p align="left">Постановлением Центральной комиссии результаты го-лосования в отдельных субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений Федераль-ного конституционного закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная комиссия впра-ве поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародова-ния) постановления Центральной комиссии. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 61 закрепляет юридическую силу решения, принятого на референдуме. Принятое на референдуме решение и итоги голосова-ния в целом по Российской Федерации подлежат официаль-ному опубликованию (обнародованию) Центральной комис-сией не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту РФ, Решение, принятое на референдуме Российской Феде-рации, является общеобязательным и не нуждается в до-полнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реа-лизации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет значимость, принятого на референдуме решения. Необходимо отметить, что лица, препятствующие свободному осуществлению граж-данином РФ его права на участие в референдуме путем под-купа, обмена, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведо-мо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих пра-во на участие в референдуме, или иным путем либо препят-ствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответствен-ность в соответствии с федеральными законами Ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997г. ( в ред. от 30 марта 1999г.) // СЗ РФ. 1997. -№ 38.- Ст. 4339. . Таким образом, необходимо отметить, что процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение законодательства о референдуме. Однако, необходимо также отметить, что законодательство, касающиеся института референдума еще не достаточно совершенно. 2.2. Особенности проведения референдума на региональном уровне Конституция Российской Федерации (ст. 138), а также Феде-ральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривают местный референдум как форму непосредствен-ной демократии Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»//СЗ РФ. 2003. -№ 40. -Ст. 3822 . В указанном Федеральном законе закреплены только основные принципы проведения местного референдума, тогда как поря-док его назначения и проведения, принятия и изменения его решений должен устанавливаться уставами муниципальных об-разований (ст. 22). Положительно оценивая этот факт, необхо-димо отметить, что очень важно найти разумный правовой ба-ланс между региональным и местным правотворчеством, со-блюсти принцип равноправия граждан. При этом следует учесть, что большинство полномочий в сфере нормативно-пра-вового регулирования этих отношений на региональном и мест-ном уровне сосредоточено, в соответствии с современным под-ходом к организации федеративных отношений и местного самоуправления, закрепленным действующей Конституцией РФ, в руках представительных органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Учитывая огромную важность развития института местного референдума в России, отсутствие централизованного федерально-го закона, регламентирующего принципы его проведения, а также наличие автономно развивающегося регионального законодатель-ства, целесообразно подробнее остановиться на характеристике ре-гионального законодательства о местных референдумах. Возможность проведения местных референду-мов закрепляется в нормативно-правовых актах всех субъектов РФ, но степень проработанности этого вопроса различна. Боль-шинство субъектов РФ предусматривают существование специ-ального закона, регламентирующего порядок проведения мест-ных референдумов См.: Закон Республики Саха (Якутия) от 22.12.92 г. «О республиканском ре-ферендуме»; Закон Волгоградской области от 06.02.95 г. «О референдумах на территории Волгоградской области»; Закон Тверской области, от 22.09.94 г. «О местных референдумах в Тверской области»; Закон Тверской области от 21.03.96 г. «Об областном референдуме»; Закон Тюменской области от 06.07.95 г. «О референдуме Тюменской области»; Закон Тюменской области» от. 29.11.95 г. «О местном референдуме в Тюменской области»; Закон Архан-гельской области от 28.05.96 г. «О местном референдуме в Архангельской об-ласти»; Закон Пермской области от 21.02.96 г. «О референдумах в Пермской области» // Справочная правовая система «Гарант», 2006.. При этом необходимо заметить, что, исходя из двойственной природы городов федерального значения -- субъектов федерации и территорий муниципальных образований, на их территории приняты и действуют законы, регламентирующие проведение как региональных, так и местных референдумов. Так, в Москве и Московской области приняты: Закон «О местном референдуме в Московской области» от 28 декабря 1994 г., Закон г. Москвы от 14 февраля 1996 г. № 4 «О референдуме города Москвы» Закон «О местном референдуме в Московской области» от 28 декабря 1994., Закон г. Москвы «О референдуме города Москвы» от 14 февраля 1996.//Тверская, 13, №. 12, 1996., в Санкт-Петербурге действуют законы Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» от 18 июня 1996 г. № 72-29 Закон Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» от 18 июня 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. №10. С. 3., «О местном референдуме в Санкт-Петербурге» от 6 июля 1996 , № 80-36 Закон «О местном референдуме в Санкт-Петербурге» от 6 июля 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 12. С. 5. . Уставом города. Москвы также предусмотрен местный референдум, однако закон, регламентирующий его проведение еще не принят. С незначительными изменениями дали определение местному референдуму законодатели городов федерального значения: ст. 1 Закона «О референдуме города Москвы»: «Референдум города Москвы -- голосование жителей Москвы по вопросам, отнесенным к предметам ведения города Москвы... является высшим непосредственным выражением власти жителей Москвы -- проводится на всей территории города Москвы» Закон г. Москвы «О референдуме города Москвы» от 14 февраля 1996 № 4// Тверская, 13, №. 12, 1996; ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О местном референдуме в Санкт-Петербурге»: «местный референдум -- форма непосредственного волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставом муниципального образования и настоящим Законом» Закон «О местном референдуме в Санкт-Петербурге» от 6 июля 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. № 12. С. 5.; ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга»: «референдум Санкт-Петербурга -- голосование граждан, обладающих избирательным правом на выборах органов государственной власти Санкт-Петербурга, по важнейшим вопросам жизни Санкт-Петербурга, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящим Законом не подлежат вынесению на референдум» Закон Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» от 18 июня 1996.//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1996. №10. С. 3.. Необходимо отметить, что до принятия Фе-дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-ской Федерации», была распространена практика путем референдума продлевать сроки полномо-чий выборных органов и должностных лиц местного само-управления, досрочно их прекращать, давать согласие на освобождение от должности - и все это согласно действо-вавшим законам о местном референдуме, принятым, в ряде субъектов Федерации. Однако, в вышеуказанном нормативно - правовом акте, на местный референдум могут быть вынесены во-просы, находящиеся в ведении местного самоуправления, причем законами субъекта Федерации, нормативными ак-тами представительных органов могут быть установлены конкретные вопросы, подлежащие вынесению на референ-дум. В то же время согласно п. 3 ст. 2 Феде-рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-ской Федерации» на местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий. приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления или об отсрочке этих выборов; б) о формировании состава органов местного само-управления, персональном составе этих органов; в) о принятии или об изменении бюджета и изменении финансовых обязательств муниципального образования; г) о принятии чрезвычайных или срочных мер по обес-печению здоровья и безопасности населения. На местный референдум не могут быть также вынесе-ны вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. И хотя Федеральный закон сформулировал круг во-просов, которые могут быть вынесены на местный рефе-рендум, спор по этому поводу продолжается - уже в Кон-ституционном Суде. Член Совета Федерации И.П. Алексан-дров и Председатель палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Н.В. Коцюба оспорили в Конституционном Суде конституционность положения Фе-дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-ской Федерации» о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и о проведе-нии досрочных выборов органов местного самоуправления Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Москва - Тула: ТИГИМУС, 1997 С.265.. Аргументируя конституционность оспариваемых поло-жений, Конституционный Суд Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002 отметил, что ограничение круга вопросов, выносимых на местный референдум, Фе-деральным законом обусловлено тем, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназ-начение в системе народовластия и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум как высшее непо-средственное выражение власти народа, по смыслу Кон-ституции РФ, не может быть направлен на отрицание со-стоявшихся выборов, также являющихся высшим выраже-нием власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие - к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти. Запретом выносить на местный референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий и о досрочных выбо-рах органов местного самоуправления не ограничивается право граждан на осуществление контроля за деятель-ностью органов местного самоуправления и их должност-ных лиц в установленных законом формах, включая отзыв населением депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, если возможность такого отзыва предусмотрена уставом муни-ципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации. Вопросы, выносимые на местный референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права и сво-боды человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования. Вопрос, выносимый на ре-ферендум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ. Эти вопросы не должны противоречить законодательству Российской Фе-дерации и законодательству субъектов Федерации. Важные моменты при проведении местного референ-дума - от кого исходит инициатива его назначения и кем производится его назначение, то есть кто выступает субъектом назначения. Инициаторов местного референдума можно подразделить на три группы. Первая - инициативная группа граждан. Анализируя законодательство о местном референдуме, можно отметить усложненные требования, предъявляемые к инициативной группе в московском законе, по сравнению с соответствующим законом Санкт-Петербурга. Правда, последним установлена более высокая численность инициативной группы (не менее 150 тысяч человек, проживающих на территории Санкт-Петербурга и обладающих избирательным правом, в то время как в Москве -- не менее 100 тысяч жителей), но зато в московском законе выдвинуто дополнительное условие на территории одного административного округа должно проживать не более 15 процентов жителей, входящих в инициативную группу. Инициатива проведения местного референдума в Санкт-Петербурге принадлежит не менее 5 процентам граждан, обладающих в соответствии с законодательством избирательным правом и проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|