|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве
|
|
|
ля реализации сельскохозяйственной продукции могут быть ис-пользованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того, могут быть использованы дого-воры поручения, комиссии и агентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования нормами со-ответствующих глав и параграфов ГК РФ.Закупки для государственных нужд, т.е. закупки сельскохозяйст-венной продукции для образования федерального и региональных про-довольственных фондов, осуществляются на основе Федерального зако-на от 2 октября 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”, приня-того в его развитие Временного положения о размещении государствен-ных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, Иных специальных актов аграрного законодательства, регулирующего Расчет и индексацию гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок предоставления товарных кредитов ддд сельскохозяйственных товаропроизводителей.Обращаясь к правовой природе договоров купли-продажи, поставки для государственных нужд и контрактации, следует руководствоваться прежде всего современным гражданским законодательством однако важно не забывать и историю формирования того или иного договорного института, его экономическое содержание.Чем обусловлено использование разных видов договоров для реали-зации сельскохозяйственной продукции? Это объясняется, прежде всего, тем, как исторически формировались не только юридические формы коммерческой деятельности, но и экономические связи сельскохозяйст-венных предприятий.Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйст-венной продукции оформляется не только обычными договорами купли-продажи -- они используются, если речь идет о реализации уже произ-веденной сельскохозяйственной продукции и сырья.В тех же случаях, когда предметом договора является еще не выра-щенная, не произведенная, реально не существующая, а только, можно сказать, будущая продукция, заключаются специфические договоры, ко-торые в нашей стране получили название договоров контрактации. До-словное объяснение этого термина звучало бы примерно как “договор о договоре” или “соглашение о договоренности”. Однако здесь дело не в терминах.Суть проблемы заключается в том, что как только экономическая структура и производственная, техническая и технологическая база сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, складского хозяйства, транспорта и торговой сети позволили создать систему дли-тельного хранения и переработки больших объемов сельскохозяйствен-ной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики, занимаю-щаяся промышленной переработкой этого сырья и производством про-довольствия. Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабиль-ного обеспечения продовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянного производства. С другой стороны, сельскохозяй-ственные товаропроизводители -- как средине и мелкие крестьянские, фермерские хозяйства, так и крупные производства также были заинте-ресованы в существовании системы гарантированного сбыта своей про-дукции.Такие экономические условия естественно привели к формированию специфического договорного института, который, например, в дореволюционном русском праве назывался договором запродажи, а в совет-ской юридической терминологии именовался договором контрактации.Суть этого договора, который по своей правовой природе являлся разновидностью купли-продажи и, следовательно, одной из правовых (норм экономических отношений купли-продажи, состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта -- непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических субъек-тов -- производителя такой продукции и, как правило, специализиро-ванного заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключе-ния такого договора самого его предмета еще не существует -- эта про-дукция еще не произведена: урожай еще не выращен, шерсть не состри-жена, молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора кон-трактации -- это “будущие вещи”. Исторически договор контрактации занимал несомненно ведущее место по своей практической значимости среди договоров реализации сельскохозяйственной продукции как один из видов договора купли-продажи наряду с поставкой товаров, рознич-ной куплей-продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого обязательства. Он получил легальное признание в качестве всеоб-щей правовой формы государственных закупок сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов в Основах гражданского законодатель-ства Союза ССР и союзных республик (ст. 51--52), в Гражданском ко-дексе РСФСР 1964 г. (ст. 267--268), отчасти в некодифицированном те-кущем аграрном законодательстве 60-х -- начале 90-х гг.До начала экономических реформ, т.е. до начала 90-х гг., договоры контрактации были в основном плановыми, заключались на основе и во исполнение планового задания на государственную закупку сельскохо-зяйственной продукции, доведенного до колхоза (совхоза) в установлен-ном порядке ив соответствии с планом развития сельскохозяйственного производства в хозяйстве.Переход Российской Федерацией от административно-командной к рыночной экономике обусловил возникновение новых общих правовых и экономических принципов в формировании, размещении и исполнении на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйствен-ной Продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд пред-приятиями, организациями и учреждениями, расположенными на терри-тории Российской Федерации, независимо от форм собственности.Несмотря на принципиальное изменение отношения государства в сфере аграрной экономики, из которой оно ушло как власть управляю-щая, организующая и распределяющая, Гражданский кодекс сохраняет договор контрактации, связанный ранее с плановыми заданиями и адми-нистративными актами, предопределяющими содержание договора.Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как обязатель-ство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйст-венную продукцию заготовителю -- лицу. осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегу-лированы непосредственно ст. 535--538 ГК РФ, применяются соответ-ствующие нормы о договорах поставки или поставки для государствен-ных нужд.Сообразуясь с частноправовыми началами гражданского законода-тельства, коммерческая практика отказалась от изживших и дискреди-тировавших себя командно-административных методов в сфере реализа-ции сельскохозяйственной продукции. Все это является поводом для полного отрицания практического значения договора контрактации, за пределами которого сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, члены садоводств и огородничеств реализуют сельскохозяйст-венную продукцию по договорам купли-продажи, закупки, поставки и ко-миссии.Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государ-ственных нужд” не предусматривает заключения в дальнейшем догово-ра контрактации и не употребляет само понятие этого договора как пра-вового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст-вия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целе-вых федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снаб-жение населения продовольствием. Договоры закупки и поставки высту-пают также как инструмент государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции, формирования государственных резе-рвов, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно назвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию на удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций, В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и реа-лизуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.Расширение хозяйственной и юридической самостоятельности сель-скохозяйственных коммерческих организаций связано с созданием сис-темы государственного регулирования сельского хозяйства, усилением влияния его органов на формирование сети оптовых продовольственных рынков как необходимого атрибута рыночной аграрной экономики.Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, со-здать альтернативные каналы реализации продукции, упростить проце-дуру поиска продавца и покупателя; во-вторых, установить систему це-нового паритета между сторонами договоров закупки и поставки сель-скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Данная функция Договора достаточно полно отражена в ценовой политике государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводи-телей и взвешенной протекционистской политикой. Этим целям в опре-деленной мере служат и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемый и достаточный для защиты интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций уровень паритета.Одновременно с помощью договора обеспечивается постепенный переход к минимальным гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в федеральный и региональный продовольственные фонды. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996--2000 гг. предусматривает в связи с этим возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарного производства, а также уровень доходности, достаточный для воспроизводства. Тем самым эта функция хозяйственного договора обеспечивает контроль контрагентов и органов государственного управления сельским хозяйством за корректировкой и установлением согласованных цен в зависимости от изменения паритета.Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юриди-ческий состав: государственный заказ и договор, который служит сред-ством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйст-венных коммерческих организаций как юридически и экономически обо-собленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсо-бное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организа-ции. Специфика субъектного состава договора закупки и поставки состо-ит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акцио-нерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизо-ванного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйст-во или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйствен-ного товарищества.Главная особенность субъектного состава этого обязательства со-стоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъ-ект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную про-дукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную торговлю и т.д. Вторая сторона договора закупки и поставки -- потребитель (поку-патель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и ре-гиональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сель-скохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производ-ственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреж-дения и организации независимо от форм собственности.На рынке продовольствия начиная с 1995 г. введена система лицен-зирования на осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федераль-ного и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанав-ливается Правительством Российской Федерации и органами исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации.Как уже отмечалось, договор закупки и поставки является средст-вом организации хозяйственных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и специализированными коммерческими орга-низациями и заключается во исполнение государственного заказа, кото-рым определяется перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяй-ственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и регио-нальные фонды продовольствия. Функции государственного заказчика возлагаются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерчес-кие (хозяйственные товарищества и общества, производственные коопе-ративы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|