реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование образовательной деятельности в СССР

реферат
p align="left">В 1930 г. выделились основные типы учебных заведений: университеты, политехнические институты, отраслевые вузы. В годы первой пятилетки существовал и такой тип, как хозяйственные (промышленные) академии. Отмечалось необоснованное разукрупнение ряда больших политехнических институтов и университетов, наряду с этим принимались меры к «уплотнению» вузов Российской республики: однотипные вузы в крупных городах объединялись во избежание параллелизма в их развитии. Без должных оснований проходила реорганизация отдельных техникумов в вузы. Поскольку содержание высшего образования сводилось к профессиональной подготовке, вузы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» начали передавать в ведение промышленности (ВСНХ), соответствующих наркоматов и других ведомств: сельскохозяйственные вузы - отраслевым объединениям Наркомзема, медицинские учебные заведения - Наркомздравам. В ведении Наркомпроса сохранились педагогические, художественные учебные заведения, университеты, а также программно-методическое руководство работой учебных заведений. Складывалась территориально-отраслевая централизация управления, что в известной степени способствовало развитию демократических начал, улучшению планирования, росту и совершенствованию отраслевых вузов. См. Сапаргалиев Г.С. Развитие советского законодательства.., с.20; Хотеенков В.Ф. Система управления вузами : 30-е годы.- ВВШ, 1987, №11, с.19. В то же время новые формы руководства привели к неизбежным издержкам: ведомственному подходу, параллелизму вузов, отсутствию единого контроля за сетью высших технических учебных заведений.

В 1932 г. был образован Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР (ВКВТО). Он руководил высшим техническим образованием и осуществлял контроль за повышением качества подготовки специалистов. Ему перешла часть компетенции отраслевых министерств, он концентрировал управление высшим техническим образованием на территории всех союзных республик; Государственное управление народным образованием в СССР. А.-А., 1980. однако в целом характеризовался как орган, регулирующий и координирующий, не имеющий оперативных функций. Положительными результатами централизации стали оптимизация сети вузов, упорядочение номенклатуры специальностей, унификация учебного процесса и его надлежащее учебно-методическое обеспечение. Была создана система аттестации научно-методических работников и ВАК (при ВКВТО). Именно ВКВТО разработал новые типовые уставы высшей школы (утверждены ВЦИК в 1933 и 34 гг.). К 1934г. он курировал почти все вузы. См. Хотеенков В.Ф. Указ. соч., с.19,22.

Опыт ВКВТО был положен в основу деятельности Всесоюзного комитета по делам высшей школы, созданного в 1936г. при СНК СССР. Он руководил всеми вузами независимо от ведомственной принадлежности (кроме вузов искусства и военных). Комитет утверждал директоров вузов (ректоры были только в университетах), а преподавателей - в званиях профессоров и доцентов. При председателе этого комитета был образован Совет из представителей ведомств и союзных республик. См. Штамм С.И. Указ. соч., с.122.

После структурной реорганизации системы управления вузами постепенно уменьшались широкие экономические правомочия учебных заведений (вплоть до права торговых операций). На рубеже 30-40-х гг. окончательно сложилось госбюджетное финансирование с чрезмерной централизацией финансовых прав, исключающее смешанные (комбинированные) методы и возможность самоокупаемости учебных заведений. См. Пути перестройки управления народным образованием, с.46.

Важнейшим инструментом управления высшей школой стали директивное планирование и централизованное распределение специалистов.

Планирование и координация - также отличительная черта организации науки в годы Советской власти. Уже в 1936 г. было подчеркнуто, что «без научно-исследовательской работы не может осуществляться подготовка специалистов на уровне требований современной науки, без этого немыслимо повышение квалификации научно-педагогических кадров». Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе вузов и о руководстве высшей школой» от 23.06.36. - В сб. «Высшая школа». М., 1978, с.14. Фундаментальные научно-теорети-ческие исследования по проблемам, связанным с государственными потребностями, проводили НИИ при вузах. С 1921г. складывается система подготовки научно-педагогических кадров, принимаются соответствующие нормативно-правовые акты. Положение о научных работниках вузов 1924г., Положение о подготовке научных работников при вузах и научно-исследовательских учреждениях 1925г., Положения об аспирантуре и заочной аспирантуре 1939г.

Основные принципы и формы подготовки научно-педагогических кадров, сформировавшиеся к 40-м гг., сохранились и в дальнейшем, хотя соответствующие положение неоднократно пересматривались. Впоследствии появилась целевая и годичная аспирантура, введена должность стажера-исследователя как одна из форм подготовки кадров высшей квалификации. В 1939 г. была открыта докторантура, ликвидированная в 1956 г. и вновь возрожденная в 1988г. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования.- утв.приказом Минвуза СССР и ВАК при СМ СССР от 15.09.87 №673/63. Бюллетень, 1987, №12, с.4.

Несколько иначе дело обстояло с военными учебными заведениями. Путь, пройденный вузами, готовившими офицерские кадры Пограничных войск в послевоенный период, был сложным и часто противоречивым, подверженным всевозможным преобразованиям, не всегда продуманным и приносящим пользу подготовке офицеров и охране государственной границы. Но, несмотря на это, вузы в целом готовили качественный офицерский корпус Пограничных войск.

В период с 1945 по 1991 г. учебные заведения, готовившие офицеров-пограничников, прошли 3 относительно самостоятельных этапа: 1-й -(945-1957 г.г.), 2-й - (1958 - 70-е г.г.), 3-й - (1980-1991 г.г.), каждому из которых были присущи свои особенности. В пользу подобного деления говорят как военно-политические, так и организационно-технические факты реорганизация войск и вузов, их подчиненность, уровень военно-профессионального образования, динамика целей и задач подготовки, материально-техническое обеспечение и т.п.

Послевоенный период формирования военных пограничных вузов характеризовался следующими особенностями:

- учебные заведения, готовившие офицерские кадры для Пограничных войск, находились в системе НКВД-МГБ-МВД, были многопрофиль-ными вузами;

- система военно-профессионального образования была самостоятельной и достаточно завершенной, позволяющей готовить офицеров от низшего до высшего состава (Суворовское училище - военное училище, юла усовершенствования - Военный институт);

- учебные заведения, за исключением Военного института и Высшего военно-морского пограничного училища, были средними вузами и выпускали офицеров со средним общим и военным образованием.

С окончанием Великой Отечественной войны возникла необходимость реформирования школьно-курсовой сети войск НКВД, связанного с входом к мирным условиям функционирования и совершенствованием военно-профессионального образования офицеров войск. В связи с этим и приняты меры организационного характера по передислокации, переформированию и восстановлению вузов. Приказом НКВД от 6 мая 1945 г. в целях подготовки офицеров автобронетанковой, оружейной специальностей и интендантской службы к 1.08.1945 г. было создано московское военное училище войск НКВД с местом дислокации в местечке Померки.

Интендантское и оружейно-техническое отделения были переданы в училище из состава Московского военно-технического училища Внутренних дел, а автотехническое отделение - из состава Харьковского кавалерийского пограничного училища НКВД (г. Алма-Ата), которые в свою очередь были переформированы в Московское военное училище войск НКВД численностью курсантов - 900 человек, и Алма-атинское военное училище войск НКВД с численностью курсантов 800 человек. (Приказ НКВД 30.06.1945 г.). Московское училище приступило к подготовке офицеров: пехоты - 2 дивизиона, связи - 2 дивизиона, радиотелеграфистов - 1 дивизион, который приказом НКВД от 28.06.1946 г. был расформирован. См.: ЦА ФПС, ф.796, оп. 1, д. 1.

Приказом НКВД от 18.07.1945 г. в Алма-атинском военном училище было открыто отделение служебного собаководства с двухгодичным ком подготовки, которое укомплектовывалось военнослужащими срочной и сверхсрочной службы Пограничных войск, имеющими опыт юты со служебной собакой и образованием не ниже 7-8 классов.

В сентябре 1945 г. на базе Харьковских военно-политических курсов младших лейтенантов было сформировано Военно-политическое училище войск НКВД со сроком обучения 3 года (приказ НКВД от 08.1945 г.).

Училище подлежало комплектованию военнослужащими войск БД с образованием не ниже 8 классов, возраст которых не превышал 25 г, кандидатами и членами ВКП(б) и предназначалось для подготовки политработников среднего звена. Приказом НКВД от 23.10.1945г. Курсы переподготовки офицеров-разведчиков были преобразованы в Каменец-дольскую школу усовершенствования офицерского состава. В школе наряду с переподготовкой офицеров предусматривалось учение дивизиона курсантов, набранных из сержантского состава срочной и сверхсрочной службы сроком на 11 месяцев. Согласно этому же

приказу курсы переподготовки оперативного состава пограничных войск

(г. Бабушкин) были преобразованы в Московскую школу усовершенствования оперативного состава войск НКВД. См.: ЦАФПС.ф. РЗВ.опЛ.д.1. Школы имели ту же структуру определения и обеспечения учебного процесса, что и военные училища и 2 дивизиона слушателей.

В связи с реорганизацией НКВД в МВД директивой УВУЗ № 9 от ,04.1946 г. все вузы НКВД были включены в систему МВД СССР. См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.221, л.1. 2

Реформирование системы военно-профессионального образования офицеров-пограничников происходило одновременно с созданием соот-ветствующей учебно-материальной базы в училищах и школах. Начало другой работе после войны было положено директивой УВУЗ № 20/2-0358 ВТ 6.05.1946 г. которой предусматривалось создание при всех вузах войск МВД учебных городков и учебных застав для повышения эффективности тактического обучения слушателей и курсантов. См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.223, л.25.

В связи с тем, что распоряжением Совета Министров СССР № 5804-от 4.05.1946 г. Кутаисское суворовское военное училище МВД СССР до передислоцировано в г. Петродворец на базу Ленинградского военного училища войск МВД СССР, последнее было переведено в г. Махачкалу на место дислокации 449-го Краснознаменного мотострелкового полка войск МВД (приказ МВД от 23.05.1946 г.). Эта передислокация имела важное значение: приближала обучение к войсковой практике, т.к. ом была государственная граница, охраняемая войсками Грузинского, Минского и Азербайджанского пограничных округов. Курсанты учились, активно привлекались и для проведения оперативных мероприятий, борьбы с банд формированиями, что давало хорошую практику для будущей службы.

Одним из путей совершенствования сети вузов и системы военно-профессионального образования офицерских кадров войск было увеличение сроков подготовки курсантов и слушателей в вузах (училищах и школах). Тем более, что уровень подготовки по-прежнему не удовлетворял руководство МВД и ГУПВ.

Усовершенствование офицеров морпогранчастей осуществлялось ЛВВМПУ.

В 1949 г. было создано МГБ СССР, которому были переданы и Пограничные войска. В соответствии с приказом МВД от 17.10.1949 г. в МГБ или Военный институт, все военные училища и школы, готовившие офицерские кадры Пограничных войск, Ленинградское суворовское военное училище и 30 % штатной численности и личного состава УВУЗ МВД. См.: ЦА ФПС, ф.796, оп.1, д.55, л.л.1-3; ф.738, оп.1, д.91, л.45; ф.14, оп:7, д.194 мая 1950 г. вышло постановление Совета Министров СССР № 2116-1СС, касающееся вопросов усиления охраны Государственной границы СССР, в том числе и комплектования войск офицерским составом. Этот документ обязывал Военное министерство СССР выделять ежегодно для пограничных войск МГБ, из числа оканчивающих средние и высшие специальные военно-учебные заведения, 250 человек различных специальной: авиационной, морской, инженерной, военных переводчиков, медици-нских и ветеринарных работников и других специалистов по заявкам пограничных войск МГБ. Для Пограничных войск ежегодно в военных академиях, факультетах заочного обучения и КУОС представлялось - 75 мест, в т.ч. на общевойсковом факультете ВПА им. В.И. Ленина - 15 мест. См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.691, л. 16.

Приказом МГБ от 8.08.1950 г., в целях улучшения организации обучения курсантов и усовершенствования офицерских кадров для войск МГБ приближения обучения к нуждам и практически задачам войск, военные училища и школы усовершенствования офицерского состава были переданы в ведение Главного управления Пограничных войск МГБ СССР. К ним относились:

- Высшее военно-морское пограничное училище;

- Московская ШУОС;

- Каменец-Подольская ШУОС;

- Московское военное училище (г. Бабушкин);

- Махачкалинское военное училище;

- Алма-Атинское военное училище;

- Харьковское военное училище (п. Померки);

- Военно-политическое училище (г. Харьков);

- Ленинградское суворовское военное училище.

Для руководства военными училищами и ШУОС в ГУПВ создавался отдел вузов. Общее методическое руководство и контроль за учебным процессом в вузах возлагались на 5-й отдел управления кадров МГБ. В учебные планы и программы были внесены изменения, касавшиеся про-фессиональной направленности содержания обучения. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.37, л.л.64-66

В 1951 г. приказом МГБ Алма-Атинская ШУОС также была передана в подчинение ГУПВ и приказом МГБ от 20.09.1951 г. переименована в Алма-атинскую пограничную ШУОС. Слушателями этой школы зачисля-юсь офицеры-пограничники из числа начальников пограничных застав, заместителей и контролеров контрольно-пропускных пунктов Погра-ничных войск, имевших среднее общее и военное образование и прослу-живших на границе не менее 1 года. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.40, л.л.139-140

24.11.1951 г. приказом МГБ все военные училища и школы усовер-шенствования офицерского состава, переданные в подчинение ГУПВ, получили наименование «пограничные» с присвоением им формы одежды граничных войск. Харьковское военное училище стало Первым Харьковским пограничным военным училищем, а Военно-политическое - Вторым Харьковским пограничным военным училищем. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.40, л.л. 286-287 Наименование «пограничных» учебные заведения сохранили и в последующем, после передачи Пограничных войск и вузов в МВД и перехода в подчинение УВУЗ.

Подготовку старшего и высшего (до округа) офицерского состава ж осуществлял Военный институт МГБ. Анализ руководящих документов конца 40-х - начала 50-х г.г. показал, что институт испытывал определенные трудности в решении поставленных задач. Так, в докладной записке по итогам проверки Военного института МГБ в 1949 г. отмечалась остаточная укомплектованность генералами и офицерами постоянного состава (77 % от штатной численности), слушателями основного факультетa 79 % (обучалось на 3-х курсах 429 чел., вместо 540 положенных по штату). Одной из причин не укомплектованности слушателями был высокий[ служебный ценз абитуриентов (5 лет службы в войсках, в то время, в Военной академии им. М.В. Фрунзе - 3 года). Кроме этого, были серьезные недостатки в организации и осуществлении учебного процесса. См.: ГАРФ, ф.9422, оп.4, д.692, л.л.121-133.

В то же время, сравнительный анализ учебных планов и программ основных факультетов Военного института и Военной академии им. М. Фрунзе в 1950 г. показал, что они практически копировали друг друга по структуре обучения и количеству часов на военные предметы, а разница (специальная и общеобразовательная подготовка) покрывалась за счет одного "лишнего" года обучения. Выпускники института получали квалификацию офицера с высшим военным образованием (полк - дивизия). См.: ГАРФ, ф.9422, оп.1, д.1324, л.233

В 1953 г. руководством МВД был принят ряд мер, направленных на совершенствование качества военно-профессионального образования, улучшения его практической направленности, повлекших организационно-штатные преобразования сети учебных заведений. Приказом МВД Московская и Алма-атинская пограничные ШУОС были расформированы, Второе Харьковское пограничное военное училище было реорганизовано школу усовершенствования политсостава. Калининградское военное училище МВД, готовившее кадры для ГУЛАГа, было преобразовано в пограничное военное училище с созданием соответствующей структуры, материальной базы и штатом - 600 курсантов. См.: А ФПС, ф.14, оп.4, д.413, л.417 Был установлен двухгодичный срок обучения курсантов. Согласно этому приказу была проведена реорганизация Московского пограничного военного училища МВД: упразднен пехотный профиль подготовки и училище переформировано по новому штату в составе:

- 3-х курсантских дивизионов связи;

- курсов усовершенствования офицерского состава связи (1 дивизион слушателей);

- курсов усовершенствования командно-оперативного состава (1 дивизион слушателей).

Анализ содержания подготовки офицерского состава войск МВД ил наличие серьезных недостатков в организации, проведении учебного процесса, что повлекло за собой значительные организационно-штатные преобразования, направленные на совершенствование военно-профессионального образования офицерских кадров.

Военном институте МВД СССР в 1952/53 учебном году и задачах по улучшению подготовки офицерских кадров" отмечались следующие недостатки:

- начетнический подход в преподавании;

- отрыв обучения от жизни войск, отсутствие связи с главными направлениями МВД;

- обучение слушателей оперативно-тактической подготовке носило в основном теоретический характер, не позволяло формировать у слушателей навыков управления частями и соединениями войск в современном бою, большая часть занятий по военным дисциплинам проводилась в классе;

- институт не имел своего лагеря и необходимой учебно-материальной базы по военным дисциплинам;

- слабо была организована и проводилась методическая и научно-следовательская работа.

Аналогичные недостатки в учебном процессе были характерны практически для всех вузов МВД. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.414, л.334.

Оценивая уровень обучения по итогам 1954 г. по основным предметам, лучшими учебными заведениями были признаны Алма-атинское и Махачкалинское пограничные военные училища. По конкретным дисциплинам:

- основам марксизма-ленинизма - Махачкалинское;

- службе и тактике Погранвойск - Алма-атинское и Махачкалинское;

- тактике - Алма-атинское, Махачкалинское;

- огневой подготовке - Махачкалинское, Ленинградское;

- физической подготовке - Алма-атинское, Махачкалинское. ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.414, л.л.333-337.

В этой связи с переформированием Махачкалинского пограничного училища (Пр. МВД от 18.08.1955 г.) в Махачкалинскую пограничную школу усовершенствования офицерского состава в составе 2 дивизионов слушателей (300 человек). Пограничные войска лишились лучшего по единым показателям училища.

Материалы учебных заведений середины 50-х годов свидетельствуют, о том, что, несмотря на требования МВД сократить, многопрофиль-на вузов, на самом деле эта тенденция еще более усилилась.

Приказом МВД от 27.04.1955 г. "Об улучшении подготовки офицерских кадров в вузах МВД СССР" на Московское пограничное военное училище была возложена задача подготовки командиров саперных взводов для войск и органов МВД, 23.07.1955 г. расширена номенклатура спе-циальностей для выпускников профиля связи: радиосвязь, эксплуатация средств связи, линейно-кабельные сооружения связи. См.: ЦА ФПС, ф.14, оп.4, д.415. Это было связано с подготовкой специалистов для всех структур МВД: правительственной связи, шифровки, радиоперехвата и т.п.

В 1955 г. вузами Пограничных войск было подготовлено 1317 офи-церов и переподготовлено 792 офицера (без Военного института и Воен-но-морского училища.

В 70-е годы принципы построения всей системы народного образования были закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973 г.), Законе РСФСР «О народном образовании» (1974г.) Они подробно проанализированы Дороховой Г.А., Салищевой Н.Г., Сапаргалиевым Г.С. (см. указ. соч.) и аналогичных законах союзных республик, отражающих накопленный опыт и подводящих правовую базу под деятельность всех учебно-воспитательных учреждений страны. Хотя Конституция СССР относила к ведению Союза установление основных начал в области просвещения, указанные законодательные акты свидетельствовали о расширительном толковании этого понятия, так как отличались мелочной регламентацией вопросов, не требующих законодательного закрепления (стажировка и практика студентов, написание учебников и учебных пособий и т.п.).

Впервые за советский период вопросы подлинной демократизации и гуманизации высшего образования, автономии высшей школы были поставлены в конце 80-х гг. - это было вызвано изменением политического курса нового руководства. Переход к автономной модели высшей школы был экономически и социально детерминирован, признан необходимым средством преодоления кризиса общества и образования. См. указ Президента СССР «О статусе высших учебных заведений». Были определены Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране, совместные постановления ЦК КПСС и СМ СССР Пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.87г.: № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве», №326 «О повышении роли вузовской науки в ускорении научно-технического прогресса, улучшении качества подготовки специалистов», №327 «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров», №328 «О мерах по улучшению материальных и жилищно-бытовых условий аспирантов, студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений», №329 «О повышении заработной платы работников вузов». - «Бюллетень Минвуза СССР», 1987, №№ 6,7. наметили пути решения основных вопросов в вузовской жизни с учетом роли высшего образования в ускорении социально-экономического развития страны.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.