссертации формулируются основные теоретические положения и выводы, предложения по совершенствованию международно-правового регулирования трудовой миграции и определяются пути дальнейшей разработки проблематики темы исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора: I. В научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России: 1. Прудникова Т.А. Трудовая миграция как массовое явление в современном мире // Вестник Московского университета МВД России. №1. 2006. - 0,3 п.л. 2. Прудникова Т.А. Принципы и нормы международного права в сфере миграции // Вестник Московского университета МВД России. № 2. 2006. - 0,3 п.л. 3. Прудникова Т.А. Российское и зарубежное законодательство: роль в решении проблем незаконной трудовой миграции // Вестник Московского университета МВД России. №8. 2006. - 0,3 п.л. 4. Прудникова Т.А. Международно-правовое регулирование трудовой миграции // Вестник Московского университета МВД России. №1.2007. 0,3п.л. II. В иных изданиях: 5. Прудникова Т.А. Незаконная иммиграция: проблемы и пути решения // Материалы международного семинара «Борьба с незаконной иммиграцией и статус иностранных граждан» (8-9 декабря 2005 г.). - М.: Московский университет МВД России, изд-во «Щит-М», 2006 г. - 0,4 п.л. 6. Прудникова Т.А., Лимонов А.М. Правовое регулирование трудовой миграции и социальной защиты трудовых мигрантов в государствах - участниках СНГ // Материалы международного семинара «Борьба с незаконной иммиграцией и статус иностранных граждан» (8 - 9 декабря 2005 г.). - М.: МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2006 г.- 0,5 п.л./ 0,2 п.л. 7. Прудникова Т.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права как политико-правовые основы миграции населения // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Национальная безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел» (27 декабря 2004г.). - М.: МосУ МВД России, 2005 г. - 0,3 п.л.
Страницы: 1, 2, 3
|