p align="left">Особенностью тех паспортов было то, что в них, как и в первые послереволюционные годы, производились отметки о приеме и увольнении с работы. Паспорта обязаны были иметь граждане СССР в возрасте от 16 лет и старше, проживающие в городах, районных центрах и поселках городского типа. Жителям сельской местности паспорта не выдавались, что создавало для сельчан существенные трудности в реализации своих прав и обязанностей. Новые задачи коммунистического строительства, определенные XXIV съездом КПСС, требовали изменения ряда устаревших норм паспортного режима, не отражавших социальных и экономических изменений в СССР после 1953 года. Установленные в 60-70 годах новые правовые нормы уголовного, гражданского, исполнительно-трудового, административного и других законодательств СССР и союзных республик привели к дополнению и изменению некоторых правил паспортизации.[ 40, ст. 45] 28 августа 1974 года Правительством Союза СССР было принято Положение «О паспортной системе в СССР», в соответствии с которым право получение паспорта приобрели и сельские жители.[11, ст. 2] Прежний паспорт 1932 года морально устарел; внешний вид его, качество изготовления не отвечали современным эстетическим требованиям. Необходимость периодического обмена документа приводила к трате рабочего и личного времени граждан. Крайне малые размеры фотографий не всегда позволяли достоверно установить принадлежность предъявляемого документа. При изготовлении нового паспорта образца 1974 года большое внимание было уделено качеству материалов, обеспечивающих долговечность и служащих надежной гарантией от подделывания документа. По всей элегантности, чистоте и прочности рисунка, по пропорциям и взаимосвязанности всех элементов - это подлинное произведение искусства. Символика паспорта проста и лаконична. Красный цвет символизировал цвет государственного флага СССР и гвардейских знамен, звезд на фуражках защитников Родины и пионерских галстуков, духовное родство всех граждан многонационального Отечества. И с января 1976 года началась выдача паспортов, которые уже обменены на паспорта нового образца. В связи с распадом СССР и образованием самостоятельных государств появилась потребность в принятии законов о гражданстве и документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. С 1 октября 1997 года Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года №232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»[14],предусмотрена выдача гражданам Российской Федерации паспортов нового образца. Таким образом, паспортная система в России развивалась поэтапно, в органической взаимосвязи с укреплением самого государства и общества, получая законодательное закрепление целей, задач, функций ее структурных элементов в определенном комплексе нормативных правовых актов, регламентирующих организационно-правовые основы порядка, контроля за передвижением населения и иностранных граждан в пределах страны.[31, ст. 273] 1.2 Понятие, содержание, цели паспортного режима Важное значение в обеспечении реализации прав и законных интересов граждан, а также охраны общественного порядка имеет паспортно-регистрационная система. В исследованиях, посвященных паспортной системе, первое место отводится определению ее понятия. Многие авторы-правоведы (Бахрах Д.Н., Алехин А.П., Дибель В.Ю., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Кондрашов Б.П., Спектор Е.И.) выделяют такие элементы «паспортной системы», как целевое предназначение, функциональное и правоограничительное действие, закрепление правовых норм, порядок выдачи, обмена, сдачи и изъятия паспортов. В науке административного права существует четко выстроенное определение паспортной системы: обеспечение порядка учета и регулирования передвижения граждан. Но многие проблемы не рассмотрены до сих пор. Этим объясняется интерес к выбору данной темы исследования. В «Юридическом словаре» паспортная система рассматривается как «совокупность правил, устанавливающих порядок учета и регулирования, передвижения граждан посредством введения единых документов, удостоверяющих личность, паспортов, их прописки, регистрации и выписки, а также адресно-справочной работы» Паспортно-регистрационная система едина для всей страны. Ее действие направлено на упорядочение передвижения как российских граждан, так и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, на управление государственной и общественной безопасности. Она играет важную роль в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также предупреждения и раскрытия преступлений. Главными субъектами общественных правоотношений являются граждане и органы внутренних дел РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории РФ, учреждения и органы, исполняющие наказание, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, жилищно-эксплуатационные организации государственного, муниципального и частного жилищного фондов, стационарные учреждения социального обслуживания населения, лечебные учреждения, воинские части, военные комиссариаты, налоговые органы РФ, органы местного самоуправления. Паспортная система включает в себя права и обязанности названных субъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу: - заполнения и выдачи паспортов гражданам России; - выдачи иностранным гражданам видов на жительство; -регистрация граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства или временного проживания в России; - выдачи гражданам России заграничных паспортов; - контроля за соблюдением паспортного режима. В настоящее время паспортизация и регистрация граждан решает четыре главные задачи: 1. Обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских счетов, получение лицензий, поступление в ВУЗ, на государственную службу, участие в голосовании, использование авиационного и железнодорожного транспорта и т.д.). По российскому праву многие права и обязанности граждан могут быть реализованы только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего идентифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истинность сведений о гражданине, который сам по себе сообщает, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются важные права (вступление в брак, прием на работу и т.д.). 2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава проживающего на определенной территории населения (для образования избирательных округов). 3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы и т.д. 4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны, предотвращению перенаселения курортных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режимами. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечивают рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используются как средство прямого административного воздействия на процесс миграции. Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели паспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.[39, ст. 168] Нетрудно заметить, что паспортно-регистрационная система все еще находится на пути реформирования, с одной стороны, в пользу упрощения ведения учета населения, а с другой - в пользу его унификации. На законодательном уровне ведутся дискуссии в пользу создания общегосударственной системы учета населения и официальных документов, удостоверяющих личность гражданина, а также замены внутреннего (общегражданского) паспорта гражданина Российской Федерации на удостоверение личности. Составным и неотъемлемым структурным элементом паспортно-регистрационной системы является визовый режим, который следует рассматривать как определенную форму реализации паспортно-регистрационной системы, действие которой ограничено пределами конкретной местности. Основной задачей паспортно-визового режима является регулирование передвижения и выбора места жительства и места пребывания как российских граждан, так и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, их выезда за пределы России и въезда на ее территорию. Паспортно-визовый режим осуществляется отделами (отделениями или пунктами) Федеральной миграционной службы. Они входят в систему Управления Федеральной Миграционной Службы и осуществляют регистрационный учет, действуя в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ от 20.09.2007 г. Функции главного подразделения в системе МВД РФ по организации регистрационного учета граждан выполняют отделы (отделения и пункты) управления федеральной миграционной службы (УФМС) МВД России, которая была организованна на основании Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года №928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»[12, ст. 2] Сегодня данная служба является самостоятельным структурным подразделением системы МВД РФ. Взаимодействие отделов (отделений или пунктов) УФМС с другими службами и подразделениями органов внутренних дел является необходимым условием повышения эффективности использования ее возможностей в сфере борьбы с преступностью. Работа отделов (отделений или пунктов) УФМС в раскрытии преступлений и розыске преступников организуется во взаимодействии с такими службами, как криминальная милиция и милиция общественной безопасности, с сотрудниками которых проводятся занятия по разъяснению возможностей автоматизированного комплекса, что дает свои положительные результаты в борьбе с преступностью. 1.2 Понятие паспорта На протяжении долгого времени законодатель находил пути решения определения юридического статуса гражданина и закрепления правовой принадлежности гражданина к государству. В настоящее время основным официальным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт. Есть и другие виды документов, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, также как: военный билет, студенческий билет, служебное удостоверение и другие. Но в отличии от них паспорт подтверждает принадлежность лица к гражданству Российской Федерации. Бланк паспорта изготавливается по единому для всей Российской Федерации образцу с указанием реквизитов на русском языке. Обложка бланка паспорта изготовлена из износостойкого материала, темно-красного цвета. В верхней ее части в две строки размещены слова:«Российская Федерация», в середине воспроизведен тисненым золотом Государственный герб Российской Федерации, а под ним - слово «паспорт». Документ имеет размер 88х125 мм и содержит 20 страниц. Текст реквизитов и строки для внесения записей на 2,3,6 и 17 страницах расположены параллельно сгибу бланка (теперь паспорт заполняется не только ручкой, но и машинописным способом). Особенностью паспорта является то, что подтверждается не только личность, но и гражданство, принадлежность к Российской Федерации. Поэтому паспорт выдается только гражданам России. Паспорт гражданин обязан получить по достижении 14-летнего возраста. Законодателем сокращен срок получения паспорта впервые, так как именно в этом возрасте наступает частичная дееспособность гражданина, который самостоятельно может определять свое место жительства, совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться заработком и стипендией, осуществлять права автора произведения, науки, литературы и искусства, выражать согласие по вопросам приобретения и выхода из гражданства. Паспорт является основным документом гражданина России на ее территории потому, что он содержит все главные сведения о личности: фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения. Кроме того, в паспорте производятся обязательные отметки и записи: - о регистрации гражданина по месту жительства и снятия его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета; - об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста - соответствующими военными комиссариатами и территориальными отделами ( отделениями и пунктами ) ФМС; - о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами ЗАГС и ТО ( ТП ) ФМС; - отметка о детях, (гражданах РФ), не достигших 14-летнего возраста,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|