p align="left">Гражданин Республики Беларусь, имеющий земельный участок в пожизненном наследуемом владении, если на нем отсутствуют строения и сооружения, имеет право передавать этот участок по наследству в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Условия изъятия и предоставления земельных участков регулирует Указ Президента Республики Беларусь № 667 от 27 декабря 2007 г. «Об изъятии и предоставлении земельных участков». В соответствии с п.1 данного документа земельные участки предоставляются: гражданам на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды; индивидуальным предпринимателям на праве аренды; юридическим лицам Республики Беларусь на праве постоянного и временного пользования, частной собственности или аренды; юридическим лицам, не являющимся резидентами Республики Беларусь - на праве аренды Шингель Н. А. Правовое регулирование земельных споров / Н. А. Шингель // Обзор судебной практики. - 2008. - № 3. - С. 4-21.. Частью рынка земли является рынок прав на земельные участки, прав аренды. 17 декабря 2002 г. Правительством Республики Беларусь утверждено Положение о порядке организации и проведения аукционов на заключение договоров аренды земельных участков. Для распределения земельных участков могут проводиться аукционы: на право заключения договора аренды земельных участков; с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений, по результатам которого с победителем также заключается договор аренды земельных участков; по продаже земельных участков в частную собственность. 2. Проведите сравнительный анализ права землепользования и права землевладения Право землепользования и право землевладения выступают как особый правовой институт земельного права, содержащий совокупность прав и обязанностей конкретных землепользователей и землевладельцев, возникшая в связи с предоставлением им земельных участков Демичев Д. М. Экологическое право. Особенная часть : учебник / Д. М. Демичев. - Минск : Вышэйшая школа, 2007. - С. 42. . Право землевладения как правовой институт охватывает систему норм, определяющих круг правомочий землевладельцев, условия и порядок ис-пользования земли на праве землевладения, основания возникновения, изме-нения и прекращения этого права. Право землевладения как субъективное право представляет собой пре-дусмотренные нормами земельного права правомочия конкретного субъекта права землевладения. Его можно рассматривать не только как совокупность прав и обязанностей землевладельцев, но и как особое правоотношение по землевладению, и как самостоятельный правовой титул - использование зем-ли на праве землевладения. Кодекс о земле регулирует отношения граждан в области пожизненного наследуемого владения землей. Оно, по представлению цивилистов, пред-ставляет собой особое вещное право граждан бессрочно владеть и пользо-ваться земельным участком установленного размера в предусмотренном за-коном порядке с определенной хозяйственной или потребительской целью. Аналогично как право владеть и пользоваться земельным участком, переда-ваемые по наследству данные права определяют и представители науки зе-мельного права. Право пожизненного наследуемого землевладения граждан является самостоятельным институтом современного земельного права и имеет свои отличительные черты. Общими принципами права землевладения граждан являются производ-ность и зависимость от права государственной собственности на землю; ус-тойчивость, стабильность; самостоятельность и рациональность; целевой ха-рактер; платность. Производность и зависимость права землевладения от права государст-венной собственности на землю состоит в том, что право землевладения воз-никает в порядке, установленном государством; его формы и виды закрепле-ны законодательно; наряду с предоставлением и изъятием земель государст-во устанавливает условия пользование ею; государство контролирует надле-жащее использование земельных участков. Устойчивость, стабильность права землевладения выражается, прежде всего в том, что его прекращение может иметь место только в случаях, прямо предусмотренных законом. В частности, если землевладельцы не нарушаю правил использования земли, установленных государством, то они не могут быть лишены права пользования ею. Землевладение граждан является по-жизненным, хотя такое право носит фактически бессрочный характер, нельзя его приравнять к пожизненной (долгосрочной) наследуемой аренде. Право землевладения - самостоятельное право, существенно отличное от права землепользования и иных вещных прав на землю, а также от обязательственных прав на нее (например, от аренды). Право землевладения - одно из правовых средств обеспечения рационального использования земли, его отличает самостоятельность, целевой характер, состоящий в том, что государство при предоставлении земель указывает цели их использования на праве пожизненного наследуемого землевладения. Использование земельных участков в строгом соответствии с их целевым назначением является важнейшей обязанностью землевладельцев. Землевладелец может использовать ее для всех видов деятельности, не нарушающих основное целевое назначение земельного участка Станкевич Н. Г. Земельное право : учебное пособие / Н. Г. Станкевич. - Минск : Книжный дом, 2003. - С. 168-169. . В настоящее время право землепользования можно рассматривать с нескольких позиций: как общее понятие, содержащее наиболее характерные черты различных видов землепользования; как институт права, представляющий совокупность норм, регулирующих отношения землепользования. Право постоянного пользования земельным участком названо в числе вещных прав на земельную недвижимость. Право землепользования можно рассматривать и как субъективное право пользования землей. Целью такого пользования является получение определенных результатов, доходов, выгод от земли вследствие приложения к ней труда. Право землепользования основывается на двух основных правомочиях: владении и пользовании земельными участками. В праве землепользования тесно переплетаются вещные и публично-правовые характеристики. Субъектам права землепользования предоставлено право пользования землей и всем, что с нею соединено, на ней расположено. Землепользователи имеют точно такие же права, как и землевладельцы (ст. 64 Кодекса о земле). Земельные участки землепользователей отграничиваются на местности от земель собственников, владельцев и других пользователей земли. В каче-стве землепользователя, носителя таких прав, он выступает перед всеми иными участниками земельных отношений. Право землепользования принципиально отличается от права собствен-ности на землю. Право государственной собственности на землю исключает передачу прав по распоряжению землей землепользователям. Собственники земельных участков вправе распорядиться ею. В отличие от землевладельца землепользователь владеет землей на титуле пользования. Обязанность по пользованию землей он несет как перед государством, так и перед собствен-ником земли Станкевич Н. Г. Земельное право : учебное пособие / Н. Г. Станкевич. - Минск : Книжный дом, 2003. - С. 181-182. . В соответствии со ст. 8 Кодекса о земле земельные участки предостав-ляются в постоянное или временное пользование. Постоянным признается пользование земельными участками без заранее установленного срока. Временное пользование земельными участками может быть краткосроч-ным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае произ-водственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий сроков соответственно краткосрочного и долгосрочного вре-менного пользования. Продление сроков пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земельные участки. Президен-том Республики Беларусь по отдельным видам пользования земельными уча-стками может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования (ст. 9 Кодекса о земле). Право землевладения и землепользования возникает на основе юридиче-ских фактов, предусмотренных нормами земельного законодательства, а именно: предоставления земельного участка во владение либо в пользование; приобретения права собственности на строение или сооружение, расположенные на обособленном земельном участке; заключения сделки ме-ны земельных участков; наследования земельных участков Бакиновская О. А. Земельное право : ответы на экзаменационные вопросы / О. А. Бакиновская. - 2-е изд.- Минск : ТетраСистемс, 2007. - С. 46. . В соответствии со статьей 64 Кодекса о земле землепользователи, земле-владельцы и собственники земельных участков имеют в целом одни и те же права, а именно: самостоятельно хозяйствовать на земле; использовать зе-мельные участки в соответствии с целями, для которых они предоставлены; собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насажде-ний, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реа-лизации, за исключением случаев, когда земельный участок передан в арен-ду; использовать в установленном порядке для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, вод-ные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли; воз-водить в установленном порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пру-ды и иные водоемы; в случае изъятия земельного участка или добровольного отказа от него получить полную компенсацию затрат на повышение плодо-родия земли; передавать во временное пользование земельный участок или его часть в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Респуб-лики Беларусь; обмена в установленном порядке земельными участками; добровольно отказаться от земельного участка; в установленном порядке требовать установления и прекращения земельного сервитута. Собственники земельных участков, кроме того, имеют право отчуждать земельные участки (части земельных участков), сдавать их в залог, в аренду в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Обязанности землепользователе, землевладельцев и собственников зе-мельных участков содержаться в статье 65 Кодекса о земле. Землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков обязаны: обеспечивать использование земельных участков в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления; эффективно исполь-зовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухуд-шения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятель-ности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмот-ренных статьей 136 настоящего Кодекса; своевременно вносить плату за земельные участки; не нарушать права других землепользователей, землевла-дельцев и собственников земельных участков, а также арендаторов земель-ных участков; в установленном порядке обеспечивать предоставление зе-мельного сервитута. Землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков выполняют другие обязанности, предусмотренные земельным законодательством Республики Беларусь. Законодательством установлены одинаковые основания прекращения права владения и права пользования земельным участком: добровольный от-каз от земельного участка или его части; истечение срока, на который был предоставлен участок; прекращение деятельности юридического лица; ис-пользование земли не по целевому назначению; прекращение трудовых от-ношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь; нерацио-нальное использование земельного участка, выражающееся для земель сель-скохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке); систематическое невыполнение мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли; использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудше-нию экологической обстановки; систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Бе-ларусь; неиспользования в течение одного года земельного участка, предос-тавленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для не-сельскохозяйственных целей; изъятия земель в случаях, предусмотренных КоЗ. Заключение Довольно длительное время на территории Беларуси не существовало собственности на землю. Законодательство СССР, равно как и БССР включало только одну форму собственности на землю - государственную. Поэтому о рынке земли, рано как и о его правовом регулировании говорить было еще рано. Лишь в 1990 г. в СССР были приняты Основы законодательства о земле. Появилось право аренды земли и право передачи земли по наследству. В 1990 г. в БССР был принят первый Кодекс о земле, отражающий положения Основ законодательства о земле. Начала проводиться земельная реформа. Своеобразным переворотом в 1993 г. стал Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю». Фактически этот Закон содействовал развитию рынка земли в Республике Беларусь. Начали осуществляться сделки купли-продажи земельных участков. В дальнейшем право различных форм собственности на землю закреплено в Конституции Республики Беларусь. В дальнейшем функционирование рынка земли определили Кодекс Республики Беларусь о земле 1999 года. В настоящее время в Республике Беларусь сформирована система законодательства, направленного на регулирование правоотношений в области рынка земли: купли-продажи, наследования, обмена, дарения, аренды и др. Пока не развито правовое регулирование переуступки права аренды. Институты права землепользования и права землевладения нашли свое закрепление на уровне Кодекса Республики Беларусь о земле. Они имеют ряд общих черт. Землепользователи имеют те же права, что и землевладельцы. Законодательством установлены одинаковые основания прекращения права владения и права пользования земельных участком. Вместе с тем, есть ряд различий. Землевладение граждан является пожизненным и фактически носит бессрочный характер. Право землевладения - самостоятельное право - существенно отличное от права землепользования и иных вещных прав на землю. Землевладельцы могут отчуждать земельные участки, сдавать их в залог, в аренду. В отличие от землевладельца землепользователь владеет землей на титуле пользования. Обязанность по пользованию землей он несет не только перед государством, но и перед собственником земли. Пользование может быть как постоянным, так и временным. Задача № 1 Решением районного исполнительного и распорядительного органа ЗАО «Импульс» был предоставлен во временное пользование земельный участок сроком на 4 года. Земельный участок был изъят из земель лес-промхоза и подлежал возврату по истечении срока пользования этому же предприятию. По истечении указанного срока ЗАО «Импульс» продолжало поль-зоваться этим участком на тех же условиях, в связи с чем его руководи-тель был привлечен к административной ответственности. В жалобе на постановление о наложении взыскания он указал, что исполнительный и распорядительный орган не поставил в известность ЗАО «Импульс» о необходимости освободить земельный участок. Лес-промхоз также не нуждается в данном участке. В каком порядке прекращается временное землепользования? Можно ли продлить срок на пользование земельным участком? Право временного землепользования прекращается в случае истечения срока, на который был предоставлен земельный участок (п. 2, ч. 1, ст. 49 КоЗ). Срок на пользование земельного участка согласно ч. 2 ст. 9 Кодекса Рес-публики Беларусь о земле сроки могут быть продлены на период, не превы-шающий сроков соответственно краткосрочного и долгосрочного временного пользования. Продление сроков пользования земельными участками произ-водится органами, предоставившими эти земельные участки. В соответствии с п. 45 Положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков, утвержденного указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 заинтересованное в продлении срока временного пользования земель-ным участком лицо не позднее чем за два месяца до окончания этого срока должно обратиться в местный исполнительный комитет по месту нахождения данного участка с заявлением о продлении ему срока временного пользова-ния земельным участком, обоснованием необходимости его продления и ука-занием предполагаемого срока продления. Местный исполнительный комитет рассматривает заявление о продле-нии срока временного пользования земельным участком в течение 5 рабочих дней со дня его подачи и в случае признания необходимости продления этого срока поручает землеустроительной и геодезической службе в течение 7 ра-бочих дней подготовить соответствующий проект решения. Решение о про-длении срока временного пользования земельным участком принимается ме-стным исполнительным комитетом в течение 5 рабочих дней со дня его пред-ставления данной службой. В случае принятия решения об отказе в продлении срока временного пользования земельным участком местный исполнительный комитет в тече-ние 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом юридическому лицу, гражданину, индивидуальному предпринимателю с указа-нием соответствующих законодательству оснований отказа, а также поручает землеустроительной и геодезической службе обеспечить выполнение дейст-вий, связанных с прекращением права указанного лица на земельный уча-сток, предоставленный ему во временное пользование, согласно законода-тельству об охране и использовании земель. Продление срока временного пользования земельным участком должно быть согласовано землеустроительной и геодезической службой с прежним землепользователем этого участка, а при изменении целевого назначения его дальнейшего использования - с районным исполнительным комитетом (если решение о предоставлении земельного участка принималось областным ис-полнительным комитетом), областным исполнительным комитетом (если решение о предоставлении земельного участка принималось Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 г. Президиумом Верховного Совета Республики Беларусь). Административное взыскание по ст. 23.41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, примененное к руководителю ЗАО «Импульс» можно считать обоснованным. Задача № 2 Матвеев обратился в Витебский городской исполнительный и рас-порядительный орган с заявлением об отчуждении в государственную собственность принадлежащего ему земельного участка с расположен-ным на нем жилым домом в связи с переездом к сыну в г. Гродно. Матвеев просил выплатить ему стоимость земельного участка и компенсацию за жилой дом с надворными постройками по существую-щим нормам. Исполнительный и распорядительный орган отказал в удовлетво-рении этого заявления, предложив Матвееву самостоятельно оформить договор купли-продажи земельного участка и жилого дома. Дайте правовую оценку ситуации. Каков порядок выкупа земельного участка в государственную собст-венность? Согласно действующему законодательству Витебский городской исполнительный и распорядительный орган не вправе был отказывать Матвееву, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 Кодекса Республики Беларусь о земле в компетенцию исполнительных и распорядительных органов горо-дов входит выкуп и граждан земельных участков, находящихся в пределах городской черты городов областного подчинения. Согласно ст. 54 КоЗ передача земельных участков, находящихся в собственности граждан, в государственную собственность производится после их выкупа и возмещения в полном объеме убытков согласно статье 133 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Допускается добровольное безвозмездное отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, в государственную собственность. Выкуп земельных участков, которые в соответствии со статьей 25 КоЗ предоставляются по решению сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительных органов, производится этими органами, а земельных участков, которые предоставляются по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, районных, областных исполнительных и распорядительных органов, - районными исполнительными и распорядительными органами. Выкуп земельных участков, а также возмещение убытков производятся за счет средств юридических и физических лиц, которым предоставляются изымаемые земельные участки, в сроки, установленные судом, но не свыше трех месяцев со дня изъятия этих участков. Выкуп у граждан земельных участков, не предоставляемых непосредственно после выкупа юридическим и физическим лицам, производится соответствующим исполнительным и распорядительным органом за свой счет в течение трех месяцев с момента подачи гражданином в исполнительный и распорядительный орган заявления о передаче земельного участка в государственную собственность. Выкуп земельных участков производится по нормативной цене, действующей на момент выкупа. При выкупе земельного участка собственнику возмещаются расходы, связанные с улучшением качества земли, за исключением случаев изъятия за использование земли не по целевому назначению, систематического невыполнения мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли, использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки. Порядок возмещения указанных расходов определяется Советом Министров Республики Беларусь. Список использованных источников: 1. Конституция Республики Беларусь: принята 15 марта 1994 г. N 2875-XII: (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996, в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 N 1) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Минск, 2008. 2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г., N 194-З (в ред. Закона. от 05.01.2008 N 321-З) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Минск, 2008. 3. Кодекс Республики Беларусь о земле, 4 января 1999 г., N 226-З : текст Кодекса по состоянию на 22 марта 2007 г.- Минск : Амалфея, 2007. - 120 с. 4. О праве собственности на землю : Закон Республики Беларусь 16 июня 1993 г. N 2417-XII // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Минск, 2008.- Утратил силу. 5. Об изъятии и предоставлении земельных участков : Указ Президента Республики Беларусь, 27 декабря 2007 г., № 667 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Минск, 2008. 6. Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков : утверждено указом Президента от 27 декабря 2007 г. № 667 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Минск, 2008. 7. Бакиновская О. А. Земельное право : ответы на экзаменационные вопросы / О. А. Бакиновская. - 2-е изд.- Минск : ТетраСистемс, 2007. - 192 с. 8. Демичев Д. М. Экологическое право. Особенная часть : учебник / Д. М. Демичев. - Минск : Вышэйшая школа, 2007. - 494 с. 9. Ерофеев Б. В. Земельное право России : учебник / В. Б. Ерофеев. - Изд. 9-е. - Москва : Юрайт, 2007. - 655 с. 10. Жариков Ю. Г. Земельное право России : учебник / Ю, Г. Жариков.- Москва : Кнорус, 2006. - 480 с. 11. Станкевич Н. Г. Земельное право : учебное пособие / Н. Г. Станкевич. - Минск : Книжный дом, 2003. - 544 с. 12. Шингель Н. А. Правовое регулирование земельных споров / Н. А. Шингель // Обзор судебной практики. - 2008. - № 3. - С. 4-21. 13. Шингель Н. А. Проблемы становления земельного законодательства Республики Беларусь / Н. А. Шингель // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики : сборник научных трудов. - Минск : БГУ, 2005. - С. 225-232.
Страницы: 1, 2
|