реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование референдума в РФ

реферат
p align="left">Постановлением Центральной комиссии результаты го-лосования в отдельных субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений Федераль-ного конституционного закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная комиссия впра-ве поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародова-ния) постановления Центральной комиссии.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 61 закрепляет юридическую силу решения, принятого на референдуме. Принятое на референдуме решение и итоги голосова-ния в целом по Российской Федерации подлежат официаль-ному опубликованию (обнародованию) Центральной комис-сией не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту РФ,

Решение, принятое на референдуме Российской Феде-рации, является общеобязательным и не нуждается в до-полнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реа-лизации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет значимость, принятого на референдуме решения.

Необходимо отметить, что лица, препятствующие свободному осуществлению граж-данином РФ его права на участие в референдуме путем под-купа, обмена, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведо-мо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих пра-во на участие в референдуме, или иным путем либо препят-ствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответствен-ность в соответствии с федеральными законами Ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997г. ( в ред. от 30 марта 1999г.) // СЗ РФ. 1997. -№ 38.- Ст. 4339. .

Таким образом, необходимо отметить, что процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение законодательства о референдуме.

Однако, необходимо также отметить, что законодательство, касающиеся института референдума еще не достаточно совершенно.

2.2. Особенности проведения референдума на региональном уровне

Конституция Российской Федерации (ст. 138), а также Феде-ральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривают местный референдум как форму непосредствен-ной демократии Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»//СЗ РФ. 2003. -№ 40. -Ст. 3822

.

В указанном Федеральном законе закреплены только основные принципы проведения местного референдума, тогда как поря-док его назначения и проведения, принятия и изменения его решений должен устанавливаться уставами муниципальных об-разований (ст. 22). Положительно оценивая этот факт, необхо-димо отметить, что очень важно найти разумный правовой ба-ланс между региональным и местным правотворчеством, со-блюсти принцип равноправия граждан. При этом следует учесть, что большинство полномочий в сфере нормативно-пра-вового регулирования этих отношений на региональном и мест-ном уровне сосредоточено, в соответствии с современным под-ходом к организации федеративных отношений и местного самоуправления, закрепленным действующей Конституцией РФ, в руках представительных органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Учитывая огромную важность развития института местного референдума в России, отсутствие централизованного федерально-го закона, регламентирующего принципы его проведения, а также наличие автономно развивающегося регионального законодатель-ства, целесообразно подробнее остановиться на характеристике ре-гионального законодательства о местных референдумах.

Возможность проведения местных референду-мов закрепляется в нормативно-правовых актах всех субъектов РФ, но степень проработанности этого вопроса различна. Боль-шинство субъектов РФ предусматривают существование специ-ального закона, регламентирующего порядок проведения мест-ных референдумов См.: Закон Республики Саха (Якутия) от 22.12.92 г. «О республиканском ре-ферендуме»; Закон Волгоградской области от 06.02.95 г. «О референдумах на территории Волгоградской области»; Закон Тверской области, от 22.09.94 г. «О местных референдумах в Тверской области»; Закон Тверской области от 21.03.96 г. «Об областном референдуме»; Закон Тюменской области от 06.07.95 г. «О референдуме Тюменской области»; Закон Тюменской области» от. 29.11.95 г. «О местном референдуме в Тюменской области»; Закон Архан-гельской области от 28.05.96 г. «О местном референдуме в Архангельской об-ласти»; Закон Пермской области от 21.02.96 г. «О референдумах в Пермской области» // Справочная правовая система «Гарант», 2006.. При этом необходимо заметить, что, исходя из двойственной природы городов федерального значения -- субъектов федерации и территорий муниципальных образований, на их территории приняты и действуют законы, регламентирующие проведение как региональных, так и местных референдумов. Так, в Москве и Московской области приняты: Закон «О местном референдуме в Московской области» от 28 декабря 1994 г., Закон г. Москвы от 14 февраля 1996 г. № 4 «О референдуме города Москвы» Закон «О местном референдуме в Московской области» от 28 декабря 1994., Закон г. Москвы «О референдуме города Москвы» от 14 февраля 1996.//Тверская, 13, №. 12, 1996., в Санкт-Петербурге действуют законы Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» от 18 июня 1996 г. № 72-29 Закон Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» от 18 июня 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. №10. С. 3., «О местном референдуме в Санкт-Петербурге» от 6 июля 1996 , № 80-36 Закон «О местном референдуме в Санкт-Петербурге» от 6 июля 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 12. С. 5. . Уставом города. Москвы также предусмотрен местный референдум, однако закон, регламентирующий его проведение еще не принят.

С незначительными изменениями дали определение местному референдуму законодатели городов федерального значения:

ст. 1 Закона «О референдуме города Москвы»: «Референдум города Москвы -- голосование жителей Москвы по вопросам, отнесенным к предметам ведения города Москвы... является высшим непосредственным выражением власти жителей Москвы -- проводится на всей территории города Москвы» Закон г. Москвы «О референдуме города Москвы» от 14 февраля 1996 № 4// Тверская, 13, №. 12, 1996;

ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О местном референдуме в Санкт-Петербурге»: «местный референдум -- форма непосредственного волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставом муниципального образования и настоящим Законом» Закон «О местном референдуме в Санкт-Петербурге» от 6 июля 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 12. С. 5.;

ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга»: «референдум Санкт-Петербурга -- голосование граждан, обладающих избирательным правом на выборах органов государственной власти Санкт-Петербурга, по важнейшим вопросам жизни Санкт-Петербурга, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящим Законом не подлежат вынесению на референдум» Закон Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» от 18 июня 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. №10. С. 3..

Необходимо отметить, что до принятия Фе-дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-ской Федерации», была распространена практика путем референдума продлевать сроки полномо-чий выборных органов и должностных лиц местного само-управления, досрочно их прекращать, давать согласие на освобождение от должности - и все это согласно действо-вавшим законам о местном референдуме, принятым, в ряде субъектов Федерации. Однако, в вышеуказанном нормативно - правовом акте, на местный референдум могут быть вынесены во-просы, находящиеся в ведении местного самоуправления, причем законами субъекта Федерации, нормативными ак-тами представительных органов могут быть установлены конкретные вопросы, подлежащие вынесению на референ-дум. В то же время согласно п. 3 ст. 2 Феде-рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-ской Федерации» на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий. приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления или об отсрочке этих выборов;

б) о формировании состава органов местного само-управления, персональном составе этих органов;

в) о принятии или об изменении бюджета и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

г) о принятии чрезвычайных или срочных мер по обес-печению здоровья и безопасности населения.

На местный референдум не могут быть также вынесе-ны вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

И хотя Федеральный закон сформулировал круг во-просов, которые могут быть вынесены на местный рефе-рендум, спор по этому поводу продолжается - уже в Кон-ституционном Суде. Член Совета Федерации И.П. Алексан-дров и Председатель палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Н.В. Коцюба оспорили в Конституционном Суде конституционность положения Фе-дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-ской Федерации» о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и о проведе-нии досрочных выборов органов местного самоуправления Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Москва - Тула: ТИГИМУС, 1997 С.265..

Аргументируя конституционность оспариваемых поло-жений, Конституционный Суд Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002 отметил, что ограничение круга вопросов, выносимых на местный референдум, Фе-деральным законом обусловлено тем, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназ-начение в системе народовластия и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум как высшее непо-средственное выражение власти народа, по смыслу Кон-ституции РФ, не может быть направлен на отрицание со-стоявшихся выборов, также являющихся высшим выраже-нием власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие - к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

Запретом выносить на местный референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий и о досрочных выбо-рах органов местного самоуправления не ограничивается право граждан на осуществление контроля за деятель-ностью органов местного самоуправления и их должност-ных лиц в установленных законом формах, включая отзыв населением депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, если возможность такого отзыва предусмотрена уставом муни-ципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права и сво-боды человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования. Вопрос, выносимый на ре-ферендум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ. Эти вопросы не должны противоречить законодательству Российской Фе-дерации и законодательству субъектов Федерации.

Важные моменты при проведении местного референ-дума - от кого исходит инициатива его назначения и кем производится его назначение, то есть кто выступает субъектом назначения.

Инициаторов местного референдума можно подразделить на три группы.

Первая - инициативная группа граждан. Анализируя законодательство о местном референдуме, можно отметить усложненные требования, предъявляемые к инициативной группе в московском законе, по сравнению с соответствующим законом Санкт-Петербурга. Правда, последним установлена более высокая численность инициативной группы (не менее 150 тысяч человек, проживающих на территории Санкт-Петербурга и обладающих избирательным правом, в то время как в Москве -- не менее 100 тысяч жителей), но зато в московском законе выдвинуто дополнительное условие на территории одного административного округа должно проживать не более 15 процентов жителей, входящих в инициативную группу. Инициатива проведения местного референдума в Санкт-Петербурге принадлежит не менее 5 процентам граждан, обладающих в соответствии с законодательством избирательным правом и проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.