реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование транспортных обязательств

реферат

Правовое регулирование транспортных обязательств

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовое регулирование транспортных обязательств

§1. Понятие транспортного обязательства, виды транспорта

§2. Система правового регулирования договора перевозки

Глава 2. Обязательства по перевозке грузов

§1. Заключение договора грузовой перевозки

§2. Договоры перевозки грузов различными видами транспорта

§3. Договор буксировки

§4. Договор перевозки пассажиров и багажа

Глава 3. Ответственность за нарушение транспортных обязательств

§1. Условия и виды имущественной ответственности

§2. Претензии и иски по перевозкам грузов

Глава 4. Договор транспортной экспедиции

§1. Понятие и элементы договора экспедиции

§2. Имущественная ответственность

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом необычайно обширен. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Например, отправляясь на работу на общественном транспорте, гражданин вступает с соответствующей транспортной организацией в отношение, которое регулируется нормами гражданского права. Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение груза или человека в пространстве.

Регулирование отношений, связанных с перемещением грузов за последние годы существенно изменилось, что обусловлено переходом централизованно регулируемой экономики к рыночной. Для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.

Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число вопросов, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.

Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство изучить вопросы транспортных обязательств.

Названная цель предопределила постановку и решение следующих задач: изучить источник правового регулирования транспортных обязательств; рассмотреть обязательства по перевозке грузов, выделить порядок предъявления претензий и исков по перевозкам, раскрыть договор о транспортной экспедиции.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

§1. Понятие транспортного обязательства, виды транспорта

Транспортными обязательствами называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом. Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, - это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации1.

Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

Транспорт -- одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).

В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. [1Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание четвёртое, переработанное и дополненное./Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000. - 624 с.]

Воздушное или морское судно, железнодорожный состав речной и морской транспорт, а также автомобильный.

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. В главе 40 Гражданского кодекс Российской Федерации помимо общей конституции договора перевозки как родового понятия, применительно ко всем самостоятельным видам транспорта (железнодорожному, морскому, внутреннему водному, автомобильному и воздушному) предусмотрены отдельные разновидности договора перевозки - договор перевозки груза, договор перевозки пассажира и багажа, договор фрахтования. Каким бы ни был вид транспорта и разновидность самой перевозки, она всегда осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1 статья 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Как уже было замечено в транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт. Выделяется также особая разновидность транспорта -- трубопроводный, осуществляющий доставку газа и нефти. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводному транспорту применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении. Так, статья 548 пункт 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «К отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства». [2 М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.300-303.]

§ 2. Система правового регулирования договора перевозки

Развитие транспортного законодательства прошло три основных этапа: административно-правовой, планово-договорный и продолжающийся ныне договорно-правовой. Административно-правовой охватывает период до принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961года. В этот период нормативное регулирование транспортных отношений осуществлялось преимущественно постановлениями правительства и административно-партийных органов. Второй этап занимает период до начала приватизации государственных и муниципальных предприятий. В эти годы возросла роль государственного планирования перевозок. В январе 1970 года были утверждены Основные положения о годовом и квартальном планировании перевозок. В транспортные уставы и кодексы были включены самостоятельные разделы о планировании перевозок. На третьем этапе развития транспортного законодательства происходит смена приоритетов: императивное транспортное законодательство перестаёт быть звеном первой величины, поскольку приоритетное значение приобретает договорное право.

В Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 40) включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Данные правила подлежат применению ко всем видам перевозок. Согласно статье 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора о перевозке. Пункт 2 этой же статьи гласит: «Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами». Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов. В настоящее время к числу основных актов транспортного законодательства относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 года (в редакции от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ);

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 года № 18-ФЗ (с изменениями от 18 ноября 2007);

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ (в редакции от 18июля 2009);

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года № 24-ФЗ (в редакции от 08 апреля 2009);

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008);

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ.

Кроме кодексов, уставов большое значение имеют правила, издаваемые Правительством России, а также соответствующими транспортными ведомствами (Министерством транспорта, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральной аэронавигационной службой, Федеральными агентствами воздушного, дорожного, железнодорожного, морского и речного транспорта). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

Действующие в Российской Федерации вышеотмеченные транспортные уставы, кодексы и правила отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках.

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции.

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

§1. Заключение договора грузовой перевозки

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется, в силу пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании договора перевозки. Общие условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2 статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку срок, установленный принятой заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель -- предъявить груз к перевозке или отказаться от поданных транспортных средств, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза (статья 791 Гражданского кодекса российской Федерации).

Правовые формы предпосылки заключения договора грузовой перевозки: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; б) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта; в) административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.

Если рассматривать систему заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Например, для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт (статья 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объёме. В договоре об организации перевозки грузов определятся объёмы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчётов, а также иные условия организации перевозки3.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.