реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование времени отдыха

реферат
p align="left">2) инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;

3) лицам, принимавшим участие в 1986-1987 годах в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.

В случае неиспользования в текущем календарном году этого социального отпуска он не переносится на следующий год.

Трудовой кодекс Республики Беларусь содержит три разновидности отпусков:

1) по уважительным причинам без сохранения или с частичным сохранением заработной платы:

2) кратковременный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней, который наниматель обязан предоставить по желанию работника. Такой отпуск предоставляется следующим категориям работников:

а) женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

б) ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территории других государств;

в) осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением;

г) инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц;

д) иным работникам в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением;

кратковременный отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам, предоставляемый по договоренности между работником и нанимателем. Такой отпуск предоставляется на срок не более 30 календарных дней, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением;

отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемый по инициативе нанимателя. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (с изм. и доп.) // НЦПИ «Эталон» (электронный ресурс) - 2008. - ст. 191 Этот отпуск может быть предоставлен с согласия работника (работников) при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а так же при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с медицинским заключением. Размер сохраняемой заработной платы определяется по договоренности между нанимателем и работником (работниками), если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Суммирование отпусков.

Изменения в правовом регулировании основного и дополнительных отпусков повлекли за собой изменения в порядке их суммирования. В соответствии с новой редакцией ст. 162 ТК Республики Беларусь дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску, если иное не предусмотрено актами законодательства. Постановлением № 1695 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.2000 № 1154 «Об утверждении Порядка предоставления и суммирования трудовых отпусков» и от 05.01.2001 № 10 «О внесении изменений и дополнений в Порядок предоставления и суммирования трудовых отпусков» признаны утратившими силу. В результате перестают применяться предусмотренные указанными постановлениями правила суммирования основного и дополнительных отпусков. Это, в частности, положение об ограничении 35 календарными днями обшей продолжительности трудового отпуска при суммировании основного и дополнительных отпусков; различные правила суммирования основного отпуска и дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день и за продолжительный стаж работы. Таким образом, в настоящее время дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы, а также за ненормированный рабочий день и за продолжительный стаж работы присоединяются к основному отпуску продолжительностью 24 календарных дня без ограничения общей продолжительности трудового отпуска. Греченков А. Дополнительные отпуска: новое в правовом регулировании. // БНПИ. Юридический мир. 2008. № 4. - С. 54.

Исключения из данного правила, определяющие более льготный порядок суммирования трудовых отпусков, предусмотрены упоминавшимся выше постановлением № 73 (отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы). В соответствии с п. 2 этого постановления к основному отпуску продолжительностью более 24 календарных дней присоединяются дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы, предоставляемые следующим категориям работников:

1) признанным инвалидами (продолжительность их основного отпуска составляет 30 календарных дней);

2) моложе восемнадцати лет (продолжительность их основного отпуска составляет 30 календарных дней);

3) работающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (продолжительность их основного отпуска составляет 37 или 44 календарных дня).

Характерно, что в действующей редакции ст. 162 ТК Республики Беларусь в отличие от предыдущей редакции не упоминаются коллективные договоры, соглашения, в которых может предусматриваться иной порядок суммирования трудовых отпусков. Думается, однако, что коллективные договоры, соглашения могут содержать более льготный для работников порядок суммирования трудовых отпусков, поскольку по общему правилу локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде (ч. 2 ст. 7 ТК Республики Беларусь). Естественно, что затраты на осуществление подобных мероприятий должны финансироваться за счет собственных средств нанимателя.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного видно, что в нашей стране работнику дается возможность полноценно использовать свое свободное время. Многие люди в свободное время учатся без отрыва от производства в средних и высших учебных заведениях. По трудовому законодательству в составе свободного от работы времени различаются: перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, еженедельный отдых, праздничные дни, дополнительные свободные от работы дни, отпуска.

Заключение

Подводя итог всему изложенному, следует отметить следующее.

В трудовом праве временем отдыха признается внерабочее время, которое работник вправе использовать по своему усмотрению.

Законодательство не регламентирует распределение и использование внерабочего времени, оставляя решение данного вопроса на усмотрение самого работника. Вместе с тем законодательство закрепляет различные виды времени отдыха, регулирует чередование рабочего времени и времени отдыха, распределение времени отдыха между периодами рабочего времени, что необходимо для обеспечения охраны труда и восстановления работоспособности работников.

Так, в соответствие с трудовым законодательством, установлены следующие виды времени отдыха:

1) перерывы в течение рабочего дня;

2) ежедневный (междусменный) отдых;

3) еженедельные выходные дни;

4) праздничные дни;

5) отпуска.

Следует заметить, что при проведении проверок государственные инспекторы чаще всего выявляют факты несоблюдения требований законодательства в части порядка предоставления трудовых отпусков работникам. При этом наниматели допускают различные нарушения - от установления очередности предоставления трудовых отпусков до выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск при увольнении работника.

Проверки показывают, что некоторые наниматели имеют приблизительное представление о продолжительности трудовых отпусков для разных категорий работников, исчисляют их в рабочих днях, не умеют суммировать трудовые отпуска, затрудняются в определении среднего заработка за время трудового отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск.

В отдельных организациях, особенно организациях малого предпринимательства, трудовые отпуска предоставляются без оформления соответствующим образом, то есть предоставление трудового отпуска производится без издания приказа (распоряжения, решения) или записки об отпуске установленного образца. Факты предоставления трудового отпуска в таких организациях подтверждаются только табелями учета рабочего времени.

Так же известны факты непредоставления трудовых отпусков работникам в течение каждого рабочего года. Так, выявляются факты задолженности перед работниками по трудовым отпускам за несколько лет, что недопустимо в силу того, что нарушается одно из основных прав гражданина, предоставленного ему статьей 43 Конституции Республики Беларусь, - право на отдых. Зачастую при выяснении обстоятельств такой задолженности по трудовым отпускам устанавливается то, что ни наниматель, ни работник со своей стороны не контролировали данный вопрос.

Условия предоставления трудовых отпусков за первый рабочий год отражены в статье 166 ТК Республики Беларусь. Статья содержит перечень категорий работников, которым наниматель обязан по их желанию предоставлять трудовые отпуска до истечения 6 месяцев работы.

Однако известны факты непредоставления трудовых отпусков работникам за первый рабочий год в установленном порядке. Наниматели предоставляют работникам трудовой отпуск не в пределах первого рабочего года, а только после его истечения, что впоследствии приводит к нарушению периодичности предоставления трудовых отпусков, появлению задолженности.

Несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска может повлечь то, что трудовой отпуск по желанию работника будет перенесен в порядке, предусмотренном ст. 171 ТК Республики Беларусь.

На практике возникает вопрос о том, в какой форме график трудовых отпусков должен быть доведен до сведения работников. Во избежание возникновения споров по данному вопросу, кроме того, что график должен вывешиваться на видном и доступном для получения информации месте, также целесообразно доводить график трудовых отпусков работникам под роспись. Следует отметить, что дата начала трудового отпуска определяется по договоренности между работником и нанимателем. Данное положение законодательства существенно как при составлении графика трудовых отпусков, так и при предоставлении трудового отпуска работнику в индивидуальном порядке.

В соответствии с утвержденным нанимателем графиком работнику каждый рабочий год должен быть предоставлен трудовой отпуск. Подчас наниматели не составляют графики трудовых отпусков и предоставляют трудовые отпуска только по заявлению работника, что ставит работника в невыгодные условия и зависимость от нанимателя.

При предоставлении трудовых отпусков обязанностью нанимателя является уведомление работника о начале трудового отпуска не позднее, чем за 15 календарных дней, а работник, которому трудовой отпуск предоставляется индивидуально, должен быть уведомлен в тот же срок письменно (ст. 169 ТК Республики Беларусь).

Согласие может быть в виде согласительной подписи работника на перенос части трудового отпуска, проставленной на приказе нанимателя. На практике применение данной нормы вызывает сложности у нанимателей по различным причинам: в связи со спецификой осуществляемой деятельности, большим количеством работающих, наличием удаленных структурных подразделений и др. Зачастую требованиям данной статьи наниматели не придают значения, ошибочно полагая, что достаточно наличия графика трудовых отпусков.

Сложность данного вопроса состоит еще и в том, что в графиках трудовых отпусков указывается только месяц предоставления отпуска без конкретных дат, а иногда и два месяца (например, июль-август). Соответственно, для определения даты начала трудового отпуска требуется заявление работника.

Как правило, вопрос уведомления работника о времени начала трудового отпуска решается путем издания соответствующего приказа или оформления записки об отпуске не позднее, чем за 15 дней до начала трудового отпуска, с которыми работники ознакамливаются под роспись. Кроме того, следует отразить в локальных нормативных правовых актах или в трудовом договоре работника минимальный срок подачи работником заявления с указанием даты начала трудового отпуска (для случаев, когда в графике отпусков не указана конкретная дата), например, не позднее чем за один месяц.

Неурегулированность нанимателем данного вопроса приводит к тому, что приказы о предоставлении трудовых отпусков (записки об отпуске) поступают в бухгалтерию поздно, нередко после фактического начала трудового отпуска, что, в свою очередь, влечет нарушение сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска. Данные факты нарушений устанавливаются при проверках достаточно часто.

Если трудовой отпуск предоставлен с соблюдением установленного порядка, но работник отказывается использовать отпуск в определенный для него срок без законных оснований, наниматель вправе отказать работнику в переносе отпуска и не выплачивать денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, кроме случаев выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск при увольнении работника (ст. 173 ТК Республики Беларусь).

Таким образом, при применении нормы ст. 173 ТК Республики Беларусь существенным условием является порядок предоставления трудового отпуска работнику, установленный законодательством. В противном случае отказ работнику в предоставлении трудового отпуска в течение рабочего года будет незаконным

При уходе в трудовой отпуск работнику должен быть выплачен средний заработок до начала отпуска - не менее чем за два дня (ст. 176 ТК Республики Беларусь) и не менее чем за один день согласно п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями. Следует констатировать, что нарушение срока выплаты среднего заработка за время трудового отпуска является наиболее распространенным видом нарушения.

Несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска может повлечь то, что трудовой отпуск по желанию работника будет перенесен в порядке, предусмотренном ст. 171 ТК Республики Беларусь.

При выплате окончательного расчета нанимателями часто наблюдается нарушение требований ст. 179 ТК Республики Беларусь. Закон требует от нанимателя при увольнении работника, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, выплачивать денежную компенсацию в день увольнения. Если ко дню увольнения работник проработал часть рабочего года, денежная компенсация выплачивается пропорционально отработанному времени.

Однако типичным нарушением является то, что наниматели не начисляют и не выплачивают работникам компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск. Закон требует от нанимателя компенсировать работнику при увольнении неиспользованные трудовые отпуска за все рабочие годы. Как показывает анализ проведенных проверок, данное нарушение наниматели допускают зачастую в целях экономии денежных средств.

При подсчете компенсации за неиспользованный трудовой отпуск наниматели допускают нарушения ст. 177 ТК Республики Беларусь. Так, например, при расчете отработанных в рабочем году полных месяцев остаток дней, составляющий 15 и более календарных дней, округляется до полного месяца, а составляющий менее 15 календарных дней, - из подсчета исключается. Данное требование нанимателями порой не соблюдается.

В нарушение требований ст. 161 ТК Республики Беларусь зачастую наниматели производят замену трудовых отпусков, предоставляемых авансом, денежной компенсацией. Например, рабочий год, за который согласно законодательству предоставляется трудовой отпуск в натуре, еще не закончился (т.е. отпуск авансированный), тем не менее, наниматель по заявлению работника выплачивает денежную компенсацию порой даже без обязательного предоставления установленного количества дней трудового отпуска в натуре и без учета ограничений по замене трудового отпуска денежной компенсацией за вредные и (или) опасные условия труда и за особый характер работы.

Средний заработок за время трудового отпуска работников должен начисляться в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 37).

Думается, что выход из данной ситуации возможен при условии своевременного изучения вносимых изменений в законодательство о труде и соблюдения нанимателями данных норм, во избежание данных нарушений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.