p align="left">Итак, товар должен быть передан: в определенном месте, согласно ст. 499 ч.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации. По общему правилу, продавец обязан передать покупателю товар непосредственно после его оплаты, но соглашением сторон может быть предусмотрена доставка товара в указанное покупателем место (например, в место жительства). Передача может быть осуществлена путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя; вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару (ст. 456 ч.2 ГК РФ). К числу документов, которые должны прилагаться к товару, относятся: паспорт, инструкция (описание) на русском языке, гарантийный талон, сертификат качества, товарный чек (содержащий основную информацию: название магазина, дату (и время) покупки, обозначение товара, цену), кассовый чек; в определенном количестве, согласно ст. 465 ч. 2 ГК РФ). Предполагается передача товара в количестве согласованном сторонами в договоре или правилами продажи соответствующих товаров. Детальной регламентации по этой обязанности Гражданский Кодекс РФ не содержит, однако считает ее обязательной для заключения договора купли-продажи; в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен (ст. 478-479 ч. 2 ГК РФ). Продавец обязуется передать товар покупателю в комплекте и комплектности соответствующей подобному виду товаров и условиям договора купли-продажи. По общему правилу продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно. Если договором розничной купли-продажи не определена комплектность товара, то продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; установленного качества, в соответствии со ст. 469 ч. 2 ГК РФ). Предлагаемый покупателю товар должен соответствовать качеству, определенному договором розничной купли-продажи и установленному государственными стандартами для соответствующих товаров. Закон "О защите прав потребителей" к понятию "стандарт" относит: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Продавец может по собственной инициативе завышать требования, установленные стандартами качества, но не занижать их Брагинский М.И. Хозяйственный договор - каким ему быть? - М., 2003. С. 125.. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании " (ред. от 09.05.2005) стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. А стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Наряду с перечисленными в Законе "О защите прав потребителей" документами в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные требования к качеству товаров могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами, и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров. - свободным от прав третьих лиц (ст. 460 ч. 2 ГК РФ). По общему правилу продавец должен передать покупателю товар свободным от любых прав и притязаний третьих лиц, в отношении передаваемого товара на момент его передачи покупателю, исключение составляет случай, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. - в таре и упаковке (ст. 481 ч. 2 ГК РФ). Продаваемый товар должен быть упакован, это осуществляется продавцом или изготовителем. Тара и упаковка, по общему правилу предоставляется покупателю бесплатно, случаи платности тары (упаковки) устанавливаются правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования Петрушкин В.А. О некоторых вопросах применения общих норм купли-продажи гл.30 ГК РФ // Финансовая газета. - N 9. - 2008. С.67.. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В статье же 495 ГК РФ предоставление покупателю информации о товаре названо обязанностью продавца. Важно отметить, что указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. N 1575 (ред. от 16.04.2001 г.) "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке", запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. В связи с этим торговые предприятия обязаны обеспечить перевод этой информации на те товары, которые были ввезены в Россию до введения в действие указанного Постановления. При этом необходимый текст может быть помещен непосредственно на упаковке или этикетке товара, либо на листке-вкладыше и прилагаться к товару при передаче его покупателю, либо в виде аннотации выставлен в торговом зале вместе с образцами реализуемых товаров. Итак, продавец обязан довести до покупателя необходимую и достоверную информацию. Такой комплекс информации должен в себя включать: во-первых информация об изготовителе (исполнителе); во-вторых информация о товарах. Первый информационный блок «информация об исполнителе» в соответствии со ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске. Более того, если виды деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию. Причем названная информация должна быть доведена до покупателя даже при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (п. 3 ст. 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Второй информационный блок - «информация о товаре» в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи Она в обязательном порядке должна содержать: обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары; сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации; цену и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров соответствующим государственным стандартам; информацию о правилах продажи товаров. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Как мы уже отметили, отдельные законодательные акты могут содержать специальные требования к форме и содержанию обязательной информации о товаре. Брагинский М.И. Хозяйственный договор - каким ему быть? - М., 2003, с. 45 Так, например, о дополнительных требованиях, предъявляемых к этикеткам, ярлыкам либо листкам-вкладышам упакованных пищевых продуктов действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 09.05.2005 г.). Отдельно можно выделить Постановление об утверждений Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, от 23 апреля 1997 г. №481 Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. №481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 апреля 1997 г. - №17.. Согласно Указу Президента РФ от 7 февраля 1996 г. №161 (ред. от 03.08.2003 г.) «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства», при розничной и мелкооптовой реализации продавцы обязаны помимо информации, предоставляемой в обязательном порядке в соответствии с настоящей статьей, предоставлять информацию о производителе продукции, месте ее изготовления, а также об организации-импортере продукции и таможенном пункте, на котором были произведены пересечение таможенной границы и таможенное оформление конкретной партии продукции. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров государственным стандартам, представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (ред. от 10.10.2001 г.) Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2001. - №3. подчеркивается: рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу ст. 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора. Согласно п.2 ст.495 ГК РФ покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Выделим еще одну обязанность продавца. Ст. 18 закона "О защите прав потребителей" устанавливает обязанность продавца и организации, выполняющей функции продавца, своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю. Закон "О защите прав потребителей" не устанавливает предельный размер расстояния по доставке крупногабаритных товаров для ремонта, уценки, замены товара Быков А.Г. Предпринимательское право: проблемы формирования и развития. - Вестник МГУ, Серия Право, 2008, №6, с.89..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|